Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К. рассмотрела в открытом судебном заседании от 10.09.2014г. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО10 на Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 24.06.2014г., которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО1 к МВД по РД, УФК по РД и КБ "Аскания Траст" о взыскании страхового возмещения и пени, отказать.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.С., объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО10, просивших решение суда отменить, представителя МВД РФ по РД ФИО9, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МВД РФ по РД и ООО Коммерческий банк "Аскания Траст" о взыскании в ее пользу страхового возмещения в размере 800 000 рублей и пени в размере 7 040 000 рублей за просрочку выплаты по страховому возмещению, указывая, что ее сын ФИО2 работал на должности полицейского 1-го отделения 2-го взвода 2-й роты 2-го батальона 2-го полка ППСП УМВД РФ по г. Махачкале, в звании старшего сержанта полиции.
В соответствии с Федеральным законом N45 от 20.04.1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и на основании Постановления, утвержденного 14.02.2004г. министром внутренних дел по РД, в отношении начальника ЦЭП МВД по РД полковника полиции Баталиева A.M. были приняты меры государственной защиты, с выделением 4-х сотрудников МВД по РД для осуществления личной охраны, в том числе ее сына. 22 июля 2011 году было совершено нападение на Баталиева A.M. и в результате обстрела из автоматического оружия от полученных множественных огнестрельных ранений ее сын ФИО3 скончался на месте.
Неоднократные обращения в различные органы власти, в том числе МВД РД никаких результатов не дали. МВД РД ссылается на то, что они заключили государственный контракт с СК "РОСТРА", а та в свою очередь обанкротилась, в связи с чем, выплату произвести не возможно.
Гарантом выплаты страховых возмещений выступало ООО Коммерческий банк "Аскания Траст". Срок безотзывной банковской гарантии истекал 31.12.2011г. Из чего следует, что на сегодняшний день имеются два ответчика, которые обязаны произвести выплаты по государственному контракту обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников МВД по РД N 006800/000293-000040 от 18.05.2011 года это МВД РД и ООО Коммерческий банк "Аскания Траст".
В судебном заседании представитель истца ФИО10 заявил ходатайство о привлечении в качестве ответчика также и УФК по РД, ссылаясь на то, что именно государство не обеспечило выплату страхового возмещения., указав также на то, что МВД РД имело право требовать исполнения страховых обязательств с ООО Коммерческого банка "Аскания Траст", но этого ими сделано не было. ФИО13 не получила положенных ей страховых сумм, следовательно МВД по РД не выполнило свои обязательства при заключении контракта по обязательному государственному страхованию и заключила договор с финансово не стабильной страховой компанией.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ФИО1 содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска по тем основаниям, что решение является незаконным и необоснованным.
Указывается на то, что
22 июля 2011г. было совершено нападение на Начальника ЦЭП МВД по РД полковника полиции Баталиева A.M. В результате обстрела из автоматического оружия от полученных множественных огнестрельных ранений ФИО4 и сын истца ФИО3 скончались на месте.
В соответствии с Федеральным законом N45 от 20.04.1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и на основании Постановления, утвержденного 14.02.2004г. министром внутренних дел по РД, в отношении начальника ЦЭП МВД по РД полковника полиции Баталиева A.M. были приняты меры государственной защиты, с выделением 4-х сотрудников МВД по РД для осуществления личной охраны, одним из сотрудников, осуществлявших охрану Баталиева A.M. был сын истицы ФИО5 М.Ш., который скончался на месте
Далее ими были поданы заявления о выплате единовременных пособий в связи со смертью сына, а также заявление о выплате страхового возмещения.
Так, им - родителям ФИО2 было выплачено 573 840 рублей (120 окладов) единовременного пособия, а страховые суммы не выплатили.
Неоднократные обращения в различные органы власти, в том числе МВД РД никаких результатов не дали. МВД РД ссылается на то, что они заключили государственный контракт с СК "РОСТРА", а та в свою очередь обанкротилась, в связи с чем выплаты произвести невозможно. Гарантом выплаты страхового возмещения выступило ООО Коммерческий банк "Аскания Траст". Срок безотзывной банковской гарантии истекал 31.12.2011 года.
Согласно ст. 20 Приказа МВД РФ от 16 декабря 1998 года N825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России" указано, что по каждому факту гибели (смерти) застрахованного лица руководителем органа внутренних дел в десятидневный срок проводится служебная проверка обстоятельств гибели (смерти).
