Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 сентября 1978 г. N 8
"О практике применения судами мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик"
26 апреля 1984 г., 16 января 1986 г.
Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды в основном правильно применяют закон об освобождении от уголовной ответственности с привлечением лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, к административной ответственности. Вместе с тем в судебной практике имеются ошибки и недостатки.
Отдельные суды подвергают мерам административного взыскания лиц, совершивших преступления, за которые предусматривается наказание свыше одного года лишения свободы, а также лиц, в отношении которых без достаточных оснований было признано, что их исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.
Иногда народные судьи принимают решения о наложении взысканий по материалам, по которым органами дознания или предварительного следствия неполно исследованы обстоятельства преступления и данные о личности правонарушителя, неправильно квалифицированы его действия, допущены следственные нарушения уголовно-процессуального закона.
Некоторые определения судов о прекращении уголовного дела в связи с привлечением к административной ответственности не отвечают требованиям ст. 234 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик, не содержат мотивов принятого решения. В ряде случаев суды вопреки закону в распорядительном заседании допрашивают обвиняемых, свидетелей и исследуют иные доказательства, а также подвергают лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, мерам административного взыскания.
Материалы о применении мер административного взыскания иногда рассматриваются с нарушением установленного срока, по многим из них не ведется протокол. В постановлениях народных судей и определениях судов не всегда указываются фактические обстоятельства совершенного правонарушения, доказательства виновности и квалификация действий правонарушителя, порядок и срок обжалования и опротестования.
В целях устранения недостатков и обеспечения правильного применения законодательства Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Судам необходимо строго соблюдать требования закона, устанавливающего основания освобождения от уголовной ответственности с привлечением лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, к административной ответственности и порядок применения мер административного взыскания.
Вывод о возможности исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, должен быть основан на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела и данных о личности правонарушителя.
Лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности лишь при наличии достаточных данных, позволяющих признать, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. При этом к условиям, препятствующим принятию такого решения, могут быть, с учетом обстоятельств дела, отнесены, в частности, не погашенная и не снятая в установленном законом порядке судимость, ведение лицом паразитирующего образа жизни, признание его алкоголиком или наркоманом (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 г.).
2. Судам при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности необходимо проверять правильность квалификации содеянного, с тем чтобы были исключены факты привлечения к административной ответственности лиц, совершивших преступления, за которые законом предусматривается наказание свыше одного года лишения свободы.
3. Разъяснить, что уголовное дело может быть прекращено по основаниям, указанным в пункте 1 части 3 и части 4 ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и в отношении лица, привлеченного к ответственности по статье Уголовного кодекса, в соответствии с которым совершенное деяние признается преступным при неоднократности его совершения и применении к такому лицу ранее мер административного взыскания за аналогичные действия (например, ст. 162, ч. 1; 166, ч. 1; 166.1 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).
4. Учитывая, что к административной ответственности не может быть привлечено лицо, не достигшее к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста, рекомендовать судам в отношении такого несовершеннолетнего, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое наказание, в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела и данных о личности обсуждать вопрос о прекращении уголовного дела и направлении материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 г.).
5. В случае, когда по поступившему в суд делу о преступлении, за которое законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое наказание, имеются основания для применения пункта первой части 3 ст. 43 Основ, дело вносится в распорядительное заседание. При освобождении лица от уголовной ответственности суд выносит мотивированное определение о прекращении уголовного дела, в котором, на основании ст. 234 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик, должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, отмене принятых мер пресечения, обеспечения гражданского иска и конфискации имущества, а также указаны срок и порядок обжалования и опротестования. В этом определении суд не вправе решать вопрос о применении мер административного взыскания.
Учитывая, что в соответствии с законом на определение распорядительного заседания могут быть принесены частная жалоба или частный протест, народный судья может рассмотреть материал о применении мер административного взыскания лишь после вступления в силу этого определения.
6. Исходя из того, что при рассмотрении народным судьей материала о применении мер административного взыскания может возникнуть необходимость в исследовании вещественных доказательств, решение об их судьбе, принятое при прекращении уголовного дела, должно исполняться после вступления в силу постановления о применении мер административного взыскания.
7. Народные судьи обязаны строго соблюдать установленный законом десятидневный срок рассмотрения материала о применении мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности.
При этом следует иметь в виду, что десятидневный срок исчисляется со дня поступления в суд материала или с момента вступления в законную силу определения распорядительного заседания о прекращении уголовного дела, а в случае обжалования или опротестования определения - со дня возвращения материала в суд после рассмотрения вышестоящим судом.
8. Рассматривая материал о применении мер административного взыскания, народный судья должен проверить обстоятельства правонарушения, обоснованность применения уголовного закона, выслушать объяснения лица, привлекаемого к ответственности, а в необходимых случаях допросить свидетелей и исследовать другие доказательства. При этом ведение протокола является обязательным.
Установив факт совершения лицом правонарушения, народный судья выносит постановление, в описательной части которого должны быть указаны время, место и сущность правонарушения, доказательства виновности и квалификация содеянного, а в резолютивной части - мера административного взыскания, а также порядок и срок обжалования и опротестования.
