Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 7
"О практике применения судами законодательства по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов"
24 декабря 1987 г.
Задача совершенствования управления народным хозяйством, поставленная Коммунистической партией и Советским правительством, требует дальнейшего укрепления государственной, плановой и договорной дисциплины.
Противогосударственная практика приписок и других искажений государственной отчетности о выполнении планов дезинформирует хозяйственные и плановые органы, осложняет рациональное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это создает почву для хищений социалистического имущества, взяточничества, других злоупотреблений.
Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что суды в основном обеспечивают правильное применение законодательства об ответственности за приписки и другие искажения отчетности. Вместе с тем в их деятельности имеются и недостатки.
Устанавливая, что должностные лица, являвшиеся организаторами, подстрекателями либо пособниками указанных преступлений, не понесли наказания, суды не всегда принимают меры для привлечения их к ответственности. Допускаются ошибки в квалификации содеянного. Не во всех необходимых случаях обсуждается вопрос о назначении виновным дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
По некоторым делам не принимаются меры к установлению размера ущерба, причиненного в результате приписок и других искажений отчетности, и к его возмещению за счет виновных.
Не все суды выполняют требования закона о выявлении причин и условий, способствовавших нарушению государственной, плановой и договорной дисциплины, искажениям данных учета и отчетности; при наличии к тому оснований не всегда выносятся частные определения.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что осуществление правосудия по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов призвано способствовать укреплению государственной, плановой и договорной дисциплины, рациональному распределению материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В связи с этим Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей, автономных округов надлежит усилить надзор за соблюдением судами законодательства об ответственности за приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, своевременным и качественным разрешением каждого дела и привлечением к ответственности всех лиц, виновных в совершении этих преступлений. В тех союзных республиках, где эти дела подсудны народным судам, вышестоящим судам следует принимать наиболее актуальные из них к своему производству для рассмотрения по первой инстанции.
2. Под государственной отчетностью, указанной в ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать такие данные о деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также колхозов, межколхозных, государственно-колхозных предприятий, организаций, объединений, которые включаются в формы статистической и бухгалтерской отчетности о выполнении планов экономического и социального развития, утвержденные ЦСУ СССР либо ЦСУ союзных республик, Министерством финансов СССР совместно с ЦСУ СССР либо министерствами финансов союзных республик совместно с ЦСУ союзных республик, и представляются названными предприятиями, учреждениями и организациями, а также вышестоящими хозяйственными органами в соответствующие инстанции. Не относятся к государственной отчетности документы первичного учета - акты приемки-сдачи работ, наряды на работу и т. п.
3. Ответственность по ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает за любое умышленное искажение в государственной отчетности о выполнении планов экономического и социального развития (включение в отчет и представление данных о работах, которые фактически не производились, о продукции, которая не была изготовлена, реализована или перевезена, заведомо заниженных данных о выполнении плановых заданий, невключение в отчет требуемых данных и т. п.).
Действия должностного лица, заведомо исказившего в корыстных целях или из иных личных побуждений данные в государственной отчетности о деятельности, не связанной с выполнением планов экономического и социального развития, должны квалифицироваться по ст. 175 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если такие действия не содержат признаков иного преступления.
4. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут быть лишь должностные лица, на которых возложена обязанность представления государственной отчетности о выполнении планов, руководитель и главный (старший) бухгалтер соответствующего предприятия, учреждения, организации, либо лица, которые в установленном законом порядке исполняют их обязанности.
5. Если должностное лицо, на которое возложена обязанность представления государственной отчетности, понудило подчиненного ему по службе работника исказить вносимые в нее данные и подписать направленный в соответствующие органы отчет вместо себя (в качестве исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, хотя эти обязанности на него в установленном законом порядке не возлагались), то его действия надлежит квалифицировать по ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. Лицо, фактически подписавшее отчетность, может быть привлечено к ответственности за пособничество по ст.ст. 17 и 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик лишь в том случае, когда оно сознавало незаконный характер отданного распоряжения и не приняло мер к предотвращению преступления.
6. Должностное лицо вышестоящей организации, понудившее лиц, на которых возложена обязанность представления государственной отчетности, к совершению приписок или другим искажениям отчетности о выполнении планов руководимыми предприятиями, учреждениями, организациями, подлежит ответственности как организатор преступления по ст.ст. 17 и 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
7. Действия лица, выразившиеся в заведомом искажении в документах первичного учета данных о выполнении планов, подлежащих включению в государственную отчетность, совершенные по сговору с должностным лицом, на которое возложена обязанность представления такой отчетности, если последняя направлена в соответствующие органы, должны квалифицироваться по ст. 17 и ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик как соучастие в преступлении в форме пособничества.