Одновременно выявляется и уведомляется круг лиц, имеющих право претендовать на получение страховых сумм". В ст.21 этого Приказа указано что "Кадровый аппарат, финансовая (пенсионная) служба органа внутренних дел, ВВК (МСЭК) в десятидневный срок со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателя) оформляют и выдают получателям страховых сумм установленного образца документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм. Согласно ст. 28 Приказа "Лица указанные в п. 27 настоящей инструкции, начальники медицинских служб, военно-медицинских учреждений по месту службы (жительства) застрахованных (выгодоприобретателей) обязаны оказывать им содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
Из приведенных норм приказа видно, что на все про все у кадровых работников органов внутренних дел имеется десять дней для подготовки и направления документов на выплату страховых сумм, но вместо этого они тянули подачу документов до 17 ноября 2011 года.
При этом 27.10.2011г. был издан Приказ ФСФР N 11-2834/пз-и о приостановлении лицензии ОАО "РОСТРА", который вступил в силу 09.11.2011 году. И когда МВД РД направляло документы на выплату страховых сумм, то оно уже знало о том, что лицензия отозвана и выплаты произведены не будут.
Более того, МВД РД имело право требовать исполнения страховых обязательств с ООО Коммерческого банка "Аскания Траст", но и этого ими сделано не было. Таким образом, вина МВД РД о задержке направления документов налицо и это один из доводов на взыскание страховых сумм с МВД РД.
Согласно ст.2 Федерального закона РФ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы", субъектами обязательного государственного страхования
являются страховщики, страхователи и застрахованные лица. Страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешение (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователем договоры обязательного государственного страхования. В ст.3 предусмотрен специальный порядок лицензирования на осуществление обязательного государственного страхования, а самое главное в п.2 ст.3 указано, что "к деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются страховые организации уставной капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций, которые имеют практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года и соблюдают требования финансовой устойчивости, установленные Законом РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и нормативно правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности". Из чего следует, что МВД РД обязано было досконально проверить платежеспособность ОАО "РОСТРА", но из-за своей безалаберности заключило договор с компанией, которая не способна была отвечать по своим обязательствам. Этот вывод следует от того, что ОАО "РОСТРА" не обеспечила выполнение своих обязательств уже в 2011г., когда был заключен государственный контракт.
Согласно ст.7 Закона "Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях ухудшающих положение застрахованного лица (Выгодоприобретателя) по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании".
МВД РД не выполнила свои обязательства при заключении контракта по обязательному государственному страхованию и заключила договор с финансово нестабильной страховой компанией.
Согласно ст.5 Закона при исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы. П.2 статьи предусматривает по 25 окладов каждому выгодоприобретателю в случае смерти сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей.
Согласно Постановлению Правительства РФ "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ" от 03.11.2011 года N878, установлено следующее денежное содержание сотрудников полиции. Центры субъектов РФ и города с населением свыше 100 тыс. человек, полицейские - 11 000 рублей, а оклад за звание составляет 5000 рублей и того денежное содержание на сегодня составил 16000 рублей.
На момент гибели ФИО2 являлся сотрудником полиции, он прошел аттестацию и Приказом 2-го полка ППСМ УМВД РД по г.Махачкала от 19.07.2011г. за N39 л/с был назначен на должность полицейского 1-го отделения 2-го взвода 2-й роты 2-го батальона 2-го полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД РФ по г.Махачкала. Согласно ст. 1 вышеприведенного Постановления Правительства РФ "размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел РФ согласно приложению N1. Денежное содержание ФИО11 должно считаться с действующим денежным содержанием работающего сотрудника полиции по замещаемой должности. Из чего следует, что на сегодняшний день МВД РД обязано выплатить 25 (окладов) + 16000 = 400000 рублей и такую же сумму на покойного супруга истца. Всего 800000 рублей.
Кроме того, за задержку страховой выплаты Законом предусмотрена ответственность в размере 1 процента за каждый день просрочки, которую обязана выплачивать страховая компания из своих собственных средств. Но согласно ст. 7 Закона страхователь отвечает перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) в таком же объеме, что и страховщик.
Поэтому МВД РД обязано выплатить указанную пеню, начиная с 02 августа 2011 года по сегодняшний день. Пеня будет начисляться за 880 дней (880 + 1% + 800000 = 7040000). Именно эта сумма 7 040 000 (семь миллионов сорок тысяч) рублей должно выплатить МВД РД за просрочку выплаты страховой суммы.
