Отсрочка исполнения приговора предоставляет возможность исправления и перевоспитания лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет, без изоляции от общества в условиях контроля за их поведением со стороны органов внутренних дел, а в отношении подростков - также и комиссией по делам несовершеннолетних, с привлечением трудовых коллективов или отдельных лиц для наблюдения за осужденными и проведения с ними воспитательной работы.
Рассмотрев материалы обобщения судебной практики, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды в основном правильно применяют нормы закона об отсрочке исполнения приговора.
Вместе с тем в их деятельности имеются ошибки и недостатки. В нарушение требований закона суды иногда решают вопрос о применении или неприменении отсрочки исполнения приговора без должного учета характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного и иных обстоятельств, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества. Имеются случаи нарушения судами требования закона о неприменении отсрочки исполнения приговора к лицам, осужденным за отдельные тяжкие преступления.
Суды все еще недостаточно используют предоставленное им право возложения на осужденных с отсрочкой исполнения приговора предусмотренных законом обязанностей, выполнение которых может способствовать их исправлению и перевоспитанию; не изжиты факты возложения на осужденных обязанностей, не предусмотренных законом.
После провозглашения приговора, исполнение которого отсрочено, осужденному не всегда разъясняется существо отсрочки исполнения приговора и последствия невыполнения возложенных на него обязанностей, нарушений общественного порядка или трудовой дисциплины, совершения нового преступления. Копии приговоров нередко направляются в органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних спустя длительное время после вступления приговоров в законную силу, что не дает возможности своевременно установить контроль за поведением осужденных.
Рассматривая представления об отмене отсрочки исполнения приговора, суды иногда не выясняют причин невыполнения осужденными возложенных на них обязанностей, не проверяют законность и обоснованность мер административного взыскания либо мер дисциплинарного или общественного воздействия, примененных за нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины. Не во всех необходимых случаях суды реагируют на выявление упущения в организации контроля за осужденными с отсрочкой исполнения приговора, а также на несвоевременное внесенное органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних соответствующих представлений.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Признавая виновным лицо, впервые осуждаемое к лишению свободы на срок до трех лет (кроме лиц, перечисленных в пп. 1 и 2 ч.3 ст. 23.2 Основ уголовного законодательства), суд обязан обсудить вопрос о возможности применения отсрочки исполнения приговора, строго соблюдая при этом требования закона об учете характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности исправления и перевоспитания осужденного без изоляции от общества.
Суд не должен назначать лишение свободы с применением отсрочки исполнения приговора, если с учетом обстоятельств дела и личности виновного имеются основания для применения наказания не в виде лишения свободы (например, исправительных работ, штрафа) либо условного неприменения лишения свободы.
2. Учитывая, что ст. 39.1 Основ уголовного законодательства может быть применена только к впервые осуждаемому к лишению свободы, суд не вправе отсрочить исполнение приговора лицу, ранее осуждавшемуся к лишению свободы, в том числе к лишению свободы условно, условно с обязательным привлечением к труду либо с отсрочкой исполнения приговора, если судимость не снята или не погашена в установленном законе порядке.
3. При назначении наказания лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы на срок до трех лет суд при наличии оснований, предусмотренных ст. 23.2 или ст. 39.1 Основ уголовного законодательства, может соответственно постановить об осуждении его к лишению свободы условно с обязательным привлечением к труду либо применить отсрочку исполнения приговора, но не вправе применить указанные статьи закона одновременно.
4. В соответствии с законом приговор в отношении лица, осужденного к лишению свободы и одновременно к дополнительному наказанию, может быть отсрочен исполнением как в целом, так и в части лишь основного наказания с обязательным указанием на это в резолютивной части приговора.
Если суд не отсрочил исполнение дополнительного наказания, оно подлежит исполнению по вступлении приговора в законную силу. В случае, когда срок дополнительного наказания превышает продолжительность отсрочки, годичный срок погашения судимости исчисляется со дня отбытия осужденным дополнительного наказания (п. 3 ст. 47 Основ уголовного законодательства).
