Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Петровой О.А. и Медведевой И.А.,
при секретаре Янчук Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Сидоровой О.В. Яковлевой Э.А. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 июня 2014 года, которым признан недействительным кадастровый учет изменений вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , площадью " ... " кв.м, расположенных в северо-восточной части кадастрового квартала N ... Звениговского района Республики Марий Эл.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решениями Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл NN N ... , N ... , 12/2014-6935, 12/2014-7332, 12/2014-7335 от 27 февраля - 4 марта 2014 года администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение", как ненадлежащему лицу, отказано в учете изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , площадью 36 " ... " кв.м каждый, расположенных в северо-восточной части кадастрового квартала N ... Звениговского района Республики Марий Эл.
В связи с отказом в учете изменений, администрация муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" обратилась в Звениговский районный суд Республики Марий Эл с иском к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл, Сидоровой О. В., Каратаеву Д. В., Гариповой А. Р. о признании недействительным кадастрового учета изменений вида разрешенного использования перечисленных земельных участков с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования "для дачного строительства", внесенных на основании постановления N ... от 21 ноября 2011 года администрации муниципального образования "Кужмарское сельское постановление" указывая, что учет изменений произведен незаконно, с нарушением действующего законодательства. Кроме того, постановлением N ... от 28 декабря 2011 года администрации муниципального образования "Кужмарское сельское постановление" постановление N ... от 21 ноября 2011 года было отменно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Сидоровой О.В. Яковлева Э.А. просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Администрацией муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" представлены возражения относительно доводов жалобы.
Выслушав объяснения представителя ответчиков Сидоровой О.В., Гариповой А.Р., Каратаева Д.В. Яковлевой Э.А., поддержавшую апелляционную жалобу, представителей администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" адвоката Петрову Н.Г. и Алексееву Р.Л., просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 9 части 1 статьи 22 данного закона устанавливает, что одним из документов, необходимых к представлению в орган кадастрового учета (при кадастровом учете в связи с изменением разрешенного использования земельного участка) является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Из кадастровых дел объектов недвижимости усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами: N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , площадью " ... " кв.м каждый, расположенные в северо-восточной части кадастрового квартала N ... Звениговского района Республики Марий Эл, за переделами населенного пункта - пос. Кужмара, были образованы путем выдела земельной доли сельскохозяйственных угодий при приватизации ООО СХП " ... " (постановление N N ... от 29 октября 2001 года главы администрации Звениговского района Республики Марий Эл) и поставлены 29 июля 2011 года на кадастровый учет с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" и видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".
В силу пункта 9части 1 статьи 22 и пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как вид его разрешенного использования, если таким объектом является земельный участок, при этом одним из необходимых для кадастрового учета документов является документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Из материалов дела следует, что для осуществления государственного кадастрового учета изменений, вносимых в сведения о виде разрешенного использования указанных земельных участков, представителем прежних правообладателей земельных участков было представлено постановление администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" N ... от 21 ноября 2011 года об изменении вида разрешенного использования этих земельных участков с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования "для дачного строительства", без изменения их принадлежности к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
После проведения кадастрового учета изменений постановлением администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" N ... от 28 декабря 2011 года постановление администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" N ... от 21 ноября 2011 года об изменении вида разрешенного использования было отменено.
В настоящее время собственниками земельных участков являются: с кадастровыми номерами N ... , N ... , N ... - Сидорова О.В., с кадастровым номером N ... , N ... - Картаев Д.В. и Гарипова А.Р. по " ... " доле каждый.
Удовлетворяя требования администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение", суд первой инстанции пришел к выводу, что изменение целевого назначения земельных участков не соответствует закону, так как нарушает принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Учитывая приведенные нормы, ссылка в апелляционной жалобе на положения статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", как устанавливающие порядок изменения вида разрешенного использования до принятия правил землепользования и застройки в соответствующем муниципальном образовании, юридически несостоятельна, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку изменение вида разрешенного использования в отношении спорных земельных участков произведено с нарушением требований закона, на основании постановления администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" N N ... от 21 ноября 2011 года, противоречащего федеральному законодательству, учитывая, что постановлением администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" N N ... от 28 декабря 2011 года ранее вынесенное постановление администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" N N ... от 21 ноября 2011 года об изменении вида разрешенного использования было отменено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании недействительными кадастрового учета изменений вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен статьей 14 названного закона.
В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом положений статей 7, 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, юридически несостоятельны.
Кроме того, в силу пункта 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, суд первой инстанции постановил верное по существу решение, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сидоровой О. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Петрова О.А.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.