Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Гарнизонная служба
Организация и несение гарнизонной службы
7. Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные).
Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.
8. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее - УГПС или ОГПС).
9. Основными задачами гарнизонной службы являются:
создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров;
создание единой системы управления силами и средствами гарнизона;
организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
организация и проведение общегарнизонных мероприятий.
10. При выполнении задач гарнизонной службы:
осуществляется учет и контроль состояния сил и средств гарнизона;
планируется применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров, в том числе порядок привлечения сил и средств, разрабатываются расписание выезда и другие регламентные документы службы пожарной охраны;
обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных гарнизонных мероприятий;
организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны;
обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения службы пожарной охраны;
разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создаются нештатные службы гарнизона, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности;
разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.
В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы разрабатывается план гарнизонных мероприятий (приложение 1), утверждаемый начальником гарнизона.
11. Порядок привлечения сил и средств двух и более гарнизонов субъектов Российской Федерации (межрегиональный уровень) к тушению пожаров определяется ГУГПС и утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Допускается привлечение сил и средств соседних гарнизонов (по соглашению), а также сил и средств пожарной охраны других государств только на основе межгосударственных соглашений.
12. Порядок привлечения специализированных подразделений ГПС к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций вне территории субъектов Российской Федерации, на которой они расположены, определяется ГУГПС.
13. Расписание выезда (приложение 2) или план привлечения сил и средств (приложение 3) разрабатываются ГПС и утверждаются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Расписание выезда или план привлечения сил и средств объявляются приказом соответствующего начальника УГПС (ОГПС)*(1). В расписание выезда включаются пожарно-технические учебные заведения.
14. На базе существующих подразделений ГПС в установленном порядке могут создаваться опорные пункты пожаротушения, которые доукомплектовываются пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, средствами связи и управления, огнетушащими веществами.
15. Личный состав пожарно-технических учебных заведений привлекается к несению караульной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.
Учебные пожарные части пожарно-технических заведений несут гарнизонную службу. В этих пожарных частях организуется караульная служба.
16. Руководители органов управления и подразделений пожарной охраны обязаны обеспечивать выполнение требований Устава подчиненными органами управления и подразделениями.
17. Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.
Нештатные службы гарнизона
18. Нештатные службы гарнизона (далее - нештатные службы) являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС (ОГПС).
В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.
В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы:
управления;
газодымозащитная;
техническая;
связи.
По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб.
Допускается не создавать в местных гарнизонах службу связи, при этом ее функции возлагаются на нештатную техническую службу.
19. Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боеготовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.
В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (далее - СПТ), центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС)*(2) и диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.
При отсутствии в гарнизоне штатной СПТ нештатная служба управления не создается.
20. Нештатная газодымозащитная служба (далее - НГДЗС) предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.
В состав НГДЗС включаются предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.
21. Нештатная техническая служба (далее - НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.
В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.
22. Нештатная служба связи (далее - НСС) предназначена для обеспечения готовности средств (систем) связи и управления гарнизона к выполнению задач гарнизонной службы.
В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.
Должностные лица гарнизона
23. Должностными лицами гарнизона являются:
начальник гарнизона;
оперативный дежурный;
диспетчер гарнизона;
начальник НГДЗС;
начальник НТС;
начальник НСС.
24. Должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности, за сохранность имущества пожарной охраны.
25. Обязанности должностных лиц гарнизона, предусмотренные Уставом, включаются в функциональные обязанности, исполняемые по основной должности.
Начальник гарнизона
26. Начальниками гарнизонов являются:
территориального - начальник УГПС (ОГПС);
местного - как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС (ОГПС).
Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.
27. Начальник гарнизона обязан:
организовывать и контролировать гарнизонную службу;
руководить нештатными службами гарнизона;
организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне;
обобщать передовой опыт несения службы пожарной охраны;
организовывать и руководить работой опорных пунктов пожаротушения;
организовывать внештатные штабы пожаротушения и определять порядок их привлечения к тушению пожаров;
обеспечивать и контролировать выполнение правил охраны труда и техники безопасности при несении гарнизонной службы;
организовывать ведение регламентной документации согласно приложению 4 Устава.
Начальник местного гарнизона в дополнение к перечисленному обязан:
разрабатывать, при отсутствии СПТ, график оперативного дежурства по гарнизону;
принимать меры по устранению нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.
28. Начальник гарнизона имеет право:
принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной служб, в том числе по установлению границ гарнизона, расписанию выезда, назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;
отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений ГПС, а также требовать исполнения этих приказов;
запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;
проверять боеготовность подразделений гарнизона;
осуществлять передислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;
требовать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также восстановления возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона;
утверждать состав внештатных штабов пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;
изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;
организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;
привлекать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные силы и средства постоянной готовности аварийно-спасательных формирований к тушению крупных пожаров на территории гарнизона;
разрешать споры между должностными лицами гарнизона;
вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона;
вносить предложения о приостановлении в установленном порядке действия лицензий на организацию и осуществление пожарной охраны на территории гарнизона, выданных юридическим лицам и гражданам;
утверждать или подписывать в установленном порядке регламентные документы службы пожарной охраны.
Оперативный дежурный гарнизона
29. Оперативным дежурным гарнизона (далее - оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона. При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).
30. Оперативный дежурный обязан:
руководить в период боевого дежурства нештатной службой управления гарнизона;
владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы пожарной охраны, в том числе с выездом на место происшествий;
обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;
обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;
организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения и занятия, контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;
изучать передовой опыт несения службы пожарной охраны;
осуществлять взаимодействие со службами жизнеобеспечения;
обеспечивать своевременную постановку в боевой расчет пожарных автомобилей и иной мобильной пожарной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчета и принимать необходимые решения;
организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.
