Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Усольцевой Л.А., Холонгуевой О.Р., при секретаре Бадмажаповой С.Б., с участием прокурора Болдоевой Э.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Нимаевой А.Ц. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июля 2014 года, которым постановлено:
Исковое заявление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать МУ "Комитет городского хозяйства Администрации города Улан-Удэ принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки отходов производства в виде отработанных ртутьсодержащих ламп, расположенной на юго-востоке на расстоянии " ... " от Военного аэродрома " ... ", объемом около " ... " площадью около " ... " в срок до 30 сентября 2014 г.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав пояснения представителя ответчика Нимаевой А.Ц., прокурора Болдоевой Э.В., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать МУ "Комитет городского хозяйства администрации г.Улан-Удэ" принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства в виде отработанных ртутьсодержащих ламп, расположенной на юго-востоке на расстоянии " ... " от Военного аэродрома " ... ", объемом около " ... " площадью около " ... "
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории г. Улан-Удэ на юго-востоке на расстоянии " ... " от Военного аэродрома " ... "
была выявлена несанкционированная свалка отходов производства в виде отработанных ртутьсодержащих ламп, объемом около " ... ", площадью около " ... " Наличие указанной свалки может привести к неблагоприятной эпизоотической ситуации по возникновению ряда особо опасных и карантинных болезней животных, в том числе общих для человека и животных. Обязанность по надлежащей организации мер по ликвидации образовавшейся свалки возложена на органы местного самоуправления, в частности на Комитет городского хозяйства.
В судебном заседании представитель истца Алиев Р.С-О. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ" Мотоева М.К. возражала по заявленным требованиям, указывая на то, что обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации жилых зданий, помещений напрямую возложена на граждан, индивидуальных предпринимателей, а не на органы муниципальной власти. Комитет городского хозяйства не является надлежащим ответчиком, поскольку не может осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в суд не явился.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Нимаева А.Ц. просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, поскольку при принятии решения судом не применен закон, подлежащий применению, не определил круг лиц, ответственных за сбор, вывоз отходов, что повлекло принятие незаконного решения, нарушившего права и законные интересы МУ "Комитет городского хозяйства" г. Улан-Удэ. Кроме того, в перечень полномочий органа местного самоуправления не входит обязанность осуществлять хозяйственную деятельность. Также полагает, что требования прокурора подлежали разрешению в порядке, предусмотренном гл.25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Нимаева А.Ц. доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, прокурор Болдоева Э.В. полагала возможным оставить решение районного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, будучи надлежаще извещенными, в суд не явился.
Выслушав представителя ответчика Нимаеву А.Ц., прокурора Болдоеву Э.В., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст.8, 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Судом первой инстанции установлено, что на территории МО "город Улан-Удэ" имеется несанкционированная свалка отходов производства в виде отработанных ртутьсодержащих ламп - отработанные линейные люминесцентные (трубчатые) лампы L18W/765 компании OSRAM, расположенная на юго-востоке на расстоянии 500 м. от Военного аэродрома " ... ", на расстоянии 50 м. от реки Уда, в водоохраной зоне, объемом около 30 куб.м., площадью около 100 кв.м.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.8, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ, на ст.ст. 3, 4, 7, 51 ФЗ "Об охране окружающей среды"; на п.24, п.25 ст.16 ст. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ; п.25 ст. 5 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", на Положение о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, исходя из которых Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, как структурное подразделение Администрации г.Улан-Удэ, обязан принимать меры по организации очистки, уборки территории городского округа г. г.Улан-Удэ.
Согласно ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, утвержденным Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 31.03.2010г. N 134, Комитет создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно- коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одной из основных задач комитета является осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды.
Исходя из указанных положений закона и устава, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Довод жалобы о необходимости рассмотрения заявленного требования по правилам главы 25 ГПК РФ, правомерно не был принят во внимание районным судом и не может быть принят во внимание апелляционной инстанцией, так как прокурор обратился в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц, что предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, при этом заявляется требование о совершении определенных действий. Кроме того, данный довод жалобы не свидетельствует о нарушении прав ответчика.
Статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 этого ФЗ, пунктом 25 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08 мая 2007 года N 624-63, к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на орган местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
С учетом приведенных выше норм права довод жалобы о том, что Комитет городского хозяйства является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен и подлежит отклонению.
Подлежат отклонению ссылки в жалобе на ошибочность вывода суда первой инстанции, обязавшего ответчика принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, в то время как органы местного самоуправления не могут осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность. Необходимость организации таких мер ответчиком вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора, что предусмотрено статьей 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Иные доводы ответчика выводов суда не опровергают, были проверены судом первой инстанции и получили верную правовую оценку.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего дела правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовал доказательства в судебном заседании и, оценив их с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Однако срок исполнения возложенной судом обязанности на ответчика, установленный до 30 сентября 2014 г. в настоящее время не может считаться разумным, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым изменить решения суда в данной части и установить срок его исполнения до 01 ноября 2014 г.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 июля 2014 года изменить в части.
Резолютивную часть решения (абз.2) изложить в следующей редакции: "Обязать муниципальное учреждение Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки отходов производства в виде отработанных ртутьсодержащих ламп, расположенной на юго-востоке на расстоянии 500 м. от Военного аэродрома п. Восточный г. Улан-Удэ, объемом около 30 куб.м., площадью около 100 кв.м., в срок до 01 ноября 2014 г. "
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Т.А. Урмаева
Судьи коллегии Л.А. Усольцева
О.Р. Холонгуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.