Обсудив доклады председателей Верховных Судов Узбекской ССР и Таджикской ССР тт. Наврузова Б. А. и Курбанова С. К. и члена Верховного Суда СССР т. Бризе Р. К., Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что судами Узбекской, Таджикской и других союзных республик проведена определенная работа по выполнению постановления Пленума Верховного Суда СССР от 17 декабря 1971 г. N 10 "О практике рассмотрения судами уголовных дел в кассационном порядке". Руководствуясь этим постановлением, суды улучшили качество рассмотрения уголовных дел в кассационном порядке, повысили требовательность к судам первой инстанции за правильное применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Вместе с тем в деятельности судов кассационной инстанции имеются существенные недостатки.
Не всегда выполняется требование закона о проверке законности и обоснованности приговора в полном объеме, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе или протесте. В ряде случаев суды не проверяют дело в отношении тех осужденных, которые не подали жалоб и в отношении которых не принесен протест. Не изжиты факты невнимательного изучения и некритической оценки материалов дела, в результате чего нарушения закона, ошибки в квалификации преступлений и назначении наказания, допущенные судами первой инстанции, нередко остаются неустраненными. Все это затрудняет выполнение судами кассационной инстанции возложенной на них обязанности - предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных судебных решений. В судах Узбекской, Таджикской и ряда других союзных республик имеются случаи, когда судебные ошибки и нарушения закона, которые должны были быть выявлены и устранены судами кассационной инстанции, исправляются только при рассмотрении дел в порядке надзора. Иногда в кассационном порядке необоснованно отменяются и изменяются правильные по существу судебные решения.
Не всегда соблюдаются процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции. Допускаются нарушения установленных законом сроков кассационного рассмотрения уголовных дел. Это нередко связано с тем, что судом первой инстанции не соблюдается порядок оформления и направления кассационных жалоб, протестов и других документов в суд кассационной инстанции. В частности, нередко направляются кассационные жалобы, поданные по истечении предусмотренного законом срока обжалования и опротестования приговора, без рассмотрения вопроса о восстановлении пропущенного срока. В ряде случаев участники процесса не извещаются о принесении протеста или подаче жалобы, им не разъясняется право знакомиться с этими процессуальными документами и подать возражения, заинтересованным лицам не сообщается о дне рассмотрения дела. Устранение этих недостатков влечет увеличение сроков, а иногда волокиту при рассмотрении дел. Вместе с тем имеются случаи, когда указанные нарушения не устраняются, в результате чего грубо ущемляются законные права участников процесса.
Кассационные определения не всегда отвечают требованиям закона, а также руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР. В них порой не находят отражения существенные доводы жалоб или протестов, не указывается, в чем заключаются ошибки и нарушения, допущенные судом первой инстанции, не приводятся мотивы и основания принятого решения. При отмене приговора с отправлением дела на новое рассмотрение суды кассационной инстанции иногда предрешают вывод о доказанности или недоказанности обвинения, квалификации содеянного, мере наказания. Отменяя приговор, при отсутствии жалобы потерпевшего и протеста прокурора, отдельные суды включают в кассационное определение такие указания, которые ориентируют суды первой инстанции на возможность применения в отношении осужденного закона о более тяжком преступлении или более строгого наказания.
Суды кассационной инстанции не во всех необходимых случаях реагируют путем вынесения частных определений на нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела в суде.
Указанные недостатки снижают уровень надзора за правильным и единообразным применением судами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, затрудняют своевременное выявление и устранение ошибок и нарушений закона, допускаемых судами первой инстанции.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Судам кассационной инстанции Узбекской, Таджикской и других союзных республик устранить отмеченные недостатки, принять дополнительные меры к строгому соблюдению законодательства, а также выполнению постановления Пленума Верховного Суда СССР от 17 декабря 1971 г. N 10 "О практике рассмотрения судами уголовных дел в кассационном порядке". Повысить уровень кассационного производства с тем, чтобы по каждому рассматриваемому в кассационном порядке делу полностью выявлялись и своевременно устранялись нарушения закона и другие ошибки, допущенные судом первой инстанции.
