А. Предупреждение преступности и новый международный
экономический порядок
Международный порядок и национальные структуры
1. Ввиду взаимосвязи между предупреждением преступности, развитием и новым международным экономическим порядком изменения в социально-экономической структуре должны сопровождаться надлежащими реформами в области уголовного правосудия, обеспечивающими соответствие пенитенциарной системы основным ценностям и целям общества, а также устремлениям международного сообщества.
Новый международный экономический порядок и индивидуальные гарантии
2. Справедливая, беспристрастная и гуманная система уголовного правосудия является необходимым условием осуществления основных прав человека гражданами всех стран. Она способствует созданию равных возможностей в области экономической, социальной и культурной жизни. В этой связи следует поощрять международное сотрудничество в целях содействия сбалансированному экономическому развитию государств-членов на основе перестройки международной экономической системы, уделяя должное внимание аспектам предупреждения преступности и обеспечения надлежащего функционирования системы уголовного правосудия.
Задачи в области развития и устранения причин несправедливости
3. Одна из основных целей установления нового международного экономического порядка должна состоять в осуществлении задач развития личности, включая предупреждение преступности. В этом контексте при разработке политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия следует принимать во внимание структурные, в том числе социально-экономические, причины несправедливости, одним из проявлений которой является преступность.
Новые направления и подходы
4. На национальном и международном уровнях следует изучать новые направления и подходы, касающиеся концепций, мер, процедур и учреждений в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Отношения между государствами
5. В соответствии с целями Организации Объединенных Наций государства-члены в своих отношениях с другими государствами должны воздерживаться от таких действий, которые наносят ущерб развитию других стран, приводят к массовым страданиям людей и даже смерти. В ходе таких отношений государства-члены должны поддерживать по мере своих возможностей все усилия и меры, способствующие предупреждению преступности и уголовному правосудию, содействуя тем самым развитию и прогрессу этих стран.
Особо опасные преступления
6. Предупреждение преступности как глобального явления должно не ограничиваться общими видами преступности, а распространяться и на такие деяния, которые являются особо опасными, например экономические преступления, экологические преступления, незаконный оборот наркотиков, терроризм, апартеид, а также аналогичные по своей тяжести преступления, связанные с посягательством на правопорядок и внутреннюю безопасность в особо серьезных масштабах. К этим деяниям относятся преступления, в которых прямо или косвенно участвуют государственные и частные учреждения, организации и отдельные лица.
Защита от преступлений в промышленности
7. Учитывая особенности современного высоко развитого индустриального общества и роль, которую играют растущая индустриализация и научно-технический прогресс, необходимо обеспечить особую защиту от преступной небрежности в вопросах здравоохранения, условий труда, освоения природных ресурсов и окружающей среды, а также обеспечения потребителей товарами и услугами.
Экономические преступления
8. Следует в необходимой степени пересмотреть и сделать более строгими законы, регулирующие деятельность коммерческих предприятий, в целях обеспечения их эффективности в вопросах предупреждения и расследования экономических преступлений, а также судебного преследования в связи с ними. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о поручении разбирательства сложных дел, касающихся экономических преступлений тем судьям, которые знакомы с порядком ведения отчетности и другими коммерческими процедурами. Соответствующую подготовку должны также получать должностные лица и органы, занимающиеся предупреждением и расследованием экономических преступлений, а также судебным преследованием в связи с ними.
Вопросы, касающиеся ответственности юридических лиц
9. Государства-члены должны рассмотреть вопрос о предусмотрении уголовной ответственности не только для лиц, действовавших от имени какого-либо учреждения, корпорации или предприятия или выполняющих руководящие или исполнительные функции, но и для самого учреждения, корпорации или предприятия путем выработки соответствующих мер предупреждения их возможных преступных действий и наказания за них.