Придя к выводу о необоснованности прекращения уголовного дела прокурором, следователем или органом дознания, народный судья выносит мотивированное постановление об отказе в применении мер административного взыскания и о возвращении дела прокурору, а при несогласии с прекращением уголовного дела в распорядительном заседании - направляет материал с представлением в вышестоящий суд для решения вопроса о принесении протеста об отмене определения суда. Указанные решения принимаются, например, в случаях отсутствия достаточных оснований для признания возможности исправления и перевоспитания лица без применения уголовного наказания либо ввиду неполноты произведенного дознания или предварительного следствия, а также при наличии оснований для привлечения лица к ответственности за более тяжкое преступление.
Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 13 сентября 1990 г. статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и статья 5.1 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР, предусматривающие возможность освобождения от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания, признаны не соответствующими положениям Конституции СССР в части, дающей возможность признавать лицо виновным в совершении преступления без рассмотрения дела в суде (на стадии предварительного следствия)
9. Суд и народный судья не вправе без возбуждения дела освободить от уголовной ответственности и применить административное взыскание к лицу, в отношении которого имеется протокол органа дознания о совершении преступления, указанного в ст. 414 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных республик, за которое законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года или другое более мягкое наказание, либо материал о привлечении к ответственности за преступление, дело о котором возбуждается не иначе как по жалобе потерпевшего (в ред. постановления Пленума N 5 от 16 января 1986 г.).
10. Вопрос о прекращении уголовного дела в судебном заседании в связи с применением мер административного взыскания может быть решен судом по собственной инициативе или по ходатайствам участников судебного разбирательства.
В случае когда при рассмотрении дела по обвинению нескольких лиц суд придет к выводу о наличии оснований для освобождения некоторых из них от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, определение о прекращении уголовного дела и применении к этим лицам мер административного взыскания должно выноситься одновременно с постановлением приговора в отношении остальных подсудимых.
11. Если суд, разрешая вопросы, перечисленные в ст. 303 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных республик, придет к выводу о необходимости изменения квалификации содеянного на статью уголовного закона, предусматривающую наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое наказание, он может при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 3 ст. 43 Основ, освободить лицо от уголовной ответственности. При этом суд, не постановляя обвинительного приговора, выносит определение о прекращении уголовного дела и применении меры административного взыскания.
12. В случае прекращения в судебном заседании уголовного дела в связи с применением мер административного взыскания суд в описательной части определения должен указать фактические обстоятельства деяния, содержащего признаки преступления, доказательства виновности и квалификацию содеянного, мотивы освобождения от уголовной ответственности, а в резолютивной части - о прекращении уголовного дела, применении административного взыскания, об отмене принятых мер пресечения, обеспечения гражданского иска и конфискации имущества, о разрешении вопроса о вещественных доказательствах, а также срок и порядок обжалования и опротестования (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 г.).
13. Судам и народным судьям при применении мер административного взыскания надлежит обеспечивать дифференцированный подход, не допуская назначения ареста правонарушителям, исправление и перевоспитание которых возможно путем применения штрафа или исправительных работ по месту работы виновного.
В случае, если лицо задерживалось в порядке ст. 122 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик или содержалось под стражей, то время предварительного заключения подлежит зачету в срок назначенного административного взыскания по правилам, предусмотренным уголовным законодательством.
14. Разъяснить судам, что вопросы возмещения причиненного материального ущерба или взыскания неосновательно приобретенного имущества с лица, освобожденного от уголовной ответственности в связи с применением мер административного взыскания разрешаются в порядке ст. 25 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 г.).
15. Поскольку законом предусмотрена возможность обжалования и опротестования постановлений народного судьи о применении административного взыскания или об отказе в его применении и возвращении дела прокурору, прекращении производства по материалу, а также определения суда о прекращении уголовного дела и применении административного взыскания, они вступают в законную силу и подлежат исполнению по истечении семидневного срока на обжалование и опротестование, а в случае принесения жалобы или протеста - после рассмотрения их вышестоящим судом.
16. Установленные уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правила подачи и рассмотрения кассационных жалоб и протестов распространяются на порядок подачи и рассмотрения жалоб и протестов на постановления народного судьи и определения суда, вынесенные на основании ст. 4 Указа Пленума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. "О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик".
17. Суд кассационной или надзорной инстанции вправе отменить обвинительный приговор и прекратить уголовное дело по основаниям, указанным в пункте 1 части 3 ст. 43 Основ, как в случае осуждения лица за преступление, за которое законом предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года либо другое более мягкое наказание, так и при изменении квалификации действий виновного на статью Уголовного кодекса, предусматривающую такое же наказание. Одновременно в определении (постановлении) должен быть решен вопрос о применении меры административного взыскания, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.
18. В случае освобождения лица от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности факт совершения им деяния, содержащего признаки преступления, не прерывает течения срока давности привлечения к уголовной ответственности и срока погашения судимости за ранее совершенные преступления и не может служить основанием для признания повторным нового преступления (в ред. постановления Пленума N 7 от 26 апреля 1984 г.).
19. При наличии оснований суд или народный судья одновременно с применением мер административного взыскания письменно уведомляют руководителей предприятий, учреждений, организаций и других лиц о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушения.
Рекомендовать судам и народным судьям доводить до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства правонарушителя о применении к нему меры административного взыскания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 сентября 1978 г. N 8 "О практике применения судами мер административного взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1978 г., N 5
В настоящее постановление внесены изменения следующими документами:
Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. N 5
Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 7