Таким образом, если государство как сторона в договоре обязательного государственного страхования, не смогла обеспечить исполнение договора в полном объеме, то оно как гарант несет ответственность перед застрахованными сотрудниками полиции, как сторона в договоре, выступающей за сотрудников полиции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 22 июля 2011г. было совершено нападение на начальника ЦЭП МВД по РД полковника полиции Баталиева A.M. В результате обстрела из автоматического оружия от полученных множественных огнестрельных ранений скончался на месте при исполнении служебных обязанностей сотрудник полиции, осуществлявший охрану Баталиева A.M. ФИО3.
Согласно со ст. 1 ФЗ от 28.03.1998г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее ФЗ N52) жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежат обязательному государственному страхованию.
На основании п.2.ст.2 названного ФЗ N52 страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба.
Во исполнение требований указанного ФЗ N 52 МВД по РД заключило с ОАО СК "Ростра" государственный контракт N0068800/000293-000040 от 18.05.2011г. (далее Контракт).
Для рассмотрения вопроса о выплате страховой суммы в связи с гибелью ФИО2 в период прохождения службы в органах внутренних дел в страховую компанию "РОСТРА" 17 ноября 2011 года N3/9-5063 МВД по РД были направлены необходимые документы, в том числе заявления о выплате страховой суммы.
Между тем, выплаты страховой суммы ОАО "СК "РОСТРА" не произведена, материал ФИО2 12.01.2012г. возвращен без рассмотрения с пометкой об отзыве у компании лицензии в соответствии с приказом ФСФР от 22.12.2011г.
Согласно статье 4 ФЗ- 52 страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, исходил из того, что смерть сына истицы наступила в период прохождения им службы в органах внутренних дел, то есть имел место страховой случай. К этому, судебная коллегия отмечает и то, что предусмотренных законом оснований для освобождения страховщика ОАО "СК "РОСТРА" от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию не имеется.
Между тем, истица просит взыскать страховое возмещение с МВД по РД, ООО Коммерческий банк "Аскания Траст" и УФК по РД.
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ N 52 страхователь может нести ответственность при наступлении страхового случая только в том случае, если он не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение застрахованного лица. Данный факт судом не установлен. Довод истицы о том, что МВД по РД заключило контракт с ОАО "Ростра" без проведения необходимой процедуры установления финансовой устойчивости страховой компании, судом не принят во внимание, поскольку из имеющейся в материалах дела копии решения УФАС по РД по результатам внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов следует, что заключенный МВД по РД договор страхования с СК "Ростра" соответствовал закону и установлено отсутствие нарушения закона со стороны МВД по РД при проведении конкурса.
На основании п. 3 ст. 7 ФЗ N 52 в целях своевременной выплаты страховых сумм воинские части, военные комиссариаты, военно-медицинские учреждения и иные организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать застрахованным лицам в случае гибели (смерти) застрахованных лиц - выгодоприобретателям) содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
Таким образом, обязанностями МВД по Республике Дагестан является только страхование жизни здоровья сотрудников, а также своевременное предоставление сотруднику необходимых ему для осуществления страховой выплаты документов.
Во исполнение первого был заключен государственный контракт, а во исполнение второго МВД по Республике Дагестан самостоятельно направляло документы в страховую компанию.
Доводы истицы о том, что МВД по РД имело право требовать от ООО Коммерческий банк "Аскания Траст" исполнения страховых обязательств, но не выполнило их, в связи с чем данные выплаты должны быть взысканы с МВД по РД и 000 Коммерческого банка "Аскания Траст", суд обоснованно признал несостоятельными.
В силу п. 15.2 ч. 4 ст. 22 ФЗ N 94-2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный заказчик обязан установить обеспечение исполнения государственного контракта в размере не более 30 процентов от цены контракта. Во исполнение требований указанного ФЗ ООО Коммерческий банк "Аскания Траст" и ОАО СК "Ростра" заключили договор банковской гарантии на 30% от цены контракта в размере 13 473 990 рублей.
Суд пришел к выводу, что ООО Коммерческий банк "Аскания Траст" страховые обязательства не несет, поскольку не является стороной по государственному контракту, а выступал лишь гарантом по исполнению СК "Ростра" своих обязательств перед МВД по РД по государственному контракту.
К тому же, обязательства по Договору банковской гарантии между Коммерческим банком "Аскания Траст" и СК "Ростра" N11-3 от 19.05.2011г. прекращены в связи с окончанием срока действия Гарантии 31.12.2011г. (л.д.39-44).
Таким образом, МВД по РД как страхователь осуществил обязательное государственное страхование и заключил договор страхования на условиях предусмотренных ФЗ N-52, следовательно, обязательства по выплате страховых сумм лежали только на ОАО СК "Ростра".
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом при рассмотрении дела не было допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 24.06.2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.