Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего - Кузнецовой Л.В.,
судей - Авдеевой С.Н., Федорова В.А.,
при секретаре Горюшкине А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО ".." в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО ".." об устранении нарушений трудового законодательства
по апелляционной жалобе ОАО ".."
на решение Центрального районного суда г. Воронежа
от 22 апреля 2014 года
(судья райсуда Парадовская В.В.),
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО ".." в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО ".." об устранении нарушений трудового законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в управлении ЮВЖД выявлены множественные нарушения трудового законодательства, в том числе связанные с непредоставлением работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, компенсаций, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Так, в Юго-Восточном центре метрологии (ЮВЦМ) ЮВЖД в период с 01.10.2011 по 20.12.2012 проведена аттестация 74 рабочих мест по условиям труда с составлением карт аттестации рабочих мест. Согласно результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 59-ти рабочим местам ЮВЦМ установлен класс условий труда 3.1. Однако, вопреки положениям статей 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ, п.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" в ЮВЖД работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не установлены компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и ежегодного дополнительного отпуска не менее 7 календарных дней.
Заместитель прокурора просил обязать ОАО ".." в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО ".." устранить нарушения трудового законодательства в течение месяца со дня вступления в силу решения суда, а именно: организовать мероприятия по установлению работникам Юго-Восточного центра метрологии, занятым на работах с вредными условиями труда на рабочих местах NN 4а, 6, 7а, 10а, 14, 15а, 17а, 27а, 29а, 34а, 38, 39а, 41а, 46а, 49, 50, 51а, 55а, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65а, 67, 68, 69, 70, 71, 72а, 74, компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и ежегодного дополнительного отпуска не менее 7 календарных дней.
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 22 апреля 2014 года исковые требования полностью удовлетворены (л.д.192, 193-196).
В апелляционной жалобе ОАО ".." ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.197-200).
В дополнении к апелляционной жалобе также указывается на то, что судом не было принято во внимание, что карты аттестации рабочих мест по результатам государственной экспертизы соответствуют государственным нормативным требованиям и надлежаще оформлены, что установлено заключением Департамента труда и социального развития Воронежской области.
В письменном возражении на апелляционную жалобу заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора, выражая несогласие с доводами апелляционной жалобы и излагая свою правовую позицию, считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ОАО " ... " М.Е.В. и Л.С.Г., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Р.Д.А., возражавшего против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, в Трудовом кодексе РФ предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
В соответствии с положениями статьи 219 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N90-ФЗ) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
В соответствии с положениями статьи 92 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2014 года) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливалась для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2014 года) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2014 года) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Реализуя указанные в приведенных нормах права полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 20 ноября 2008 года N870 предусмотрело установление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующих компенсаций: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1); поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу данного Постановления установить в зависимости от класса условий труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).
До 01 января 2014 года порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления результатов аттестации устанавливались "Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N342н.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 г.
Руководство, исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяется на 4 степени вредности (классы 3.1 - 3.4).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Юго-Восточном центре метрологии (ЮВЦМ) ЮВЖД в период с 01.10.2011 по 20.12.2012 проведена аттестация 74 рабочих мест по условиям труда с составлением карт аттестации рабочих мест. Согласно результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 59-ти рабочим местам ЮВЦМ установлен класс условий труда 3.1.
Проведенной в 2013 году Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проверкой было установлено, что вопреки положениям статей 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ, п.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" в ЮВЖД работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не установлены компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и ежегодного дополнительного отпуска не менее 7 календарных дней.
18 ноября 2013 г. в адрес и.о.начальника ЮВЖД - филиала ОАО ".." заместителем прокурора было принесено представление об устранении выявленных нарушений законности (л.д.32-39).
21 ноября 2013 г. заместителем Московского межрегионального транспортного прокурора было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.27 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ОАО ".." в связи с нарушением законодательства о труде и об охране труда (л.д.62-68).
Постановлением N 4-1080-13-ППР/176/17/2 от 09 декабря 2013 г. Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО ".." признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. (л.д.69-80).
Поскольку управлением ЮВЖД нарушения трудового законодательства, связанные с непредоставлением компенсаций, предусмотренных статьями 92, 117 Трудового кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N870, на рабочих местах, отнесенных к вредному классу условий труда 3.1, не были устранены, заместитель прокурора 19.03.2014г. обратился в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом заявленные требования основываются на указанных выше нормах права и позиции Верховного Суда РФ, приведенной в решении от 14 января 2013 г. NАКПИ 12-1570, согласно которой при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже, установленных Постановлением от 20 ноября 2008 г. N870.
Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования, суд также исходил из приведенных норм права и посчитал, что при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N870.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которыми в статьи 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
Так, положениями ст.219 Трудового кодекса РФ предусматривается, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
Положениями ст.92 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N421-ФЗ) предусматривается, в частности, установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.
Положениями ст.117 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N421-ФЗ) предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальной продолжительностью 7 календарных дней, установлено работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Статьей 147 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Таким образом, в соответствии с новым правовым регулированием, действующим с 1 января 2014 года, объем предоставляемых компенсаций является различным в зависимости от установленной степени вредности, тогда как ранее для всех работников, условия труда которых были определены как вредные, устанавливались компенсации, указанные в статьях 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2014 года) и Постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 N870.
Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатели вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
При этом в силу положений ч.3 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из приведенных норм права следует, что гарантии и компенсации, установленные по ранее действовавшему законодательству (до 01 января 2014 года) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сохраняются только в отношении конкретных работников, а не в отношении рабочих мест, по которым была проведена оценка условий труда, и следовательно не могут распространяться на неопределенный круг лиц.
Как видно из искового заявления, прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в защиту не конкретных работников, а в защиту неопределенного круга лиц, указав, что установление компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не связано с деятельностью конкретного работника, а направлено на обеспечение условий труда в целом, на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Между тем, вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда после вступления в силу указанных выше федеральных законов урегулированы.
По новому правовому регулированию обязательное установление компенсаций в виде сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и ежегодного дополнительного отпуска не менее 7 календарных дней для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда либо по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда отнесены к вредным условиям труда 1 степени (класс 3.1), не предусмотрено.
Таким образом, в связи с новым правовым регулированием оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, предъявленных в защиту неопределенного круга лиц, у суда не имелось, поскольку ранее действовавшее правовое регулирование не может в настоящее время распространяться на неопределенный круг лиц, в частности, и на тех работников, которые приняты на работу после вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2013г. N426-ФЗ и N421-ФЗ.
На основании изложенного решение суда в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 22 апреля 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО ".." в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО ".." об устранении нарушений трудового законодательства - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.