Судья: Семченко А.В. Дело N 33-5848
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.
судей Ефимовой И.В., Вишняковой Н.Е.
с участием прокурора Киприянова А.В
при секретаре Таратуле А.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.
дело по кассационной жалобе Территориального управления Росимущества в г. Москве на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года, которым постановлено:
Признать за Егоровой Верой Васильевной в порядке приватизации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***
установила:
Егорова В.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ссылаясь на то, что указанная квартира предоставлена ей в порядке улучшения жилищных условий, с ней заключен договор социального найма, она проживает на данной площади и зарегистрирована в ней, однако в приватизации квартиры ей отказано.
Не согласившись с иском, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве (Территориальное управление) предъявило встречный иск о признании недействительным распоряжения Префекта ЦАО г. Москвы от 19 октября 2005 года, договора социального найма жилого помещения, выселении Егоровой В.В. из квартиры, мотивируя требования тем, что ДЖП и ЖФ г. Москвы не обладало полномочиями по предоставлению данной квартиры Егоровой В.В.
Егорова В.В. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования, против удовлетворения встречных исковых требований возражала, заявила о пропуске Территориальным управлением срока исковой давности по встречному иску.
Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуры ЦАО г. Москвы Солодов Е.В. в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения требований по первоначальному иску, встречный иск не признал, прости в его удовлетворении отказать, заявил о пропуске Территориальным управлением срока исковой давности.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено.
Третье лицо Управление Росреестра по городу Москве в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит Территориальное управление Росимущества в г. Москве в кассационной жалобе.
На заседание судебное коллегии истец Егорова В.В., представитель ответчика Территориального управления Росимущества в г. Москве, представитель ответчика Префектуры ЦАО г. Москвы, представитель третьего лица Управления Росреестра по г. Москве не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы, выслушав объяснения представителя ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Солодова Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Киприянова А.В., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования , либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника , имущество умершего считается выморочным.
Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации на спорную квартиру, выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.11.2007 года N 281-ФЗ в пункт 2 указанной статьи внесены изменения, согласно которым выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
При этом статьей 2 Федерального закона установлено, что выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
В соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации на спорную квартиру, порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акте Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.11 ст. 154) было установлено, что передача имущества из федеральной собственности и из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке:
-Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность, устанавливаются Правительством РФ.
Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой решениями, указанными в ч. 11 ст. 154 указанного Федерального закона.
К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с ч. 11 ст. 154 указанного Федерального закона, нормы ГК РФ и ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ЖК РФ в редакции, действующей на момент издания Распоряжений Префекта ЦАО г. Москвы от 19 октября 2005 г., в субъектах Российской Федерации - города федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
Ст. 12 ЖК РФ и в ранее действовавшей редакции, и в редакции, действующей в настоящее время, не относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений предоставление жилых помещений.
По смыслу указанных норм права, на основании решений органов местного самоуправления предоставляется, в том числе жилые помещения, из жилищного фонда Российской Федерации.
В силу положений п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2008 г. N 14" О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ" жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 4 статьи 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 ГПК РФ).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом по делу установлено, что квартира по адресу: *** является выморочным имуществом и перешло в собственность Российской Федерации по наследству на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06 декабря 2002 года.
Право собственности Российской Федерации на указанную квартиру зарегистрировано 10 февраля 2003 года.
По акту приема-передачи 19 февраля 2003 года квартира Инспекцией МНС России N *** по ЦАО г. Москвы передана Комитету муниципального жилья Правительства Москвы.
Право собственности города Москвы на квартиру учтено в реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере, бремя содержания спорной квартиры Российская Федерация не несла, правами собственника не пользовалась.
Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 19 октября 2005 года N *** Егоровой В.В. предоставлено право на заключение договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
27 октября 2005 года между ДЖП и ЖФ г. Москвы и Егоровой В.В. заключен договор социального найма указанного жилого помещения, Егорова В.В., зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире.
2 ноября 2006 года межу ДЖП и ЖФ г. Москвы и Егоровой В.В. заключен договор передачи квартиры. Управлением Росреестра по г. Москве отказано в государственной регистрации права собственности на спорную квартиру на основании договора передачи в связи с тем, что право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за другим лицом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, ст. 1151 ГК РФ, с. 12, 14, 49, 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 22.08.2004 N 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акте Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторый вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ", правомерно пришел к выводу о том, что Егорова В.В. имеет право на бесплатную передачу квартиры по адресу: *** в собственность, поскольку данное жилое помещение было предоставлено ей по договору социального найма в установленном законом порядке, Егорова В.В. ранее участия в приватизации жилого помещения на территории РФ не принимала, в связи с чем обладает правом на получение занимаемой квартиры в собственность на условиях и в порядке , предусмотренным Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Суд также правомерно указал, что отсутствуют правовые основания для признания распоряжения Префекта ЦАО г. Москвы от 19 октября 2005 года *** о предоставлении Егоровой В.В. жилого помещения и договора социального найма от 27.10.2005 года недействительным, в связи с тем, что данное жилое помещение было передано субъекту Федерации - г. Москве в собственность по акту приема- передачи от 19.02.2003 года, что соответствует п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 " О разграничении государственной собственности в РФ , краев, областей, автономных кругов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность". С момента передачи данного имущества г. Москве, РФ не несла бремя его содержания.
При разрешении спора суд обосновано пришел к выводу о том, что Территориальным управлением Росимущества по г. Москве пропущен трехгодичный срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку распоряжение Префекта состоялось 19.10.2005 года, договор социального найма заключен 27.10.2005 года, а иск предъявлен в суд только 14.04.2010 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы ответчика Территориального управления Росимущества в г. Москве направлены на иное толкование норм материального права, переоценку собранных судом первой инстанции доказательств, данные доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Семченко А.В. Дело N 33-3884
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 февраля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.
судей Ефимовой И.В., Вишняковой Н.Е.
с участием прокурора Киприянова А.В
при секретаре Таратуле А.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.
дело по кассационной жалобе Территориального управления Росимущества в г. Москве на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года,
Руководствуясь ст. ст. 193, 360 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.