Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 2 марта 1989 г. N 3
"О практике применения судами законодательства по делам,
связанным с пожарами"
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 настоящее постановление признано не действующим на территории Российской Федерации
Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в деятельности судов по рассмотрению дел, связанных с пожарами, имеются существенные недостатки.
Не все суды остро реагируют на неполноту и односторонность предварительного следствия и особенно на факты невыявления и непривлечения к законной ответственности всех лиц, совершивших преступления, связанные с пожарами. Некоторые суды допускают ошибки при определении субъекта преступления, а также при решении вопроса о наличии либо отсутствии таких квалифицирующих признаков преступления, как причинение вреда здоровью людей, иных тяжких последствий.
Несмотря на многочисленные случаи непринятия следственными органами мер по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного пожарами, суды не принимают таких мер по собственной инициативе и не обязывают сделать это соответствующие органы; оставляют гражданские иски без рассмотрения или направляют их на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, вместо того, чтобы разрешить по существу; не всегда обоснованно уменьшают размер сумм, подлежащих взысканию в возмещение ущерба; оставляют без внимания имеющиеся факты списания на убытки от пожаров недостач государственного и общественного имущества, образовавшихся по вине должностных лиц.
Отдельные суды не уделяют должного внимания выявлению причин и условий, способствовавших совершению указанных преступлений, и принятию мер по их устранению.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества и личного имущества граждан, совершенное путем поджога, наступает независимо от того, является ли причиненный ущерб значительным.
Если в результате поджога или иных действий, направленных на его совершение, имущество не было повреждено по причинам, не зависящим от воли виновного, содеянное должно рассматриваться, в зависимости от направленности его умысла, как покушение на уничтожение или повреждение имущества путем поджога.
Сожжение отдельных вещей и предметов, не создавшее угрозы причинения вреда гражданам, а равно уничтожения или повреждения другого имущества, следует квалифицировать, исходя из характера и тяжести последствий, указанных в статьях УК об ответственности за умышленное уничтожение или повреждение имущества.
2. В соответствии с законом умышленное уничтожение или повреждение путем поджога собственного имущества не образует состава преступления. Однако если в результате такого поджога причинен вред государственному, общественному имуществу либо личному имуществу других граждан (в том числе членов семьи, колхозного двора и т. п.), действия виновного, желавшего или допускавшего наступление таких последствий, должны квалифицироваться как умышленное уничтожение или повреждение имущества, совершенное путем поджога. При неосторожном отношении лица, совершившего поджог своего личного имущества, к указанным последствиям, содеянное, в случае гибели людей или наступления иных тяжких последствий, должно квалифицироваться по статьям УК об ответственности за неосторожное уничтожение или повреждение имущества.
3. В тех случаях, когда в результате умышленного уничтожения или повреждения имущества путем поджога потерпевшему по неосторожности были причинены смерть или тяжкие телесные повреждения, содеянное следует квалифицировать только по ч. 2 ст. 98 или ч. 2 ст. 149 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. Если же виновный предвидел и желал либо сознательно допускал наступление этих последствий, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 98 или ч. 2 ст. 149 УК РСФСР и, соответственно, ст.ст. 102, 103 или 108 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.
4. Субъектами нарушения правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, могут быть как должностные лица, так и другие работники любых предприятий, учреждений, организаций, на которых действующими правилами (инструкциями) или специальным распоряжением непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы.
При нарушении правил пожарной безопасности лицом, на которое такая обязанность не возлагалась, содеянное, в зависимости от должностного или служебного положения виновного, характера и тяжести наступивших последствий, может квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за должностные преступления либо неосторожные преступления против жизни или здоровья личности, за неосторожное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества либо личного имущества граждан.
При отграничении нарушения правил пожарной безопасности, повлекшего гибель людей или иные тяжкие последствия, от неосторожного уничтожения или повреждения имущества, повлекшего те же последствия, судам следует исходить из того, кто является субъектом преступления - лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, либо лицо, на которое такая ответственность не возлагалась.
5. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, наступает в том случае, когда нарушены утвержденные в установленном порядке правила, предусматривающие меры безопасности от пожаров, вследствие чего наступили последствия, указанные в законе.
По каждому делу о нарушении правил пожарной безопасности судам следует полно и всесторонне исследовать обстоятельства совершения преступления, тщательно выяснять и отражать в приговоре, кем и какие конкретно пункты соответствующих правил пожарной безопасности нарушены, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями.
Под "правилами пожарной безопасности" следует понимать комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай возникновения пожаров, обеспечение объектов народного хозяйства и населенных пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техники, других правил и норм пожарной безопасности.
6. Преступление, состоящее в нарушении правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, должно рассматриваться как совершенное по неосторожности, поскольку субъективную сторону этого деяния определяет неосторожное отношение лица, нарушившего правила пожарной безопасности, к возможности наступления предусмотренных законом общественно опасных последствий.
7. Если причиной возникновения пожара, повлекшего тяжкие последствия, явилось нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых веществ или пиротехнических изделий, а также незаконный провоз воздушным транспортом взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ или нарушение правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, содеянное полностью охватывается составами преступлений, предусмотренных ст.ст. 216 - 217.1, 251.1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик и дополнительной квалификации по статьям УК об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности не требует.
