Приказ Генерального прокурора РФ от 30 июля 1992 г. N 33
"О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. N 90 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях совершенствования работы по рассмотрению писем, жалоб и заявлений, исключения подмены в этом деле других государственных органов и, руководствуясь Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Работу по рассмотрению обращений (писем, заявлений, жалоб) граждан и должностных лиц подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Принимать исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, привлекать виновных к установленной ответственности.
2. Организовать дело таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Соблюдение этого требования считать основным критерием оценки всей деятельности по разрешению жалоб и заявлений.
При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с письмами, заявлениями и жалобами, их необоснованного по этим причинам отклонения, ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур решать вопрос об ответственности допустивших нарушения работников.
Об уголовной ответственности за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей см. ст. 172 УК РСФСР
3. Принимать к разрешению не подведомственные суду обращения по поводу нарушений закона. Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат.
Жалобы по вопросам, подведомственным суду, могут разрешаться при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее социально защищенных лиц.
Решением Верховного Суда РФ от 19 августа 1998 г. N ГКПИ98-198 абзац 3 пункта 3 настоящего приказа признан недействующим и не подлежащим применению
Жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления принимать к разрешению от лиц, имеющих в соответствии с процессуальным законом право их обжаловать. Разрешение жалоб от других лиц допускается, если они свидетельствуют о допущенных при рассмотрении дела нарушениях закона.
Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им, куда следует обратиться.
4. Обращения, в которых отсутствуют достаточные для их разрешения сведения (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.), возвращать заявителям, разъясняя необходимость восполнения недостающих данных.
Анонимные письма и заявления о готовящихся или совершенных преступлениях направлять, соответственно, в органы безопасности или внутренних дел.
Обращения, содержащие нецензурные выражения и оскорбительные высказывания, не рассматривать, о чем, если не принимается иное решение, извещать авторов с предупреждением, что при поступлении подобных обращений переписка с ними будет прекращена. По другим основаниям переписка может быть прекращена с составлением мотивированного заключения, утверждаемого руководством прокуратуры.
5. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. При пересылке обращений вышестоящему прокурору прилагать имеющиеся по этому вопросу материалы, необходимые для их разрешения.
6. Запретить направление жалоб и заявлений на разрешение в прокуратуры, не имеющие полномочий на их разрешение или руководители которых принимали решения по поставленным вопросам. При необходимости им могут даваться поручения с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и срока выполнения. К информации о выполнении поручений (заключениям) прилагать проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях - надзорные производства (дела). Решения в таких случаях принимать прокуратуре, давшей поручение.
7. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не получившие принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных органов, проверять, как правило, с выездом на места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие общественный интерес, делать достоянием гласности, активно используя возможности средств массовой информации.
8. Для объективности и полноты проверок обращений решать вопрос о целесообразности привлечения к их проведению заявителей и специалистов. По окончании проверок предоставлять заявителям по их требованию возможность знакомиться с проверочными материалами в той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной и иной охраняемой законом тайны.
Отказ в удовлетворении жалоб аргументировать нормами закона, конкретными доказательствами, со ссылкой на материалы проверок уголовных, гражданских и других дел.
9. Жалобы на нарушения конституционных прав граждан рассматривать в пятидневный срок. За это время, если невозможно разрешить их по существу либо дать разъяснение, должно быть принято решение о необходимости выезда, истребования дела, материалов или иных документов, о поручении проверки и т.п.
Обращения народных депутатов рассматривать в трехдневный срок. При необходимости в проверке либо дополнительном изучении вопроса информировать их об этом в указанный срок. Окончательный ответ представлять народным депутатам Российской Федерации не позднее 20, а народным депутатам местных Советом - 30 дней с момента получения обращения депутата.
Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.
Срок разрешения обращений может быть продлен руководителями прокуратур с обязательным уведомлением заявителей, а также органа или лица, взявших обращения на контроль, о причинах задержки и характере принимаемых мер.
10. В городских и районных прокуратурах принимать решения об отклонении жалоб и давать ответы заявителям могут прокурор или его заместитель; в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах - начальники управлений и отделов, а при поступлении повторного обращения и жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским, арбитражным и другим делам - руководители (прокурор и его заместители) этих прокуратур.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации решения об отклонении первичных обращений принимают начальники отделов или их заместители, повторных - начальники управлений. Руководители Генеральной прокуратуры рассматривают жалобы на решения начальников подразделений.
Ответы на обращения, взятые на контроль Верховным Советом Российской Федерации, Верховными Советами республики, Президентом и Вице-президентом России и Президентами и Вице-президентами республик, народными депутатами, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации (обращения особого контроля), направлять только за подписью руководителей прокуратуры.
11. Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня преимущественно тем работникам, которые будут проверять обращение.
Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры.
Руководителям прокуратур лично принимать население не реже одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать по ним ответы должны те руководители прокуратур, к которым поступила жалоба с личного приема.
12. Во всех прокуратурах установить четкий порядок приема, регистрации и прохождения обращений, контроль за их своевременным и правильным разрешением, используя при этом возможности электронно-вычислительной техники.
Ответственность за организацию работы с письмами, заявлениями и жалобами по направлениям прокурорского надзора возложить на руководителей прокуратур и структурных подразделений.
13. Обеспечить не реже одного раза в полугодие комплексный анализ обращений, изучение причин поступления обоснованных и повторных жалоб. На их основе принимать меры к совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры, устранению ошибок и недостатков. Состояние работы с жалобами и заявлениями проверять при выездах на места.
О проводимой работе и положении дел с соблюдением прав и законных интересов граждан информировать представительные органы власти и народных депутатов Российской Федерации.
14. Управлению Генеральной прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан, прокурорам республик, краев, областей и приравненным к ним прокурорам наладить эффективную работу отделов и старших помощников по рассмотрению писем и приему граждан, разработать функциональные обязанности этих работников, обеспечить их реальное влияние на положение дел, устранение нарушений в работе с обращениями.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Славгородского М.Д., начальников управления по рассмотрению писем и приему граждан и управления организационного обеспечения, статистики и контроля.
Считать недействующими приказ Генерального прокурора СССР N 77 - 1987 г., а также иные его указания по вопросам работы с письмами, заявлениями и жалобами в органах прокуратуры.
Приказ направить прокурорам республик, краев, областей гг. Москвы и Санкт-Петербурга, транспортным, военным и иным специализированным прокурорам, районным и городским прокурорам.
Генеральный прокурор |
В.Г. Степанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генерального прокурора РФ от 30 июля 1992 г. N 33 "О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. N 90 настоящий приказ признан утратившим силу