2. При рассмотрении дел в кассационном порядке судам надлежит обеспечивать осужденным и другим участникам процесса возможность полной реализации их процессуальных прав. Принимая дело к своему производству, суд обязан в каждом случае проверить, извещены ли участники процесса о поданной кассационной жалобе или протесте, а также о дне рассмотрения дела, разъяснено ли им право и предоставлена ли возможность ознакомиться с поступившими жалобами, протестами и подать на них возражения. Если будет установлено, что эти права нарушены, суд кассационной инстанции должен возвратить дело для устранения допущенных нарушений в суд, постановивший приговор, кроме случаев, когда может сделать это сам (например, когда участники процесса могут быть непосредственно ознакомлены с интересующими их документами).
Если до начала судебного заседания кассационная жалоба или протест прокурора отозваны в установленном законом порядке, об этом незамедлительно должны быть уведомлены участники процесса.
3. Указать судам, что по каждому делу, рассматриваемому в кассационном порядке, они обязаны, исходя из требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда СССР, с учетом доводов, содержащихся в жалобе или протесте, тщательно проверить материалы в полном объеме, в том числе и в отношении тех осужденных, которые жалоб не подали и в отношении которых не принесен протест. Установив при этом существенную неполноту дознания, предварительного или судебного следствия либо нарушения материального или процессуального закона, которые повлияли или могли повлиять на законность постановленного приговора, суд кассационной инстанции должен решить вопрос о его отмене или изменении.
4. Судам кассационной инстанции надлежит повысить требовательность к судам первой инстанции в части соблюдения строго индивидуального подхода при назначении наказания, внимательно, с учетом обстоятельств дела и личности осужденного, проверять законность и справедливость назначенного наказания, принимать меры к исправлению ошибок. Суды кассационной инстанции не должны допускать как необоснованного смягчения наказания лицам, совершившим тяжкие преступления, ранее судимым, упорно не желающим приобщаться к честной трудовой жизни, так и оставления без изменения приговоров в отношении осужденных к лишению свободы, совершивших менее опасные преступления и способных исправиться без изоляции от общества. При этом необходимо исходить из требований закона о том, что при вынесении приговора суд обязан мотивировать назначение наказания в виде лишения свобод, если санкция уголовного закона предусматривает и другие наказания, не связанные с лишением свободы.
5. Имея в виду, что кассационное определение оказывает влияние на формирование судебной практики, судам кассационной инстанции надлежит повысить ответственность за соблюдение требований закона и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР, предъявляемых к качеству кассационного определения. Оно должно быть образцом ясного, логически последовательного, юридически обоснованного и убедительного судебного решения о правильности или ошибочности выводов суда об объеме и доказанности обвинения, квалификации содеянного, законности и справедливости назначенного по приговору наказания. В кассационном определении должны быть изложены доводы, приведенные в жалобе, протесте, объяснениях участвующих в деле лиц, выводы суда кассационной инстанции об обоснованности каждого из этих доводов, мотивы принятого по делу решения со ссылкой на соответствующий материальный или процессуальный закон.
6. Военной коллегии Верховного Суда СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным и городским судам, судам автономных областей, автономных округов необходимо усилить надзор за соблюдением законодательства регламентирующего порядок кассационного производства по уголовным делам. При рассмотрении таких дел в порядке надзора надлежит тщательно проверять, не были ли нарушены требования закона при их рассмотрении в кассационном порядке, принимать необходимые меры к устранению выявленных недостатков и их предупреждению, строго реагировать на факты, когда суды кассационной инстанции при очевидности допущенных ошибок и нарушений закона оставляют без изменения неправильные судебные решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. N 8 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 17 декабря 1971 г. N 10 "О практике рассмотрения судами уголовных дел в кассационном порядке"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1983 г., N 6