Надлежащие меры наказания
10. Следует делать все возможное для обеспечения равноправных мер наказаний за экономические и традиционные преступления сопоставимой серьезности на основе соответствующей политики и практики осуждения правонарушителей, с тем чтобы устранить всякое несоответствие в санкциях, применяемых за традиционные преступления против собственности и новые виды экономических преступлений. Учитывая это, следует предусмотреть более действенные санкции и меры наказания за экономические преступления в тех случаях, когда существующие меры не соответствуют масштабам и серьезности таких правонарушений.
Ущерб и финансовое положение
11. При определении характера и строгости мер наказания за экономические преступления и связанные с ними правонарушения следует учитывать степень как фактического, так и потенциального ущерба от правонарушения и степень вины правонарушителя. Экономические санкции, в частности строгие меры экономического воздействия, следует дифференцировать таким образом, чтобы обеспечивать равнозначные меры наказания как для необеспеченных, так и обеспеченных правонарушителей, учитывая при этом финансовое положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Санкции и правовые меры должны быть направлены в первую очередь на ликвидацию любых выгод финансового и экономического характера, полученных в результате таких преступлений.
Компенсация жертвам
12. Следует принять необходимые законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты, включая компенсацию за ущерб, причиненный им в результате преступлений.
В. Национальное развитие
и предупреждение преступности
Развитие, мир и справедливость
13. Развитие, направленное на ускорение экономического роста и социального прогресса и на обеспечение мира во всем мире и социальной справедливости на основе всеобъемлющего и комплексного подхода, следует планировать и надлежащим образом осуществлять с учетом влияния различных факторов, в том числе справедливой политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Предупреждение преступности и планирование
14. Комплексная и скоординированная политика в области предупреждения преступности и уголовного правосудия должна не только предусматривать уменьшение ущерба, наносимого традиционными и новыми видами преступности отдельным лицам и обществу в целом, но и при необходимости содействовать обеспечению гарантий равноправного и полного участия общества в процессе развития, повышая тем самым эффективность национальных планов, программ и мероприятий в области развития.
Систематический подход
15. Предупреждение преступности и уголовное правосудие следует рассматривать не как изолированные проблемы, которые решаются упрощенческими и непоследовательными методами, а скорее как сложные и широкие направления деятельности, требующие систематических стратегий и дифференцированных концепций,учитывающих:
а) социально-экономические, политические и культурные условия общества, в котором они осуществляются;
b) степень развития с особым акцентом на изменения, которые происходят в настоящее время и, вероятно, произойдут в будущем, а также связанных с ними требований;
с) соответствующие традиции и обычаи при максимальном и эффективном использовании возможностей местного населения.
Комплексный или скоординированный подход к планированию
16. Свои национальные планы государствам следует составлять на основе глобального, межсекторального и комплексного или координированного подхода, определяя при этом краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи. Это даст возможность оценивать результаты осуществления принятых решений, ослаблять их возможные отрицательные экономические и социальные последствия, уменьшать возможности для совершения преступлений, расширяя при этом возможности удовлетворения потребностей законным путем.
Исследование тенденций и социальных последствий
17. Проекты и программы в области развития, которые должны планироваться и осуществляться с учетом местных, региональных и национальных условий, следует основывать на достоверных оценках текущих и будущих социально-экономических тенденций, включая тенденции в области преступности, и на исследованиях социальных последствий программных решений и капиталовложений. В технико-экономических обоснованиях, которые, как правило, содержат соображения экономической эффективности, следует учитывать также социальные факторы и дополнять их исследованием возможных последствий таких проектов, способствующих появлению преступности, включая альтернативные стратегии их предотвращения.
Межсекторальное планирование
18. Усилия в области межсекторального планирования должны быть направлены на обеспечение более широкой взаимосвязи и сотрудничества между плановыми органами и учреждениями уголовного правосудия в целях создания и укрепления соответствующих механизмов координации и повышения способности учета потребностей развития и меняющихся условий в политике, проводимой в области предупреждения преступности.