8. Понятие "вред здоровью людей", предусмотренное законом об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, предполагает причинение одному лицу менее тяжкого телесного повреждения либо причинение одному или нескольким лицам легких телесных повреждений с кратковременным расстройством здоровья.
Под "человеческими жертвами" и "гибелью людей", о которых говорится в ч. 2 ст. 98, ч. 2 ст. 149, ст.ст. 99, 150 и в ч. 2 ст. 215.1 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать причинение смерти хотя бы одному потерпевшему.
К "иным тяжким последствиям", которые предусмотрены ч. 2 ст.ст. 98, 149, 215.1 и ст.ст. 99, 150 УК РСФСР и соответствующими статьями других союзных республик, относятся, в частности, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более лицам; оставление людей без жилья или средств к существованию; длительная приостановка или дезорганизация работы предприятия, учреждения, организации и т.п.
Решая вопрос о квалификации умышленного уничтожения или повреждения государственного или общественного имущества путем поджога, а равно нарушения правил пожарной безопасности, по признаку причинения преступлением крупного ущерба, суды должны указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан крупным. Вопрос о том, является ли материальный ущерб крупным, должен разрешаться судом в каждом отдельном случае с учетом всех конкретных обстоятельств дела.
9. В тех случаях, когда в результате нарушения правил пожарной безопасности одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями одной и той же статьи УК, все эти последствия должны быть отражены в приговоре. При этом действия виновного подлежат квалификации только по той части статьи УК, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия.
10. Судам необходимо устанавливать материальный ущерб, причиненный пожарами, и принимать меры к его полному возмещению виновными. При невыполнении органами дознания и предварительного следствия требований процессуального закона о принятии мер по обеспечению возмещения ущерба суды должны принимать их по собственной инициативе или своевременно обязать сделать это соответствующие органы.
Если гражданский иск о возмещении причиненного ущерба не был заявлен, суд на основании ч. 4 ст. 29 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик вправе разрешить этот вопрос по собственной инициативе.
11. Возмещение ущерба, причиненного пожарами, производится в порядке и размерах, предусмотренных общими нормами гражданского, трудового и колхозного законодательства (ст.ст. 88, 90, 93 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, п. 15 Примерного устава колхоза).
При рассмотрении дел о возмещении ущерба по основаниям, предусмотренным указанными статьями Основ гражданского законодательства, судам следует исходить из того, что возмещению подлежат стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению частично поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, расходы по тушению пожара, а также иные вызванные пожаром убытки (ст. 457 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик).
При рассмотрении дел необходимо выяснять, было ли застраховано имущество. В случае выплаты страхового возмещения размер сумм, подлежащих взысканию, должен быть соответственно уменьшен.
12. В тех случаях, когда уничтоженное или поврежденное имущество является общей совместной собственностью виновного в пожаре и других лиц (например, совместно нажитое имущество супругов или колхозного двора), суд, определяя размер сумм, подлежащих взысканию, должен установить долю, принадлежащую в совместном имуществе виновному лицу в соответствии со ст.ст. 20 и 21 КоБС РСФСР, ст. 129 ГК РСФСР и соответствующими статьями КоБС и ГК других союзных республик, и исключить ее из взыскиваемой суммы.
13. Гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного смертью лица, погибшего от пожара, могут предъявить граждане, имеющие право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца (ч.2 ст. 91 Основ гражданского законодательства), наследники погибшего, если пожаром уничтожено или повреждено его имущество, а также лица, понесшие расходы на погребение.
14. При назначении наказания за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, суды, наряду с другими обстоятельствами, должны принимать во внимание характер допущенного нарушения правил пожарной безопасности, а также отношение виновного к соблюдению указанных правил до совершения преступления. В зависимости от этого следует обсуждать вопрос о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с ответственностью за соблюдение правил пожарной безопасности, или заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих правил.
15. Обратить внимание судов на необходимость повышения предупредительного значения судебных процессов по делам, связанным с пожарами, с тем чтобы рассмотрение этих дел способствовало обеспечению строгого соблюдения правил пожарной безопасности гражданами и должностными лицами, укреплению производственной, технологической и трудовой дисциплины, повышению действенности мер по защите от огня жизни и здоровья людей, городов, других населенных пунктов и объектов народного хозяйства, окружающей природной среды и естественных богатств СССР, государственного, общественного и личного имущества.
Установив в судебном заседании причины и условия, способствовавшие совершению преступления, связанного с пожаром, суды обязаны выносить частные определения об их устранении, а при наличии к тому оснований - обсуждать вопрос о привлечении соответствующих лиц к уголовной ответственности.
16. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным судам, судам автономных областей и округов, военным трибуналам видов Вооруженных Сил, округов, флотов и групп войск усилить надзор за судебной деятельностью по строгому и неуклонному исполнению законодательства по делам, связанным с пожарами, обращая особое внимание на выявление и устранение причин преступлений и способствовавших им условий, обеспечение своевременного и полного возмещения материального ущерба, причиненного пожарами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 2 марта 1989 г. N 3 "О практике применения судами законодательства по делам, связанным с пожарами"
Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда СССР, 1989 г., N 3
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 настоящее постановление признано не действующим на территории Российской Федерации