Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Бритвич Ю.С.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 20 октября 2014 года
дело по апелляционной жалобе Симона А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2014 года, которым постановлено:
В иске Симона А.А. отказать в полном объеме.
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Амарант-Яр" является собственником земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: наземная стоянка автотранспорта, для размещения автобазы, общей площадью 5 977 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" , с кадастровым номером N ; а также здания склада запчастей, общей площадью 53, 8 кв.м., здания гаража и ремонтных мастерских, общей площадью 272, 5 кв.м., здания гаража, общей площадью 815, 9 кв.м., расположенных по тому же адресу.
В связи с обращением ООО "Амарант-Яр" о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка 16 апреля 2014 года в помещении территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля были проведены публичные слушания по проекту постановления мэрии г. Ярославля "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "адрес" "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду".
Постановление мэра г. Ярославля от 3 апреля 2014 года N 774 о проведении публичных слушаний по данному проекту, а также пояснительная записка к нему были опубликованы в газете " ... " N от 5 апреля 2014 года.
По результатам публичных слушаний 16 апреля 2014 года оргкомитетом принято решение рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка по "адрес" "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду".
Заключение от 16 апреля 2014 года о результатах публичных слушаний опубликовано в газете " ... " N от 26 апреля 2014 года.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 23 июня 2014 года N 1531 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" , "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроено-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду"; ООО "Амарант-Яр" постановлено выполнить мероприятия, связанные с государственным кадастровым учетом земельного участка.
Симон А.А. обратился в суд с иском к ООО "Амарант-Яр", мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля о признании незаконными публичных слушаний от 16 апреля 2014 года по проекту постановления мэрии г. Ярославля "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: улица "адрес" "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду"; признании незаконным и отмене решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "адрес" , принятого но итогам публичных слушаний 16 апреля 2014 года; признании незаконными действий ООО "Амарант-Яр", территориальной администрации Ленинского района мэрии г.Ярославля, действий (бездействия) управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля; возложении на ООО "Амарант-Яр" обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права; взыскании с ООО "Амарант-Яр" компенсации морального вреда в размере ... рублей. В обоснование заявленных исковых требований ссылался на то, что при подготовке, назначении и проведении публичных слушаний были допущены нарушения решения муниципалитета г. Ярославля от 24 октября 2005 года N 135 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле", п. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, граждане, проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение, не были извещены о проведении публичных слушаний; допущены нарушения при составлении протокола публичных слушаний; результаты голосования были предопределены, поскольку к участию в публичных слушаниях были привлечены студенты за плату. Кроме того, указывал, что в результате изменения разрешенного вида использования земельного участка нарушаются права истца на благоприятные условия жизнедеятельности.
Симон А.А. также обратился в суд с иском к ООО "Амарант-Яр", в котором просил запретить ответчику строительство 18-этажного жилого дома на 440 квартир со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" .
Определением суда от 14 июля 2014 года гражданские дела были объединены в одно производство.
Ответчики исковые требования не признали.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Симона А.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права, нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, выслушав Симона А.А., поддержавшего указанные доводы, представителя ООО "Амарант-Яр" по доверенности Крупина О.В., представителя мэрии г. Ярославля и управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля по доверенностям Сиберзянову К.Н., представителя территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля по доверенности Цветкову Е.Н., возражавших против них, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. При этом, суд исходил из того, что нарушений процедуры проведения публичных слушаний 16 апреля 2014 года не установлено. Действующее законодательство не предусматривает оспаривание в судебном порядке публичных слушаний, указанные результаты публичных слушаний носят рекомендательных характер.
Указанные выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и законе.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предусмотрен ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решением муниципалитета города Ярославля от 24 октября 2005 года N 135 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле.
Судом установлено, что 16 апреля 2014 года в помещении территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля были проведены публичные слушания по проекту постановления мэрии г. Ярославля "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "адрес" , "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду".
Из материалов дела следует, что в публичных слушаниях приняло участие 146 жителей города Ярославля, из них 94 человека, проживающие в Ленинском, Дзержинском, Заволжском, Кировском, Фрунзенском, Красноперекопском районах города проголосовали за предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, 40 человек, проживающих в близлежащих домах ... района города Ярославля, проголосовали против и двое воздержались.