Секторальное планирование
19. Планирование в области предупреждения преступности и уголовного правосудия следует осуществлять на динамичной и систематической основе с учетом взаимосвязи различных видов деятельности и функций в области законодательства, обеспечения законности, судебного процесса, обращения с правонарушителями и правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы обеспечить большую согласованность, последовательность, ответственность, справедливость и беспристрастность в рамках основных целей национального развития. Систематическая оценка социальных затрат и выгод позволит при наличии нескольких альтернатив выбрать такой вариант, который предполагает наименьшие затраты человеческих усилий и материальных средств и вместе с тем обеспечивает максимальные преимущества.
Планирование и координация деятельности в области предупреждения преступности
20. Следует содействовать созданию одного или нескольких органов или механизмов планирования и координации на национальном и местном уровнях с участием представителей различных подсистем уголовного правосудия и других экспертов и с привлечением членов общины, ввиду их особого значения в проведении оценки потребностей и первоочередных задач, улучшении распределения средств и осуществлении контроля и оценки выполнения политики и программ. В число задач таких органов или механизмов планирования и координации следует включать и следующие:
а) поощрение создания местного научно-исследовательского потенциала и развития местных возможностей в области планирования деятельности по предупреждению преступности;
b) проведение оценки социальных издержек преступности и усилий по борьбе с ней и обеспечение осведомленности о значении ее социально-экономических последствий;
с) разработка средств проведения более четкого сбора и анализа данных, касающихся тенденций в области преступности и уголовного правосудия, и изучение всего многообразия связанных с ними социально-экономических факторов;
d) обеспечение постоянного контроля за осуществлением мер и программ в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в целях оценки их эффективности и выявления необходимости их совершенствования;
е) поддержание рабочих отношений с другими учреждениями, занимающимися планированием национального развития, в целях обеспечения необходимой координации и взаимного обмена информацией.
Предупреждение преступности как элемент социальной политики
21. Система уголовного правосудия, являясь средством контроля и сдерживания, должна вместе с тем способствовать поддержанию общественного порядка в целях обеспечения справедливого социального и экономического развития, устранения явлений несправедливости и защиты прав человека. В целях согласования задач в области предупреждения преступности и уголовного правосудия с целями национального развития следует прилагать усилия по обеспечению необходимых людских и материальных ресурсов, включая выделение должного объема финансовых средств, и максимально использовать все соответствующие институты и ресурсы общества, обеспечивая тем самым надлежащее участие общины.
Взаимосвязь между развитием и преступностью
22. Следует продолжать изучение и исследование возможных видов взаимосвязи между преступностью и некоторыми аспектами процесса развития, такими, как структура и рост населения, урбанизация, индустриализация, жилищные условия, миграция населения, здравоохранение, образование и возможности трудоустройства в целях повышения способности оперативно реагировать на изменения социально-экономических, культурных и политических условий в рамках политики, проводимой в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Такие исследования следует проводить, по возможности, на основе межотраслевого подхода и нацеливать на разработку политики и осуществление практических мер.
С. Система уголовного правосудия
в контексте развития и прав человека
Развитие и основные права человека
23. Социально-экономические программы и национальное планирование должны содействовать осуществлению, защите и обеспечению действенности социальной справедливости, основных свобод и прав человека. Следует изучить существующие социально-экономические программы и политику с точки зрения их воздействия на достижение этих целей.
Правовые системы, уголовное правосудие и развитие
24. Правовые системы, включая уголовное правосудие, должны эффективно содействовать благотворному и справедливому развитию с должным учетом факторов, связанных с правами человека и социальной справедливостью, обеспечивать независимость от личных или групповых интересов при отправлении судебных или квазисудебных функций и соблюдение принципа беспристрастности при укомплектовании персоналом судов, а также предусматривать эффективное уголовное судопроизводство и обеспечение доступа к нему общественности.
Периодическая переоценка политики и практики в области уголовного правосудия
25. В каждой стране, независимо от стадии ее развития, следует проводить периодическую переоценку существующей политики и практики уголовного правосудия в отношении как официальных, так и неофициальных средств социального контроля в целях обеспечения их соответствия требованиям, обусловленным изменениями социально-экономического, культурного и иного характера, и способности реагировать на них.
