Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Осининой Н.А.
судей
с участием прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры
Цыганковой В.А., Овчинниковой Л.Д.
Мазиной О.Н.
при секретаре
Певцовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-311/2014 по апелляционной жалобе Филипповой М. В. и Ф.Н.В. в лице законного представителя Филипповой М. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года по иску Филипповой М. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ф.Н.В., Ф.М.В. к ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Министерству Обороны РФ о признании права собственности на квартиру, по иску ФГКУ "Западное региональное управление жилищного
обеспечения" Министерства обороны РФ к Филипповой М.
В., Ф.Н.В., Ф.М.В.
В. в лице законного представителя Филипповой М. В., Филиппову В. Н. о признании незаконным решения о признании нуждающимися в жилых помещениях по
договору социального найма, признании незаконным решения о предоставлении жилого помещения, признании недействительным договора социального найма жилого помещения, выселении.
Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., заключение прокурора Мазиной О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Филиппова М.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ф.Н.В., "дата" года рождения, Филиппова М.В., "дата" года рождения, обратилась в суд с иском к Министерству Обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" просила признать право собственности на указанную квартиру в равных долях за каждым из истцов.
В обоснование заявленных требований истица указала, что спорная квартира была предоставлена ее супругу Филиппову В.Н. на основании договора социального найма N ... от "дата", заключенного с ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ. "дата" ее супруг Филиппов В.Н. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением о передаче занимаемой квартиры в собственность, в передаче квартиры в собственность было отказано.
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ предъявило встречный иск к Филипповой М.В., несовершеннолетним Ф.Н.В., Филиппову М.В. в лице законного представителя Филипповой М.В., а также к Филиппову В.Н. и с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил признать незаконным решение N ... от "дата" о признании нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма Филиппова В.Н. и членов его семьи - Филиппову М.В., Ф.Н.В., Филиппова М.В., признать незаконным решение N ... от "дата" о предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" признать недействительным договор социального найма жилого помещения N ... от "дата" на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", выселить Филиппова В.Н. и членов его семьи ? Филиппову М.В., Ф.Н.В., Филиппова М.В. из указанной квартиры.
В обоснование заявленных требований ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ указало, что принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях Филиппова В.Н. и членов его семьи было незаконным, поскольку при обращении с заявлением о постановке на учет нуждающихся Филиппов В.Н. скрыл сведения о том, что имел в собственности квартиру, жилой площадью 47 кв.м., расположенную по адресу: "адрес", и совершил "дата" сделку по отчуждению указанной квартиры. Вышеуказанное обстоятельство повлияло на оценку нуждаемости семьи Филипповых в жилом помещении, признанию их нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятию решения о предоставлении спорного жилого помещения.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года признано незаконным решение N ... от "дата" о признании нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма Филиппова В.Н. и членов его семьи Филипповой М.В., Ф.Н.В., Филиппова М.В., признано незаконным решение N ... от "дата" о предоставлении Филиппову В.Н. и членам его семьи Филипповой М.В., Ф.Н.В., Филиппову М.В. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" признан недействительным договор социального найма жилого помещения N ... от "дата" на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Филиппов В.Н., Филиппова М.В., несовершеннолетние Ф.Н.В., Филиппов М.В. выселены из квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
В удовлетворении исковых требований Филипповой М.В., несовершеннолетних Ф.Н.В., Филиппова М.В. в лице законного представителя Филипповой М.В к ВГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Министерству Обороны РФ о признании права собственности на квартиру отказано.
В апелляционной жалобе Филиппова М.В. и Ф.Н.В. в лице законного представителя Филипповой М.В. просят отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом того, что стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведений о причинах отсутствия не представили, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что решением ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N ... от "дата" Филиппов В.Н., а также члены его семьи Филиппова М.В., Ф.Н.В., Филиппов М.В. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Дата принятия на учет-19.12.2011 года, избранное место жительства- Санкт-Петербург ( л.д. 69).