5. Принимая решение об отсрочке исполнения приговора, суд должен обсудить вопрос о возложении на осужденного предусмотренных законом обязанностей, выполнение которых могло бы максимально способствовать его исправлению и перевоспитанию, и в необходимых случаях указать в приговоре срок их выполнения. Суд не вправе возложить на осужденного обязанности, которые не предусмотрены уголовным законодательством.
6. При назначении лишения свободы с применением отсрочки исполнения приговора суду не следует указывать вид исправительно-трудовой или воспитательно-трудовой колонии. При направлении осужденного для отбывания лишения свободы по основаниям, предусмотренным частями 5 и 6 ст.39.1 Основ уголовного законодательства, суд одновременно определяет вид исправительно-трудового учреждения, в котором надлежит отбывать наказание.
7. Если исполнение приговора отсрочено лицу, находящемуся под стражей, суд на основании ст. 319 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик освобождает его из-под стражи немедленно в зале судебного заседания после провозглашения приговора.
8. Срок отсрочки исполнения приговора должен исчисляться со дня провозглашения приговора независимо от того, судом какой инстанции она применена.
9. Судам надлежит шире привлекать общественность к исправлению и перевоспитанию осужденных, в отношении которых исполнение приговора отсрочено. Если согласие осуществлять наблюдение и проводить воспитательную работу с осужденным поступило от трудового коллектива или отдельного лица до вынесения приговора, суд принимает по нему решение, излагаемое в приговоре. При отсутствии данных о таком согласии суд после вступления в законную силу приговора, исполнение которого отсрочено, должен выяснить, согласен ли определенный трудовой коллектив или конкретное лицо взять на себя обязанность по наблюдению за осужденным, и в случае подтверждения такого согласия вынести об этом определение в порядке, предусмотренном ст. 369 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик. В отношении несовершеннолетнего суду надлежит на основании ст. 401.2 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик обсудить вопрос о необходимости назначения общественного воспитателя.
Трудовой коллектив или лицо, на которые приговором или определением суда возложена обязанность по наблюдению за осужденным и проведению с ним воспитательной работы, должны быть уведомлены об этом решении.
10. После провозглашения приговора председательствующий разъясняет осужденному и его законным представителям существо отсрочки и последствия невыполнения осужденным возложенных на него обязанностей, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины или совершения нового преступления, о чем в протоколе судебного заседания должна быть сделана соответствующая запись.
11. По вступлении приговора в законную силу его копии подлежат немедленному направлению в орган внутренних дел по месту жительства осужденного, а в отношении несовершеннолетнего так же в комиссию по делам несовершеннолетних.
В случае, когда отсрочка исполнения приговора применяется судом кассационной или надзорной инстанции, направление копии приговора и определения (постановления) суда вышестоящей инстанции в орган внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних возлагается на суд, постановивший приговор.
12. Суд кассационной или надзорной инстанции вправе применить отсрочку исполнения приговора вместо уголовного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 23.2 Основ уголовного законодательства), а также заменить лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора на условное осуждение (ст. 38 Основ уголовного законодательства). В случае замены лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на условное осуждение назначенный судом испытательный срок не может превышать определенного по приговору срока отсрочки.
13. Разъяснить судам, что по смыслу ч. 5 ст. 39.1 Основ уголовного законодательства отсрочка исполнения приговора может быть отменена, если в течении ее срока осужденный не выполнил возложенные на него обязанности либо совершил не менее двух нарушений общественного порядка или трудовой дисциплины, свидетельствующих о нежелании осужденного стать на путь исправления и за каждое из которых к нему обоснованно применена мера административного взыскания либо дисциплинарного или общественного воздействия.
Такими нарушениями, например, могут быть мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, нарушение трудовой дисциплины в виде распития спиртных напитков на производстве или пребывание на работе в нетрезвом состоянии, совершение прогула. Не подлежат учету административные взыскания и меры дисциплинарного или общественного воздействия, утратившие силу либо снятые в установленном порядке.
14. Рассматривая представление об отмене отсрочки исполнения приговора и направлении осужденного для отбывания лишения свободы в связи с невыполнением возложенных на него обязанностей, суд должен выяснить, имелась ли реальная возможность их выполнения. Если они не выполнены по уважительным причинам, в удовлетворении представления об отмене отсрочки исполнения приговора должно быть отказано. Одновременно с этим надлежит обратить внимание соответствующих органов на необходимость создания условий для выполнения обязанностей, возложенных на осужденного.