Так же квалифицируются действия лица, непосредственно внесшего заведомо искаженные данные о выполнении планов в соответствующие формы государственной отчетности по сговору с должностным лицом, обязанным представлять такую отчетность и направившим ее в соответствующие инстанции.
Председатель и члены государственных приемочных комиссий, принявшие заведомо незаконченные строительством объекты с целью включения их в отчетность о выполнении планов по договоренности с лицом, обязанным представлять государственную отчетность и направившим ее в соответствующую инстанцию, могут быть привлечены к ответственности как пособники преступления по ст. 17 и ст. 152.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
8. Должностное лицо, которое в корыстных целях или из личных побуждений исказило в документах первичного учета данные о выполненных работах при отсутствии сговора с лицом, на которое возложена обязанность представления государственной отчетности, подлежит ответственности по ст. 175 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если иное не предусмотрено законодательством союзных республик.
Такие же действия, сопряженные с незаконным, безвозмездным обращением государственного и общественного имущества в свою собственность или собственность других лиц, должны квалифицироваться, кроме того, и как хищение государственного и общественного имущества.
9. Представление искаженной государственной отчетности вследствие неизбежного либо недобросовестного отношения к выполнению своих служебных обязанностей со стороны лица, на которое возложена обязанность представления такой отчетности, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам, подлежит квалификации по ст. 172 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
10. Приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных данных о выполнении планов, совершенные должностными лицами с целью присвоения денежных средств либо другого государственного или общественного имущества, должны квалифицироваться по совокупности как приписки и хищения путем злоупотребления служебным положением в размере суммы, полученной всеми участниками хищения, а если приписки повлекли также незаконную выдачу премий или иные выплаты работникам, не состоящим в сговоре о хищении, чем причинен существенный материальный ущерб, то и как злоупотребление служебным положением.
Приписки, совершенные без цели присвоения государственного или общественного имущества, если они повлекли незаконную выплату заработной платы, премий или списание материальных ценностей, чем причинен существенный материальный ущерб, подлежат квалификации по ст.ст. 152.1 и 170 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик (в ред. постановления Пленума N 15 от 24 декабря 1987 г.).
11. Приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов следует считать оконченным преступлением с момента представления (направление, сообщение по телеграфу, вручение и т. п.) государственной отчетности в соответствующие органы.
12. При назначении виновным мер уголовного наказания судам надлежит по каждому делу о приписках и других искажениях отчетности обсуждать вопрос о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
13. Обратить внимание судов на необходимость обеспечения полного возмещения ущерба, причиненного в результате приписок и иных искажений отчетности. При исчислении размера такого ущерба надлежит учитывать суммы, необоснованно начисленные и выплаченные в виде зарплаты, премий, стоимость незаконно списанного сырья, материалов, горючего, суммы штрафа, взысканные за приписки объема работ.
На лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, обязанность возмещения причиненного по их вине ущерба может быть возложена в порядке и размере, установленных Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.).
14. Судам надлежит принимать меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению приписок и других искажений отчетности о выполнении планов, и при наличии оснований вносить частные определения (постановления) по фактам бесхозяйственности, отсутствия контроля за поставкой статистической и бухгалтерской отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Результаты судебных процессов по делам о приписках следует освещать в печати, по радио и телевидению, доводить до сведения трудовых коллективов предприятий и организаций, где были совершены эти правонарушения.
15. Признать утратившими силу постановления Пленума Верховного Суда СССР:
от 12 января 1973 г. N 1 "О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов";
от 25 февраля 1977 г. N 4 "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 12 января 1973 г. "О судебной практике по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов";
от 18 апреля 1980 г. N 2 "О повышении роли судов в борьбе с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов";
от 31 июля 1981 г. "О практике применения судами законодательства и выполнения постановлений Пленума Верховного Суда СССР, направленных на усиление борьбы с приписками и другими искажениями отчетности о выполнении планов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 7 "О практике применения судами законодательства по делам о приписках и других искажениях отчетности о выполнении планов"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1985 г., N 4, стр. 10-13
В настоящее постановление внесены изменения постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. N 15