Как следует из ответа ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от "дата", основанием для принятия Ф.Н.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, явились представленные Филипповым В.Н. сведения о том, что ни он, ни члены его семьи жилых помещений в собственности не имели ( л.д. 82-83).
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N ... от "дата" Филиппову В.Н. с учетом членов семьи Филипповой М.В., несовершеннолетних Ф.Н.В., Филиппова М.В., распределено жилое помещение по адресу: "адрес" (л.д. 4).
"дата" заключен договор социального найма N ... жилого помещения по адресу: "адрес" В договоре социального найма указано, что совместно с нанимателем Филипповым В.Н. в квартиру вселяются члены его семьи: Филиппова М.В., несовершеннолетние дети - Ф.Н.В., "дата" года рождения, Филиппов М.В., "дата" года рождения (л.д. 9).
С "дата" Филипповы зарегистрированы постоянно проживающими по вышеуказанному адресу ( л.д. 23).
"дата" Филиппов М.В. обратился с заявлением к ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Министерству Обороны РФ о передаче вышеуказанной квартиры в собственность.
На вышеуказанное заявление ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" "дата" дан ответ о том, ФГКУ не является собственником жилого помещения, предоставленного семье Филипповых по договору социального найма для проживания, жилое помещение также не закреплено за ФГКУ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ( л.д. 12).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Филиппова М.В. просила обязать ответчиков передать спорное жилое помещение в собственность ей и несовершеннолетним Ф.Н.В., Филиппову М.В. в равных долях, представив в материалы дела нотариально удостоверенный отказ Филиппова В.Н. от участия в приватизации квартиры ( л.д. 37).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив нормы материального права, пришел к выводу о том, что поскольку Филиппов В.Н. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма незаконно, в нарушение положений ст. 51 ЖК РФ, ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, ему не могло быть предоставлено спорное жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем, оснований для удовлетворения вышеуказанных требований Филипповой М.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Право военнослужащих на жилище закреплено Федеральным законом "О статусе военнослужащих", при этом предоставление жилья всем военнослужащим производится по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Так, согласно ч. ч. 1, 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются помимо малоимущих граждан иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма площади жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и является юридически значимым критерием оценки нуждаемости граждан, в том числе и военнослужащих, в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Изложенное также подтверждается и положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2010 г. N 18841), установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Указанное ограничение предопределено содержанием ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
С учетом того, что действующим законодательством не установлена единая учетная норма площади жилья в целях признания военнослужащих нуждающимися в получении жилья (улучшении жилищных условий), п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, наличие у граждан, в том числе и военнослужащих, жилых помещений по договору социального найма или в собственности само по себе не является основанием для отказа в признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Предоставление указанной категории граждан жилых помещений по договору социального найма возможно в случае признания их нуждающимися в получении жилья, в том числе в связи с наличием у них в собственности или на условиях договора социального найма жилых помещений менее учетной нормы. При этом определяющим при оценке права нуждаемости граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих в собственности жилые помещения, является не форма приобретения имеющегося у них в собственности жилья, а площадь этого жилья, если военнослужащий ранее не реализовал свое право на получение жилья за счет средств федерального бюджета со снятием с учета нуждающихся в получении жилья.
Как следует из материалов дела при обращении Филиппова В.Н. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, избранным постоянным местом жительства им указан Санкт-Петербург (л.д. 69).
Частью 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", определено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
При этом, как установлено судом при рассмотрении спора, Филиппов В.Н. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 14.12.2005 года являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 47 кв.м. Право собственности было зарегистрировано за Филипповым В.Н. 12.01.2006 года. Право собственности на указанное жилое помещение прекращено 10.08.2009 года (л.д. 48).
Таким образом, в период до прекращения права собственности Филиппова В.Н. на указанное жилое помещение, на каждого члена семьи Филиппова В.Н. с учетом общей площади указанной квартиры приходилось по 11,75 кв.м, что превышало учетную норму площади жилого помещения на одного человека, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 в целях принятия граждан на учет нуждающихся.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Положения ч.8 ст.57 ЖК РФ предполагают учитывать при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Указанные положения учтены в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280.