Статутное право и общественные структуры и ценности
26. Необходимо проводить обзор противоречий, существующих во многих странах между местными учреждениями и традициями разрешения социально-правовых проблем и нередко заимствуемыми или привносимыми извне иностранными правовыми нормами и кодексами, в целях обеспечения соответствующего отражения существующих общественных ценностей и структур в официальных нормах.
Неограниченный доступ к правовой системе
27. На основе соответствующей политики, направленной на преодоление существующих социально-экономических, этнических, культурных и политических несоответствий или различий правовым системам следует стремиться к обеспечению широкого доступа к правосудию для всех слоев общества, в особенности для наиболее уязвимых из них. Следует создать, там, где их нет, соответствующие механизмы правовой помощи и защиты прав человека в соответствии с требованиями правосудия. Кроме того, в правовых системах следует предусмотреть легкодоступные, менее дорогостоящие и необременительные процедуры мирного урегулирования споров и судебного разбирательства или арбитража в целях обеспечения оперативности и справедливости квазисудебных и судебных действий для всех, предоставляя при этом средства для оказания широкой правовой помощи в целях эффективной защиты всех нуждающихся в ней.
Участие общин
28. Следует изучать и поощрять различные формы участия общин в целях создания приемлемых альтернатив чисто судебному вмешательству, которые обеспечат более легкодоступные методы отправления правосудия, такие, как мировые, арбитражные и согласительные суды. В этой связи следует и далее поощрять и активизировать участие общин на всех этапах предупреждения преступности и уголовного правосудия, уделяя всестороннее внимание защите прав человека.
Средства массовой информации и просветительская деятельность
29. Следует проводить изучение и оценку роли средств массовой информации и их влияния на различные аспекты предупреждения преступности и уголовного правосудия, поскольку понимание общественностью уголовной политики и ее позиция являются определяющими факторами для обеспечения эффективности и справедливости правовой системы. В этой связи следует поощрять позитивный вклад средств массовой информации в осведомлении общественности по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия, что представляет собой, наряду с программами гражданского и правового образования, важное средство обучения нормам жизни в обществе.
Права человека, социальная справедливость и эффективное предупреждение преступности
30. Осуществляя деятельность по защите прав человека и обеспечению социальной справедливости, следует содействовать повышению эффективности политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия путем привлечения общины и использования других альтернатив тюремному заключению, исключения неоправданных задержек в отправлении правосудия, совершенствуя аттестацию подготовки кадров и применения научно-технических новшеств и практических исследований, особенно в тех случаях, когда необходимо максимально повысить эффективность ограниченных финансовых и людских ресурсов.
Традиционные формы социального контроля
31. При введении новых мер по предупреждению преступности следует проявлять необходимую осмотрительность во избежание нарушения четкого и эффективного функционирования традиционных систем, уделяя всестороннее внимание сохранению культурной самобытности и защите прав человека.
Новые формы преступности и уголовные санкции
32. В уголовных санкциях, обычно применяемых для борьбы с традиционными формами преступности, следует учитывать также новые формы и масштабы преступности, принимая новые законодательные документы и меры, соответствующие современным требованиям, и применяя новые методы раскрытия преступлений, расследования, судебного преследования и наказания. В целях эффективной борьбы с такими новыми и опасными проявлениями преступности следует также разрабатывать и применять соответствующие документы и механизмы международного сотрудничества.
Общий пересмотр мер в области уголовного правосудия
33. Распределение ограниченных средств системы уголовного правосудия следует осуществлять на основе тщательного изучения преимуществ и издержек, связанных с использованием альтернативных стратегий, с учетом не только прямых и косвенных издержек преступности, но и социальных последствий, связанных с борьбой с ней. В этой связи следует постоянно прилагать усилия для рассмотрения возможности применения альтернатив судебному вмешательству и пенитенциарным процедурам, включая альтернативы, ориентированные на общину, снижая тем самым уровень неоправданной криминализации и предусмотрения соответствующих санкций и сокращая их социальные и людские издержки.
