Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 1992 г. N 20
"Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации"
22 мая 1996 г.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 апреля 2011 г. N 112 настоящий приказ признан утратившим силу
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 августа 2007 г. N 114 изданные ранее организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ применяются в части, не противоречащей уголовно-процессуальному законодательству и Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"
Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" определил ее назначение и место в системе государственно-правовых институтов как самостоятельного, независимого, подотчетного только Съезду народных депутатов и Верховному Совету России органа надзора за исполнением законов.
Первоочередной задачей и конечной целью всех направлений прокурорской деятельности становится правовая защита граждан. Впервые законодательно закреплено, что возложение на прокуратуру иных, кроме предусмотренных законами Российской Федерации, функций не допускается, что прокуратура не подменяет органы государственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Расширены организационная и процессуальная самостоятельность прокуроров, усилены гарантии их независимости.
Изменение содержания прокурорской деятельности требует адекватных подходов к организации надзора и управления в органах прокуратуры.
Приказываю:
1. Начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам республик, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам, всем прокурорским работникам в решении практических задач руководствоваться изложенными в ст. 4 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" принципами организации и деятельности прокуратуры.
См. ст. 4 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г.
1.1. Исходить из того, что основное назначение централизации прокурорской системы состоит в обеспечении единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным Договором.
Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенции вопросов и несет всю полноту ответственности за организацию и осуществление надзора.
В случаях, когда нарушение закона не может быть устранено нижестоящим прокурором вследствие недостаточности его полномочий или по иным причинам, использовать преимущества централизации прокурорской системы, права вышестоящих прокуроров и Генерального прокурора Российской Федерации. В руководстве и контроле за деятельностью подчиненных исключить административный диктат и навязывание позиций, противоречащих их основанным на законе убеждениям. Ограждать подчиненных от любого неправомерного вмешательства в их деятельность, привлекая виновных к ответственности.
1.2. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка.
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Возложить непосредственный надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых:
федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями,
- на Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями,
-на прокуратуры республик;
краевыми, областными, автономной области, автономных округов Советами народных депутатов, органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями,
- соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры;
иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями,
- на другие территориальные и специализированные прокуратуры.
Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.
5. Средствами прокурорского надзора пресекать нарушения органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, процессуального порядка расследования преступлений и законов, направленных на борьбу с преступными проявлениями.
5.1. Руководствоваться тем, что Закон, наделяя прокуратуру полномочиями по осуществлению уголовного преследования, не возлагает на нее функций организации или координации работы по борьбе с преступностью. Ее задача - надзирать за выполнением названными органами возложенных законом обязанностей по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также за тем, чтобы ни одно действие либо решение указанных органов не расходилось с законом.
5.2. На стадии дознания и предварительного следствия (кроме производства по делам, подследственным прокуратуре) осуществлять не процессуальное руководство, а надзор за законностью мер по раскрытию преступлений, обеспечением всестороннего и объективного расследования, соблюдением прав всех участников процесса.
6. В местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих уголовное наказание, проверять законность нахождения лиц, соблюдение установленных уголовно-исполнительным законодательством порядка и условий их содержания, а также соответствие законам правовых актов администрации.
Иметь в виду, что в этой сфере прокуратура наделена властными правами, необходимыми для обеспечения законности и защиты прав граждан.
7. Полномочия прокурора в гражданском, уголовном и арбитражном судопроизводстве осуществлять в соответствии с процессуальным законодательством. Выполняя в суде функцию уголовного преследования, прокурор участвует в качестве стороны обвинения.
7.1. Принимать участие в рассмотрении дел судами первой инстанции в случаях, предусмотренных законом, приказами и указаниями Генерального прокурора России, а также когда этого требуют общественная значимость или сложность дела.
7.2. Незаконные и необоснованные приговоры, решения и иные судебные акты опротестовывать независимо от участия в рассмотрении дел, преимущественно в кассационном порядке.
При кассационном рассмотрении протеста участвовать прокурору, его принесшему, а если он не воспользуется этим правом, - вышестоящему прокурору. Определяя позицию по протесту, руководствоваться законом, материалами дела и внутренним убеждением.
7.3. Утратил силу.
См. текст пункта 7.3
8. Утратил силу.
См. текст пункта 8
9. Работу с кадрами, в основе которой должны быть живое общение и реальная забота о людях, строить в соответствии с Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры. Выработать гибкую систему, предусматривающую меры стимулирования труда каждого, его заинтересованность работать творчески, повышать деловую квалификацию. Рассматривать как несовместимые с пребыванием в органах прокуратуры недобросовестность, безответственность и моральную нечистоплотность.
10. Утратил силу.
См. текст пункта 10
11. Главной целью выездов в подчиненные прокуратуры сделать оказание помощи в организации надзора. Проверять их при наличии конкретных данных о серьезных недостатках в работе в целом или на отдельных ее направлениях. В ходе каждой проверки давать оценку деятельности прокуратуры и конкретных работников, устанавливать причины просчетов и недостатков, предлагать практические рекомендации по их устранению.
12. При планировании работы на основе анализа складывающихся тенденций и информации о распространенных правонарушениях выделять наиболее актуальные проблемы, требующие прокурорского вмешательства.
Планируя мероприятия, оставлять возможность для оперативного реагирования на поступающую информацию о нарушениях законности.
13. Организовать работу коллегии с учетом того, что в соответствии с Законом она является совещательным органом, предназначенным для выработки надзорной политики в масштабах России или отдельных ее регионов. Рассматривать на ее заседаниях принципиальные проблемы, связанные с организацией надзора и управления. Для обсуждения иных вопросов использовать оперативные совещания.
В состав коллегии включать профессионально подготовленных, инициативных и творчески мыслящих работников.
14. Приказы и указания Генерального прокурора СССР, Генерального прокурора РСФСР и их заместителей, изданные до принятия Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", действуют в той части, которая не противоречит названному Закону и настоящему приказу.
Заместителям Генерального прокурора России обеспечить подготовку в месячный срок приказов и указаний по вопросам, требующим дополнительной регламентации.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказ объявить всем прокурорским работникам.
Генеральный прокурор |
В.Г. Степанков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 1992 г. N 20 "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 апреля 2011 г. N 112 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 мая 1996 г. N 30