По результатам публичных слушаний 16 апреля 2014 года оргкомитетом принято решение рекомендовать предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка по "адрес" "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду". При этом, оргкомитетом учтены результаты голосования и необходимость развития жилого фонда, коммунальной и дорожной инфраструктуры района в целом, а также готовность застройщика участвовать в ремонте и расселении ветхого и аварийного жилья.
Доводы жалобы о том, что протокол публичных слушаний не содержит необходимых сведений (имен и отчеств) участников публичных слушаний, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в приложении к протоколу имеется список участников публичных слушаний, содержащий фамилии, инициалы и адреса места жительства указанных участников, которые позволяют идентифицировать лиц, принявших участие в публичных слушаниях.
Доводы истца о том, что при проведении публичных слушаний 16 апреля 2014 года должны были учитываться только голоса граждан, проживающих в ... районе г. Ярославля, не основаны на законе.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле, публичные слушания проводятся открыто при участии Общественной палаты города Ярославля, граждан, некоммерческих организаций, представителей средств массовой информации.
Из материалов дела следует, что участие граждан, проживающих в территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому запрашивается разрешение, было обеспечено, учет их голосов оргкомитетом проведен отдельно от остальных участников публичных слушаний. Запрета на участие в публичных слушаниях иных граждан, как и запрета учитывать их голоса при принятии решения о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка, действующее законодательство не содержит.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле проект постановления мэрии г. Ярославля о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: "адрес" "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду", постановление мэра г. Ярославля от 3 апреля 2014 года N 774 о проведении публичных слушаний по данному проекту, а также пояснительная записка к нему были опубликованы в газете " ... " N от 5 апреля 2014 года, чем обеспечено право всех заинтересованных граждан на участие в публичных слушаниях.
Нарушений порядка организации и проведения публичных слушаний 16 апреля 2014 года судом не установлено.
Достаточных и достоверных доказательств голосования отдельных участвовавших в публичных слушаниях лиц за плату, что могло бы повлиять на результат публичных слушаний в целом, истцом не представлено.
В силу п. 8, п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Таким образом, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их результат учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства, при этом, в силу п. 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, а не сам результат публичных слушаний.
В соответствии с нормативно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Из материалов дела следует, что постановлением мэрии г. Ярославля от 23 июня 2014 года N 1531 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" , "многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими вредного воздействия на окружающую среду".
При принятии данного постановления, как следует из его преамбулы, учтены результаты публичных слушаний от 16 апреля 2014 года, а также рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки г. Ярославля от 10 июня 2014 года.
Доводы истца о том, что земельный участок, на котором планируется строительство многоквартирного жилого дома, находится в общественно-деловой территориальной зоне, не свидетельствуют о невозможности размещения жилого дома в указанной территориальной зоне.
На основании п. 6 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
В силу п. 5, п. 6 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
Статья 41 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201, также предусматривает в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка в общественно-деловой зоне - многоквартирные дома (9 и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием, не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, нарушений требований законодательства, а также Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201, Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ярославле, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 24 октября 2005 года N 135, при принятии оспариваемого постановления не установлено.
Доводы жалобы о том, что ООО "Амарант-Яр" является правопреемником ЗАО " ... ", спор с которым по вопросу разрешенного использования земельного участка по адресу: "адрес" , разрешен решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 19 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 28 февраля 2013 года, являются несостоятельными. Из материалов дела следует, что ООО "Амарант-Яр" создано по решению учредителей от 25 июня 2012 года, зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц 4 июля 2012 года, правопреемником каких-либо юридических лиц не является. Таким образом, положения ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела не применимы.
Доводы истца о незаконном бездействии мэрии г. Ярославля связаны с незаконным, по мнению истца, проведением публичных слушаний, в связи с чем требования в указанной части судом обоснованно оставлены без удовлетворения.
Ссылка истца на бездействие мэрии г. Ярославля, выразившееся в непредоставлении ответа на запрос от 9 июня 2014 года, также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанный запрос был сделан Симоном А.А. как главным редактором Ярославской региональной общественно-политической газеты " ... " (на бланке средства массовой информации, со ссылкой на ст.ст. 38-40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации"), в то время как в настоящем деле Симон А.А. выступает в качестве истца как физическое лицо, а не представитель средства массовой информации.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Симона А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.