Современная техника и возможности для злоупотребления
34. Новые достижения науки и техники следует повсеместно использовать в интересах людей и, следовательно, в интересах эффективного предупреждения преступности. Однако в силу того, что современная техника может способствовать появлению новых форм преступности, необходимо принимать соответствующие меры для исключения возможности злоупотребления ею. Так, в частности, ввиду возможности накопления в электронно-вычислительных системах данных на различных лиц, которые могут быть использованы для нарушения прав человека, включая право на охрану личной жизни, или для других злоупотреблений, необходимо предусмотреть соответствующие гарантии, обеспечить конфиденциальность, создать систему индивидуального доступа к таким данным и коррективных мер, а также соответствующие процедуры для изъятия таких данных в целях разрешения этих и других дискриминационных проблем, возникающих в связи с возможным злоупотреблением ими.
Социальное неблагополучие и неравенство
35. Учитывая огромные масштабы социального, политического, культурного и экономического неблагополучия многих слоев населения в некоторых странах, при осуществлении политики в области уголовного правосудия следует избегать превращения такого неблагоприятного положения в возможные условия для применения уголовных санкций. Напротив, следует разработать эффективную социальную политику, с тем, чтобы облегчить тяжелую участь лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и гарантировать равенство, беспристрастность и справедливость в таких процессах, как обеспечение законности, судебное преследование, осуждение и обращение с людьми во избежание проявления дискриминации, основанной на социально-экономических, культурных, этнических, национальных или политических мотивах, на различиях по признаку пола или в материальном положении. Необходимо исходить из того принципа, что достижение подлинной социальной справедливости в области распределения материальных и духовных благ среди всех членов общества, ликвидации всех форм эксплуатации и социального и экономического неравенства и угнетения, а также реальная гарантия всех основных прав человека и свобод представляют собой главный залог успеха борьбы с преступностью и ее полного искоренения из жизни общества.
Д. Международное сотрудничество в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия
Значение международного сотрудничества
36. Всем государствам и образованиям следует осуществлять сотрудничество через Организацию Объединенных Наций или иным путем в области предупреждения преступности и борьбы с ней в качестве неотъемлемого элемента содействия укреплению мира и безопасности человечества, повышая при этом степень эффективности, действенности и справедливости системы уголовного правосудия.
Международное право и уголовное правосудие
37. Ввиду того, что международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия представляется желательным, Организации Объединенных Наций следует подготовить типовые документы, которые можно было бы использовать в качестве международных и региональных конвенций, а также в качестве ориентиров при осуществлении национальной законодательной практики.
См. Типовой договор о выдаче, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 г.
Международные документы
38. В целях повышения эффективности судебного преследования и разбирательства транснациональных и международных правонарушений следует ратифицировать и осуществить имеющиеся международные документы относительно таких правонарушений.
Формы международного сотрудничества
39. Следует упростить и повысить эффективность путей и средств международного сотрудничества в уголовных делах, связанных с экстрадицией, различными формами содействия в области расследования преступлений и судебных мер, включая судебные поручения, выполнение судебных приказов и вручение протоколов судебных решений, дачу свидетельских показаний в других странах, передачу судопроизводства, передачу заключенных-иностранцев и приведение в исполнение приговоров за границей, а также осуществление надзора за условно освобожденными лицами в других странах. С тем чтобы и далее содействовать более широкому использованию таких механизмов во всех странах, максимально повышая при этом эффективность международного сотрудничества в борьбе с преступностью, Организации Объединенных Наций следует разработать соответствующие типовые документы для использования заинтересованными странами и вносить вклад в разработку всеобъемлющих региональных соглашений. Кроме того, необходимо предпринять усилия по укреплению существующих механизмов международного сотрудничества между различными учреждениями систем уголовного правосудия в целях ведения борьбы с преступностью на международном уровне.
