Приказ Генерального прокурора РФ от 20 мая 1993 г. N 15
"Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 г. N 48 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях охраны прав и свобод граждан, соблюдения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий и руководствуясь Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военным, транспортным и специализированным прокурорам обеспечить надзор за неуклонным исполнением органами внутренних дел, безопасности, Службы внешней разведки, оперативными подразделениями Главного управления охраны и Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе России требований Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
Организовать работу таким образом, чтобы надзор:
способствовал выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан;
своевременно пресекал нарушения закона и конституционных гарантий личности.
2. С учетом того, что оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных начал, а организация и тактика проведения оперативных мероприятий составляет государственную тайну, прокурорам республик, краев, областей и приравненным к ним прокурорам в каждой прокуратуре определить лиц, на которых персонально возложить надзор за исполнением закона.
Перечень таких лиц, а также работников, на которых в управлениях и отделах, городских, районных, транспортных, военных и специализированных прокуратурах возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, утвердить приказом. В установленном порядке оформить им допуск к материалам, составляющим государственную тайну, предупредить об уголовной ответственности за разглашение их содержания или утрату. При утечке информации немедленно проводить служебное расследование.
Копию приказа с перечнем лиц, на которых возложен надзор и ведение делопроизводства, или выписку из него направить для сведения руководителям республиканских, краевых, областных министерств и управлений внутренних дел, безопасности, органов Государственной налоговой службы и Главного управления охраны.
3. Систематически проверять исполнение закона об оперативно-розыскной деятельности. При проверках исходить из того, что негласный аппарат, а также документы, зашифровывающие личность должностных лиц и граждан, сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе, в предмет надзора не входят.
Главное внимание обращать на следующие вопросы:
наличие предусмотренных законом оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, недопустимость их, если имеется возможность иным способом получить необходимую информацию;
полномочия лиц, осуществляющих оперативно-розыскные действия;
обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета;
правомерность вида оперативных действий, соблюдение запрета на использование информационных систем и технических средств, причиняющих вред жизни и здоровью личности и окружающей среде;
объективность и полнота оперативных проверок;
законность использования результатов оперативно-розыскной деятельности и принятых по ним решений.
4. При выполнении розыскных действий по поручениям или указаниям следователя, данным в порядке ст. 127 УПК РСФСР, не ограничиваться изучением обоснованности их проведения. Прокурорам, которые осуществляют непосредственный надзор за расследованием уголовного дела, каждый раз рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, вместе со следователем определять степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
В случаях проведения по уголовному делу оперативно-розыскных действий, требующих получения санкции, их законность и достаточность проверять прокурорам, на которых возложен надзор за исполнением закона об оперативно-розыскной деятельности.
О прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью см. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ
Аналогичным образом поступать и тогда, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся для розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших граждан.
5. Санкционируя проведение оперативно-розыскных мероприятий, неукоснительно соблюдать требования закона о том, что санкция дается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах, совершающих либо совершивших тяжкие преступления.
6. При санкционировании оперативно-розыскных мероприятий иметь в виду, что в отношении народных депутатов и судей они могут проводиться только по уголовному делу о совершенных ими преступлениях. В отношении прокурорских работников оперативно-розыскные мероприятия по возбужденному уголовному делу проводятся с санкции прокуроров республик, краев, областей и прокуроров, имеющих их полномочия; в остальных случаях, в том числе без наличия возбужденного дела, - руководства Генеральной прокуратуры.
7. Установить, что в органах прокуратуры санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий дают:
по постановлениям руководителей Министерства внутренних дел, Министерства безопасности, Службы внешней разведки, Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе и Главного управления охраны Российской Федерации - Генеральный прокурор, его заместители и начальник главного управления по надзору за соблюдением законов в Вооруженных Силах (Главный военный прокурор);
по постановлениям руководителей республиканских, краевых, областных и окружных органов перечисленных министерств и ведомств - прокуроры республик, краев, областей и другие прокуроры, имеющие их полномочия, а также, за исключением санкций на обследование жилых помещений, - заместители прокуроров, если на них персонально возложен надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности;
по постановлениям на осуществление контроля почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи - прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры. В отсутствие их оперативные действия санкционируют вышестоящие прокуроры.
8. В надзорных действиях учитывать, что мероприятия, затрагивающие охраняемую законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, проводятся без санкции в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению террористического акта или диверсии.
Прокурорам следить за тем, чтобы о них незамедлительно направлялось уведомление с последующим, не позднее 24 часов, представлением необходимых материалов.
9. Срок проведения оперативно-розыскных действий устанавливать исходя из объективной потребности. Начало его исчислять с момента дачи санкции.
При необходимости продолжения оперативной проверки продление с установлением нового срока производить на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативные действия, после оценки собранных материалов, изучения причин и обстоятельств, вызвавших такую необходимость.
10. Отработать систему контроля за соблюдением сроков действия санкций. По окончании сроков знакомиться с оперативно-служебными документами, отражающими ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий. Итоговую справку, а при необходимости - копии самих документов приобщать к надзорным производствами.
11. Во всех прокуратурах обеспечить режим секретности делопроизводства, ведение и учет документов оперативно-розыскной деятельности в строгом соответствии с прилагаемой Инструкцией "Об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности".
12. Строго следовать требованиям Закона о том, что оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения.
При поступлении уведомления о предстоящем уничтожении материалов об оперативных действиях, проведенных с санкции прокурора, проверять правомерность такого решения.
13. Проводить всестороннюю проверку жалоб и заявлений на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Средствами прокурорского надзора пресекать нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и учреждений, принимать меры к привлечению виновных к ответственности и взысканию причиненного вреда.
В случаях рассмотрения таких жалоб судом в судебных заседаниях участвовать при условии, что этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безопасности общества, государства, и необходимость участия признана судом.
14. Управлениям Генеральной прокуратуры: по надзору за следствием и дознанием, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, по надзору за исполнением законов на транспорте, второму отделу, отделу по надзору за расследованием особо важных дел, следственному управлению и главному управлению по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах обеспечить контроль за тем, чтобы на местах была разработана и внедрена четкая система надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности; анализировать материалы, связанные с исполнением закона и прокурорской практикой; оказывать необходимую помощь в организации работы.
Внутри подразделений возложить организацию и осуществление надзора на руководителей и наиболее подготовленных прокуроров, имеющих допуск к секретным и совершенно секретным материалам; наладить ведение делопроизводства и учет оперативно-служебных документов.
В декабре 1993 года обобщить работу по выполнению настоящего приказа, изучить вопросы, требующие дополнительного урегулирования, подготовить необходимые предложения.
15. Первому отделу систематически проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов оперативно-розыскной деятельности в подразделениях Генеральной прокуратуры и прокуратурах на местах.
Инструкцию "Об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности" утвердить.
Приказ направить всем прокурорам, в МВД, МБ, Службу внешней разведки, Государственную налоговую службу и Главное управление охраны Российской Федерации. Объявить его прокурорским и следственным работникам.
Прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, военным, транспортным и специализированным (на правах областных) прокурорам ознакомить с приказом соответствующих руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Землянушина И.С. и заместителя Генерального прокурора Лисова Е.К.
Приказ N 21/13/20 от 27.05.92 "О санкционировании оперативно-розыскных мероприятий" считать утратившим силу.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
В.Г.Степанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генерального прокурора РФ от 20 мая 1993 г. N 15 "Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 г. N 48 настоящий приказ признан утратившим силу
Текст приказа официально опубликован не был