Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Куницыной Т.Н.,
судей коллегии Тубденовой Ж.В., Семенова Б.С.,
при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Баргузинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов МО "Баргузинский район" N " ... " от 29 января 2014 года "Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок" недействительным полностью
по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов МО "Баргузинский район" Дамбиева Ж.Б.
на решение Баргузинского районного суда РБ от 17 июня 2014 года, которым постановлено:
Признать решение Совета депутатов муниципального образования "Баргузинский район" N " ... " года "Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок" противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим полностью со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителя Совета депутатов МО "Баргузинский район" Дамбиева Ж.Б., прокурора Осиповой А.М. ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баргузинского района РБ обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов муниципального образования "Баргузинский район" N " ... " от 29 января 2014 года "Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок" противоречащим требованиям федерального законодательства, недействующим полностью, поскольку данным решением органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд определена контрольно-счетная палата МО.
Оспариваемое решение противоречит требованиям федерального законодательства, так как согласно п. 3 ч. 1 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в пределах их полномочий.
Тогда как, согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. В силу ст. 9 настоящего закона указанный орган контролирует законность, результативность (эффективность и законность) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников. Данным законом контрольно-счетным органам полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предоставлено.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Баргузинского района Михалева Т.С. заявленные требования поддержала. Добавив, что согласно ст. 98 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к полномочиям контрольно-счетных органов в сфере закупок отнесен аудит - анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Представитель заинтересованного лица председатель Совета депутатов МО "Баргузинский район" Стельмашенко В.В. полагал решение Совета принято законным и обоснованным. Мотивами возложения на контрольно-счетную палату данных полномочий явилось ограниченные финансовые возможности для создания отдельного органа, невозможность возложения данных полномочии на орган исполнительной власти. Кроме проведения аудита, Контрольно-счетная палата проводит, согласно ст. 99 Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов МО "Баргузинский район" Дамбиев Ж.Б. просит отменить решение суда, Полагает, перечень полномочий контрольно-счетной палаты не является исчерпывающим, поскольку контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют контроль за законностью, результативностью использования бюджетных средств. Полагает, в заявлении прокурора не указано, в чем заключается нарушение прав неопределенного круга лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Совета депутатов МО "Баргузинский район" Дамбиев Ж.Б. доводы апелляционной жалобы поддержал по доводам, изложенным в жалобе, добавив, что контроль для заказчика должен осуществляться независимым органом в сфере закупок, а иначе нарушается система сдержек и противовесов.
Прокурор Осипова А.М. полагала доводы жалобы основанными на неправильном толкования норм ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Так, согласно ст. 13 этого закона контрольным органом в сфере закупок выступает орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный на осуществление функций контроля в сфере закупок работ, товаров и услуг для муниципальных нужд. Тогда как к компетенции контрольно-счетных органов относится аудит в сфере закупок. Закон раскрывает полномочия контрольно-счетного органа как органа аудита - это осуществление экспертно-аналитической, информационной и иной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Таким образом, законом разграничены полномочия и компетенции двух органов, контрольного органа МО в сфере закупок и органа аудита в сфере закупок.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия полагает решение суда постановленным законно и обоснованно.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Данное положение закреплено в решении Совета депутатов МО "Баргузинский район" N " ... " от 29 января 2014 года. Помимо указанного, оспариваемым решением Совета депутатов Баргузинского района Контрольно-счетной палате МО "Баргузинский район" предоставлено полномочие по согласованию решения заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок для нужд муниципального образования "Баргузинский район".
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что предоставление Контрольно-счетной палате муниципального образования "Баргузинский район" полномочий по осуществлению контроля в сфере закупок противоречит требованиям ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", требованиям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Статьей 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетные органы муниципального образования осуществляют следующие полномочия:
1) контроль за исполнением местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.
Положениями ч. 2 ст. 9 ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлен ограниченный перечень полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования, ни одно из которых не предусматривает возможности осуществления таким органом функций по контролю в сфере закупок.
Исходя из смысла ст. 99 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку на соответствие действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в то время как контрольно-счетные органы проводят контрольные мероприятия в целях определения эффективного и обоснованного расходования средств соответствующего бюджета. Так, в части 9 данной статьи определено, что такой контроль осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с комментируемым Законом, БК РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.
ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" различает аудит и контроль в сфере закупок, а также органы, уполномоченные на их осуществление. В соответствии со ст. 98 данного закона к полномочиям контрольно-счетных органов отнесен аудит. В ч. 3 ст. 98 указанного закона органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, что не относится к полномочиям контрольно-счетных органов муниципального образования согласно ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Таким образом, доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, которое, к тому же, нарушает принцип разделения властей в МО.
В связи с чем, признание решения Совета депутатов муниципального образования Баргузинский район от 29 января 2014 г. N " ... " "Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок" подлежим отмене, как противоречащее требованиям действующего федерального законодательства, является обоснованным.
Доводы жалобы о том, что прокурором в заявлении не указано в чем состоит нарушение прав неопределенного круга лиц, судебной коллегией отклонены. Поскольку согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Иных доводов в обоснование незаконности принятого судом решения судебной коллегии не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда РБ от 17 июня 2014 года по заявлению прокурора Баргузинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов МО "Баргузинский район" N " ... " от 29 января 2014 года "Об определении органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок" недействительным полностью оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья: Т.Н. Куницына
Судьи коллегии: Ж.В. Тубденова
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.