Международно-правовые нормы и правовые системы
40. Международное сотрудничество в области уголовного правосудия следует осуществлять с должным учетом правовых систем участвующих в нем государств, прав человека и международно признанных правовых норм, которые следует осуществлять и укреплять и в дальнейшем.
Техническое сотрудничество
41. Ввиду нехватки во многих развивающихся странах технических и людских ресурсов, например, квалифицированного персонала во всех подразделениях систем предупреждения преступности и уголовного правосудия, научно-исследовательского персонала и центров исследований, легкодоступных данных и научных ресурсов, систем обмена информацией и средств обучения, следует расширять техническое сотрудничество в его различных формах. В этой связи существующим в системе Организации Объединенных Наций органам и государствам-членам, располагающим возможностями и ресурсами, следует предоставлять другим странам техническую помощь на двусторонней или многосторонней основе или в рамках более широких программ развития или же в виде передачи технологии в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций, касающимися установления нового международного экономического порядка. Развивающиеся страны могли бы также поделиться с развитыми полезной для них информацией о местных концепциях и накопленным ими опытом.
Сотрудничество между развивающимися странами
42. Следует и далее расширять техническое сотрудничество между развивающимися странами на региональном и межрегиональном уровнях в целях обмена накопленным сообща опытом, сохранения культурных особенностей, укрепления местных учреждений социального контроля и повышения самообеспеченности.
Роль международных и региональных органов и организаций
43. Международным учреждениям и органам, включая региональные и межрегиональные институты Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Отделение по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата Организаций Объединенных Наций и другие международные, межправительственные и неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете и занимающиеся вопросами предупреждения преступности, следует в рамках своих мандатов оказывать помощь государствам в их борьбе с преступностью и в осуществлении международного сотрудничества в этой области.
Региональные и межрегиональные мероприятия
44. Оказывая содействие международной стратегии в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития региональным и межрегиональным учреждениям Организации Объединенных Наций, занимающимся проблемой предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, а также Отделению по предупреждению преступности и уголовному правосудию следует продолжать активизацию своих функций как полезного средства эффективного применения данного глобального подхода наряду с укреплением своего сотрудничества с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций и другими соответствующими региональными организациями.
Координация деятельности институтов
45. Координацию деятельности вышеупомянутых институтов следует улучшать путем организационного закрепления контактов и каналов обмена информацией и опытом между ними в целях расширения их возможностей в области подготовки кадров, проведения исследований и оказания технической помощи заинтересованным странам. По мере необходимости следует непосредственно вовлекать в эти виды деятельности специализированные учреждения и международные организации и органы, занимающиеся проблемами развития.
Научное сотрудничество
46. Организации Объединенных Наций следует предпринимать более энергичные усилия по обеспечению поддержки и сотрудничества научных и профессиональных правительственных и неправительственных организаций и учреждений, пользующихся авторитетом в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, с тем чтобы обеспечить более широкое использование указанных ресурсов на субрегиональном, региональном и международном уровнях. В этих целях следует изучить возможность создания международного совета, научных, исследовательских и профессиональных организаций и учебных заведений. Такой совет, состоящий из выборных представителей вышеупомянутых организаций и заведений, находящихся в различных районах мира, способствовал бы укреплению международного сотрудничества в данной области путем содействия обмену информацией и предоставления технической и научной помощи Организации Объединенных Наций и мировому сообществу, которое он призван обслуживать.
Конгрессы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
47. Проводимые раз в пять лет конгрессы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями призваны содействовать обмену знаниями и опытом между специалистами различных государств, а также укреплению и развитию международного и регионального сотрудничества в борьбе с преступностью, будучи главным форумом для такого сотрудничества. Государствам и Организации Объединенных Наций, а также другим межправительственным и неправительственным организациям следует всемерно содействовать повышению эффективности работы этих конгрессов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г.)
Текст документа опубликован в журнале "Советская юстиция", 1992 г., NN 13-14, 15-16