31. Оперативный дежурный имеет право:
проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной и иным видам подготовки;
запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;
отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах своей компетенции обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;
отстранять в крайних, не терпящих отлагательства, случаях лиц рядового и начальствующего состава ГПС от несения боевого дежурства с немедленным докладом об этом начальнику гарнизона или лицу, его замещающему;
вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны.
Диспетчер гарнизона
32. Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежурной смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС - дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером "01".
Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи - начальнику НСС.
33. Диспетчер гарнизона обязан:
принимать сообщения о вызовах подразделений пожарной охраны по телефонным линиям связи с номером "01";
направлять к месту вызова силы и средства гарнизона в соответствии с расписанием выезда;
обеспечивать в установленном порядке передислокацию караулов, отделений подразделений гарнизона;
обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона согласно приложению 5 Устава;
проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения;
информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и обстановке на месте их работы;
докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать о этом подразделения гарнизона;
доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения оперативного дежурного и других должностных лиц гарнизона;
вести регламентные документы согласно приложениям 4, 6 Устава.
34. Диспетчер гарнизона имеет право:
запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона;
запрещать выезд караулов на занятия по решению пожарно-тактических задач в случае недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств пожарной охраны, в том числе вследствие их участия в тушении пожаров;
требовать от должностных лиц гарнизона устранения выявленных нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;
контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями гарнизона.
Начальник нештатной газодымозащитной службы
35. Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее - изолирующих противогазах).
36. Начальник НГДЗС обязан:
руководить НГДЗС;
оказывать помощь руководителям подразделений в организации ГДЗС;
осуществлять контроль за работой баз и контрольных постов ГДЗС, оснащением и содержанием тренировочных комплексов ГДЗС, эксплуатацией и техническим обслуживанием изолирующих противогазов;
обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности подразделений к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и использованию мобильных средств противодымной защиты;
организовывать и лично проводить занятия с газодымозащитниками, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НГДЗС;
изучать и распространять передовой опыт ГДЗС;
анализировать состояние ГДЗС в подразделениях и их органах управления;
владеть информацией об оснащении ГДЗС гарнизона, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
участвовать в специальных расследованиях несчастных случаев при работе газодымозащитников в изолирующих противогазах;
организовывать подготовку газодымозащитников и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НГДЗС.
37. Начальник НГДЗС имеет право:
проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части ГДЗС;
требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части ГДЗС;
запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии ГДЗС, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам ее организации в подразделениях и их органах управления;
давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию ГДЗС;
отстранять от работы в изолирующих противогазах газодымозащитников, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих допуска к работе в изолирующих противогазах;
вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава ГДЗС.
Начальник нештатной технической службы
38. Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.
39. Начальник НТС обязан:
руководить НТС;
обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения к ведению боевых действий;
организовывать и лично проводить занятия по освоению новой пожарной техники и средств пожаротушения, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НТС;
изучать и распространять передовой опыт НТС;
владеть информацией об оснащении подразделений пожарной техникой и средствами пожаротушения, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
анализировать работу пожарной техники, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать проведение испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения в подразделениях;
участвовать в специальных расследованиях дорожно-транспортных происшествий с пожарной техникой, выезжать на эти происшествия в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне;
оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;
осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений технической службы, рукавных баз и постов диагностики пожарной техники;
организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НТС.
40. Начальник НТС имеет право:
проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НТС;
запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НТС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документаций по вопросам организации НТС в пожарной охране;
давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;
согласовывать в установленном порядке заявки на материально-техническое обеспечение в части НТС;
требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части НТС;
отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной пожарной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления пожарным автомобилем;
вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании водителей подразделений и личного состава технической службы.
Начальник нештатной службы связи
41. Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи.
42. Начальник НСС обязан:
руководить НСС;
обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности применения средств пожарной связи органами управления и подразделениями пожарной охраны;
организовывать и лично проводить занятия по освоению новых средств пожарной связи, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НСС;
изучать и распространять передовой опыт НСС;
владеть информацией об оснащенности подразделений средствами пожарной связи, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
анализировать работу средств пожарной связи, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать качество связи и выполнения правил радиообмена в гарнизоне;
принимать в установленном порядке меры к выявлению лиц, передающих заведомо ложные сообщения о пожаре, а также создающих помехи для радиообмена в гарнизоне;
участвовать в служебных проверках по фактам отказов пожарной связи, порчи и утери средств связи;
оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации, ремонте и эксплуатации средств пожарной связи;
осуществлять контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств пожарной связи;
осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений службы связи, в том числе полевых узлов связи;
организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НСС.
43. Начальник НСС имеет право:
проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НСС;
запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НСС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НСС в пожарной охране;
давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по организации и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной связи;
требовать от соответствующих должностных лиц исполнения Устава и иных нормативных актов в части НСС;
вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны, осуществляющего функции пожарной связи;
участвовать в установленном порядке в распределении средств пожарной связи, а также согласовывать заявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы;
требовать в установленном порядке введения временных схем связи на период выхода из строя или ремонта основных систем пожарной связи, а также в других необходимых случаях;
запрещать работу с неисправными средствами пожарной связи.
Особенности организации гарнизонной службы при введении особого противопожарного режима
44. В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
45. При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:
организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком;
осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности и объектов;
проводится разъяснительная работа среди личного состава;
вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава;
проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;
проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений гарнизона;
уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;
создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;
организуется, при необходимости, постовая и дозорная служба*(3).
<< Глава 1. Общие положения (п.п. 1 - 6) |
Глава 3. >> Караульная служба (п.п. 46 - 114) |
|
Содержание Устав службы пожарной охраны (приложение 1 к приказу МВД РФ от 5 июля 1995 г. N 257) (утратил силу) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.