Пунктом 4 указанной Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которым внесены изменения в п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан, являются, в том числе, отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности. Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.
Из материалов дела следует, что Филиппов В.Н. являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", произвел ее отчуждение 10.08.2009 года, что никем не оспаривалось в хлоде судебного разбирательства.
Предоставляя 05.12.2011 года, 26.07.2012 года сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, Филиппова М.В., Филиппов В.Н. указали на отсутствие в течение последних пяти лет в их собственности жилых помещений и не сообщили об отчуждении Филипповым В.Н. в 2009 году принадлежавшей ему квартиры, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 84-99).
На основании предоставленных Филипповыми недостоверных сведений было принято решение N ... от "дата" о признании нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма Филиппова В.Н. и членов его семьи, решение N ... от "дата" о предоставлении спорного жилого помещения и заключен договор социального найма в отношении спорного жилого помещения.
Поскольку Ф.Н.В. произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещение 10.08.2009 года, он имел право постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее 10.08.2014 года.
Руководствуясь положениями ст.57 ЖК РФ, достоверно установив, что Филиппов В.Н. совершил действия, направленные на ухудшение жилищных условий, в связи с чем, не мог быть принят на учет нуждающихся в соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ "дата" ( т.е. до истечения пятилетнего срока), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решения о признании Филиппова В.Н. и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, а также о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма являются незаконными, а договор социального найма, заключенный в отношении спорной квартиры,- недействительным.
В апелляционной жалобе Филиппова М.В. ссылается на то, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях Филиппова В.Н. и членов его семьи была осуществлена в соответствии с Инструкцией, утв. Приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 года N 1280, в соответствии с п. 14 которой размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности. Поскольку на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения Филиппов В.Н. не являлся собственником жилого помещения, при этом, из положений указанной Инструкции не следует, что военнослужащий не может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если он распорядился принадлежащим ему жилым помещением до принятия вышеуказанной Инструкции, Филиппова М.В. полагала принятие супруга на учет нуждающихся в жилых помещениях правомерным.
Вышеуказанные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в данном случае определяющим при оценке нуждаемости военнослужащего в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является площадь жилого помещения, занимаемого военнослужащим и членами его семьи, с учетом учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с законодательством РФ по избранному постоянному месту жительству. Поскольку избранным постоянным местом жительства Филиппов В.Н. указал Санкт-Петербург, а в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга учетной нормой площади жилого помещения в целях признания нуждающимся в жилых помещениях является 9 кв. м., при этом Филипповы были обеспечены жилым помещением общей площадью 47 кв.м., что превышало учетную норму, установленную в Санкт-Петербурге (47/4=11,75 кв.м. на каждого члена семьи), оснований для признания Филиппова В.Н. с членами семьи нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что за превышение общей площади жилого помещения Филипповыми была произведена доплата в сумме " ... " рублей, вместе с тем при разрешении спора суд первой инстанции не разрешил вопрос о возвращении указанной денежной суммы, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в силу положений ч. 3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным сторонами требованиям. Требований о применении последствий недействительности сделки в отношении решения N ... от "дата" о предоставлении спорного жилого помещения Филипповым ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" не заявляло, при этом, Филипповы не лишены возможности обратиться с требованиями о взыскании указанной суммы.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время Филипповы не имеют другого жилого помещения, несовершеннолетние дети посещают детский сад и образовательные учреждения по месту жительства, при этом орган опеки и попечительства в ходе рассмотрения спора дал заключение о невозможности выселения несовершеннолетних детей без предоставления другого жилого помещения, не может быть положен в основу для отмены состоявшегося решения, поскольку не влияет на правовую оценку судом первой инстанции обстоятельств имеющих правовое значение при разрешении спора по существу.
Таким образом, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст.67 ГПК РФ, в связи с чем, оснований к отмене состоявшегося судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филипповой М. В., Ф.Н.В. в лице законного представителя Филипповой М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.