Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Будылка А.В., Дьякова А.Н.,
при секретаре Будкевич О.А.,
рассмотрела в судебном заседании 22 октября 2014 года
дело по апелляционной жалобе Антоновой Л.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 12 августа 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Антоновой Л. Н. к Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения Антоновой Л.Н. и ее представителя Михайловой И.А., поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонова Л.Н. обратилась в суд с иском об обязании Министерства образования Омской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области предоставить ей жилое помещение.
В обоснование указала, что является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот. Ее мать умерла **** , отец - **** . Решением Исполнительного комитета Таврического районного Совета народных депутатов трудящихся от " ... " была определена в детское государственное учреждение, в " ... " г.г. воспитывалась в Тарском детском доме N 6, в " ... " г.г. - в Исилькульской школе-интернате, затем, до 1986 года, в Черлакском детском доме-школе. Обращалась в Министерство образования Омской области с заявлением о включении в список для получения благоустроенного жилого помещения, однако ей было в этом отказано.
В судебном заседании Антонова Л.Н. иск поддержала.
Представитель Министерства образования Омской области Окунев А.С. и представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. иск не признали, пояснив, что истец с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений не обращалась, на регистрационном учете нуждающихся не состоит, статус "ребенок-сирота" ею утрачен, поскольку в настоящее время ей более 23 лет.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Антонова Л.Н. просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Указывает, что судом применены нормы закона, утратившие силу. Полагает, что за ней сохраняется право на обеспечение жилым помещением до фактического обеспечения жильем. То, что она не встала на учет, не лишает ее права на жилищное обеспечение по ФЗ N159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции учитывал, что истец родилась " ... " , до достижения 18 лет осталась без попечения родителей, и исходил из отсутствия оснований к удовлетворению иска, поскольку в период действия ЖК РСФСР истец не обращалась в органы местного самоуправления по вопросу ее жилищного обеспечения, а по состоянию на 01.01.2013 у нее отсутствует нереализованное право на жилищное обеспечение по Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия находит выводы суда верными.
При разрешении спора суд правильно руководствовался законом, действовавшим в период наличия у истца статуса ребенка-сироты.
Так, согласно ст.37 ЖК РСФСР, утв. ВС РСФСР 24.06.1983, (в первоначальной редакции) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
Как следует из ст.31 ЖК РСФСР, предоставление жилого помещения носило заявительный характер.
Позднее общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, были определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Вопросы дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение были урегулированы ст.8 закона. Дополнительные гарантии по социальной поддержке распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Как видно, на момент вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (27.12.1996) истцу было более " ... " лет.
В ст.37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28.03.1998 N 45-ФЗ внесены изменения, в соотвествии с которыми вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
С 01.03.2005 введен в действие ЖК РФ, ЖК РСФСР признан утратившим силу.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, согласно п. 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление жилого помещения также носило заявительный характер (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
Таким образом, жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений, предусматривало заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на жилищное обеспечение. Следовательно, вопрос о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в обеспечении жильем, является юридически значимым обстоятельством по делу.
С 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст.ст.92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, п.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред., действующей с 01.01.2013).
Из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред., действующей с 01.01.2013) видно, что установленные законом дополнительные гарантии, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
В пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред., действующей с 01.01.2013) предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данных нормах идет речь о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего у лиц указанной категории ранее.
Судом установлено, что истец не обращалась в органы местного самоуправления по вопросу жилищного обеспечения до достижения возраста 23 лет, не состояла на учете нуждающихся в предоставлении социального жилья на общих основаниях.
Таким образом, по состоянию 01.01.2013 у истца отсутствовало нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Довод жалобы о том, что за истцом сохраняется право на обеспечение жилым помещением до фактического обеспечения жильем, основан на ошибочном толковании закона.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, оснований для его отмены не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 12 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.