Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 22 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Шибеева Е.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 13 августа 2014 года, которым в удовлетворении заявления Шибеева Е.А. отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шибеев Е.А. обратился в суд с заявлением к Администрации г. Омска о признании незаконным " ... " Постановления Администрации г. Омска от 02 июня 2014 года N 736-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешённый вид использования некоторых участков" и возложении обязанности о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "для размещения малоэтажной застройки" в отношении земельного участка с кадастровым номером N " ... " .
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений жилого дома от " ... " года обратился в Администрацию г. Омска за выдачей разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " , на котором расположен дом " ... " года постройки, "для размещения малоэтажной застройки", но обжалуемым постановлением в выдаче разрешения было отказано.
Шибеев Е.А., являясь собственником квартиры " ... " в данном доме, полагал данный отказ нарушающим его права, поскольку фактических препятствий к выдаче запрашиваемого разрешения установлено не было. Указывал, что ссылка на результаты публичных слушаний от " ... " года несостоятельна, поскольку они носят рекомендательный характер и не могут быть учтены, равно как и многоэтажность дома, расположенного на земельном участке. Полагал, что согласно Правилам землепользования и застройки, земельный участок находится в зоне Ж3, для которой вид разрешённого использования "для размещения малоэтажной застройки" предусмотрен в качестве условно разрешённого.
Заявитель Шибеев Е.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска " ... " в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать по мотиву того, что земельный участок согласно Генеральному плану г. Омска относится к общественно-деловой зоне, что было учтено комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска при вынесении заключения.
Представитель Администрации г. Омска " ... " в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шибеев Е.А. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что судом не дана надлежащая оценка представленным им доказательствам о нахождении земельного участка, расположенного под домом, в зоне жилой застройки; не было учтено и мотивировано наличие фактического состава административного правонарушения со стороны заявителя и угроза его административного преследования, дискриминация в сфере налоговых правоотношений, ограничение права собственности на общее имущество в доме, что является доказательством нарушения его прав. Также суд неправомерно сослался на то, что им не оспаривалась выкопировка из Генерального плана, и пришел к выводу о нахождении земельного участка в общественно-деловой зоне, тогда как земельный участок согласно кадастровому паспорту и Правилам, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, находится в зоне жилой застройки. Выкопировка из Генерального плана, на которую сослался суд, содержит информацию о нахождении земельного участка в двух функциональных зонах, что положениям ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не соответствует. В оспариваемом акте отсутствует ссылка на его издание в соответствии с Решением Омского городского Совета N 43 от 25.07.2007 года. Также указывает, что был неправомерно лишён права на реплику.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г. Омска " ... " полагает решение суда не подлежащим отмене, поскольку спорный земельный участок находится в территориальной зоне ИТ-2 (зона городского наземного транспорта), соответственно, условно разрешенный вид использования в целях размещения многоквартирных домов любой этажности предоставлен быть не может.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... " ).
Шибеев Е.А., представитель департамента архитектуры и градостроительства " ... " , представитель Администрации г. Омска " ... " приняли участие в судебном заседании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Шибеева Е.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя департамента архитектуры и градостроительства " ... " , представителя Администрации г. Омска " ... " согласившихся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" были истребованы и приобщены к материалам дела дополнительные доказательства: фрагмент Карты градостроительного зонирования территорий г. Омска, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201; документы о формировании земельного участка с кадастровым номером N " ... " и его постановке на кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, Шибеев Е.А. является собственником квартиры " ... " в доме " ... " (л.д. " ... " ).
Указанный многоквартирный дом " ... " года постройки, высотностью " ... " этажа, " ... " подъезда, расположен на земельном участке площадью " ... " кв.м с кадастровым номером N " ... " (предыдущий номер - N " ... " ), сведения о котором в государственный кадастр недвижимости внесены " ... " года (л.д. " ... " ).
Формирование и постановка земельного участка на кадастровый учет осуществлена по инициативе департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, и первоначально вид разрешенного использования указывался - для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
Сведения об изменении вида разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" в отношении указанного земельного участка внесены на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 19.11.2010 года N 9084-р.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1 указанной статьи).
" ... " года Шибеев Е.А. обратился в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска с просьбой о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " - для размещения домов малоэтажной застройки, мотивируя свое обращение тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Омск " ... " расположен в территориальной зоне Ж3 - "зона жилой застройки средней этажности", для которой вид разрешенного использования "для размещения малоэтажной застройки" является условно-разрешенным (л.д " ... " ).
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно заключению комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска от " ... " года о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка в отношении спорного земельного участка членами комиссии были высказаны возражения относительно предоставления специального разрешения в связи с не соответствием Генеральному плану, согласно которому рассматриваемый участок расположен в общественно-деловой зоне. Кроме того, земельный участок сформирован, права собственников помещений реализованы, что не препятствует собственникам квартир использовать земельный участок по назначению (л.д. " ... " ).
" ... " года данной комиссией были подготовлены рекомендации об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного Администрацией г. Омска " ... " года за N " ... " было вынесено постановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка (л.д. " ... " ).
Не согласившись с принятым решением, Шибеев Е.А. обратился в суд.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли, указанные в п. 1 ст. Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно рекомендациям комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска, отраженным в заключении от " ... " года, рассматриваемый земельный участок относится к общественно-деловой зоне (л.д. " ... " ).
Между тем, как было установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласно Генеральному плану г. Омска, утвержденному Решением Омского городского Совета от " ... " года N " ... " , данный земельный участок относится к двум функциональным зонам - общественно-деловой и многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки (л.д. " ... " ).