15. Если будет установлено, что осужденный, в отношении которого исполнение приговора отсрочено, до вынесения приговора совершил другое преступление, то суд, рассматривая дело об этом преступлении, может также применить отсрочку, но лишь в случае, когда размер наказания, назначенного по правилам ч. 3 ст. 35 Основ уголовного законодательства, не превышает трех лет лишения свободы и имеются другие предусмотренные законом основания для ее применения.
16. В случае совершения осужденным в период отсрочки исполнения приговора нового преступления суд к наказанию, назначенному за новое преступление, присоединяет лишение свободы, неотбытое по предыдущему приговору, руководствуясь правилами ст. 41 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик. Выносить определение об отмене отсрочки исполнения приговора при этом не требуется.
17. Дело о новом преступлении, совершенном после истечения срока отсрочки исполнения приговора, может быть разрешено лишь при наличии данных об освобождении осужденного от наказания либо о направлении его для отбывания лишения свободы, назначенного по первому приговору. При отсутствии таких данных и невозможности получения их в судебном заседании дело о новом преступлении подлежит направлению на дополнительное расследование.
Если имеется вступившее в законную силу определение суда о направлении осужденного для отбывания лишения свободы по приговору, исполнение которого было отсрочено, суд, определив наказание за новое преступление, обязан применить правила назначения наказания по нескольким приговорам (ст. 36 Основ уголовного законодательства).
18. По смыслу ч. 6 ст. 39 Основ уголовного законодательства осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, исполнение которого отсрочено, если он своим поведением и отношением к труду или обучению в период отсрочки исполнения приговора доказал свое исправление. Если же имеющиеся данные о поведении и отношении к труду или обучению свидетельствуют о том, что осужденный не исправился, суд выносит определение о направлении его для отбывания лишения свободы.
19. Судам надлежит строго соблюдать требования ст. 369 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик, согласно которым вопросы об отмене отсрочки, освобождении осужденного от наказания либо о направлении его для отбывания наказания должны решаться в судебном заседании с участием прокурора, представителей органов, осуществляющих контроль за поведением осужденного, и трудового коллектива, осуществляющего наблюдение за осужденным и проводящего с ним воспитательную работу; в судебное заседание, как правило, вызывается осужденный. Если осужденный не достиг совершеннолетия, в судебное заседание вызываются также его родители или иные законные представители и общественный воспитатель.
20. Если после вынесения определения об освобождении от отбывания наказания лица, осужденного с отсрочкой исполнения приговора, будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении им в период отсрочки нового преступления, то определение может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, если не истекли сроки, указанные в ст. 385 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных республик.
21. При отмене отсрочки исполнения приговора и направлении осужденных для отбывания наказания судам необходимо частными определениями обращать внимание органов, общественных организаций или должностных лиц на выявленные упущения в осуществлении контроля за поведением осужденных, на ненадлежащее выполнение трудовыми коллективами обязанностей по наблюдению за осужденными и проведению с ними воспитательной работы, на формальное отношение к своим обязанностям общественных воспитателей, а также на факты несвоевременного внесения в суд представлений в соответствии с частями 5 и 6 ст. 39.1 Основ уголовного законодательства.
В целях повышения воспитательного воздействия судебного рассмотрения представлений на лиц, осужденных с отсрочкой исполнения приговора, рекомендовать судам рассматривать их, когда это целесообразно, по месту работы (учебы) или жительства осужденных.
22. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам автономных областей и автономных округов, военным трибуналам округов, групп войск и флотов усилить надзор за деятельностью судов по применению законодательства об отсрочке исполнения приговора, чаще обобщать практику применения этого законодательства, координировать эту работу с другими правоохранительными органами и принимать должные меры к устранению ошибок и недостатков.
23. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 марта 1978 г. N 3 "О практике применения судами ст. 39.1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик" и исключить пп. 1, 2, 3 и 4 из постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1982 г. "О дальнейшем совершенствовании уголовного и исправительно-трудового законодательства" и от 15 октября 1982 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 8 "О судебной практике по применению отсрочки исполнения приговора"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1985 г., N 4