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение, которые определяются генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Таким образом, из вышеприведенных положений следует, что, что генеральный план содержит положения о функциональных зонах, а правила землепользования и застройки о территориальных зонах с установленными градостроительными регламентами.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее Правила).
В суде апелляционной инстанции было установлено, что согласно приложению N 1 "Карта градостроительного зонирования территорий города Омска" к Правилам, рассматриваемый земельный участок относится к двум территориальным зонам - Ж-3 (зона жилой застройки средней этажности) и ИТ-2 (зона городского наземного транспорта).
Следует отметить, что сведения, представленные департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в виде фрагмента Карты градостроительного зонирования территорий города Омска о том, что территориальная зона с обозначением Ж3 относится к зоне застройки высокой этажности, являются ошибочными, поскольку зона жилой застройки высокой этажности имеет обозначение Ж4.
При отказе Шибееву Е.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта третьего пункта первого Постановления Администрации г. Омска от 02.06. 2014 года N 736-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно-разрешённый вид использования некоторых участков", суд исходил из того, что орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Между тем, судом не учтено, что рекомендации комиссии и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, окончательное разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
При этом часть 6 указанной статьи включает в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, и жилые дома, что предопределяет возможность их нахождения в общественно-деловых зонах.
Исходя из Карты градостроительного зонирования территорий г. Омска, являющейся приложением к Правилам, спорный земельный участок граничит с территориальной зоной ОД-1 (зона объектов административно-делового и общественного назначения).
В соответствии с таблицей N 1 (статья 42 Правил) для территориальной зоны ОД-1, как и для территориальной зоны Ж-3, в которую входит спорный земельный участок, в качестве условно разрешенного вида использования разрешается нахождение многоквартирных жилых домов малой этажности (2-4 этажа).
Таким образом, рассматриваемые рекомендации комиссии с учетом установленных судом обстоятельств, в частности отнесение спорного земельного участка к двум функциональным зонам (общественно-деловой и многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки), сами по себе не являлись достаточным основанием для отказа Администрацией г. Омска в выдаче разрешения Шибееву Е.А. на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка.
Вместе с тем, рассматриваемый земельный участок частично расположен в территориальной зоне ИТ-2, являющейся зоной городского наземного транспорта, где предполагаемое использование земельного участка в виде размещения домов малоэтажной застройки является запрещенным видом разрешенного использования для данной градостроительной зоны.
Следует отметить, что проведение проверки положений Правил землепользования и застройки г. Омска во взаимосвязи с положениями Генерального плана г. Омска на предмет соответствия требованиям градостроительного законодательства осуществляется в иной судебной процедуре (глава 24 ГПК Российской Федерации), и предметом обсуждения по настоящему делу являться не может.
Формирование спорного земельного участка из двух территориальных зон, осуществленное департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в 2009 году, то есть в период действия Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, не оспорено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные положения закона, требования заявителя о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования в отношении земельного участка с кадастровым номером N " ... " удовлетворены быть не могут.
Просьба заявителя о принятии во внимание данных из государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка для решения вопроса о даче разрешения на условно разрешенный вид использования, учтена быть не может, поскольку решение данного вопроса не обусловлено сведениями из кадастра.
Указание жалобы на нахождение спорного земельного участка, расположенного под домом, в зоне жилой застройки (Ж-3), на правильность постановленного решения не влияет, поскольку указанное обстоятельство не опровергает факт нахождения данного земельного участка также в зоне ИТ-2, где предполагаемое использование в виде размещения домов малоэтажной застройки является запрещенным видом разрешенного использования для данной территориальной зоны.
Ссылки на то, что суд пришел к выводу о нахождении земельного участка в общественно-деловой зоне, тогда как согласно кадастровому паспорту и Правилам, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, он находится в зоне жилой застройки, подлежит отклонению, поскольку согласно установленным по делу обстоятельствам, спорный земельный участок находится как в двух функциональных зонах (общественно-деловой и многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки), так и в двух территориальных зонах (жилой застройки средней этажности и зоны городского наземного транспорта).
Мнение подателя жалобы о том, что приобщенная к материалам дела выкопировка из Генерального плана, на которую сослался суд, содержит информацию о нахождении земельного участка в двух функциональных зонах, что положениям ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не соответствует, отклоняется, поскольку данное несоответствие предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не являлось.
Доводы заявителя о возможности его административного преследования, дискриминации в сфере налоговых правоотношений, ограничении права собственности на общее имущество в доме не могут служить основанием для принятия судом противоположного решения, о чем указано выше.
Ссылка на отсутствие в Постановлении Администрации г. Омска от 02 июня 2014 года N 736-П "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования некоторых участков" указания на Решение Омского городского Совета N 43 от 25.07.2007 года, правового значения не имеет.
Довод заявителя о том, что он был неправомерно лишён права на реплику, опровергается содержанием протокола судебного заседания от " ... " года, согласно которому правом на реплику стороны не воспользовались (л.д. " ... " ). Исходя из материалов дела, каких-либо замечаний на протокол со стороны Шибеева Е.А., где были бы отражены доводы несогласия с его содержанием, им принесено не было.
С учетом исследованных обстоятельств по делу, в том числе и дополнительных доказательств, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, не могут повлечь отмену решения суда с принятием противоположного решения.
Применительно к изложенному, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда и, соответственно, для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 13 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шибеева Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.