В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы" (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию начиная с 1996 года.
3. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы на 1995 год, изыскать дополнительные возможности их финансирования в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1995 год".
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и осуществить комплексные региональные целевые программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
5. Рекомендовать теле- и радиокомпаниям Российской Федерации предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
6. Контроль за выполнением Программы возложить на Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Шахрая С.М.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Москва
3 июня 1995 г.
N 542
Федеральная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 542)
Распоряжением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1128-р срок реализации настоящей программы продлен до 2000 года
Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1030 утверждена федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы"
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы" разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации и в соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. В Программе учтены положения Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы.
Характеристика ситуации
Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем и вызывают растущую тревогу всего мирового сообщества. Сегодня на планете нет такого места, где бы эти опасные явления не проявили себя с негативной стороны. Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные международные организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности государств. Генеральная Ассамблея ООН, провозгласив Десятилетие (1991 - 2000 годы) по борьбе против злоупотребления наркотиками, предложила каждому правительству принять комплексные национальные программы противодействия.
Наркомания и связанная с ней преступность в Российской Федерации приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн. человек, причем к 2000 году прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.
Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось почти в четыре раза и превысило в 1993 году 50 тысяч. В отдельных регионах до 60 процентов имущественных преступлений совершается на почве наркомании. Прогрессирующее злоупотребление наркотиками и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания преступных структур, осуществляющих организованный сбыт наркотических средств.
Особенности геополитического положения России, несовершенство действующего законодательства, сложности в организации и обеспечении таможенного и пограничного контроля вызывают повышенный интерес международной наркомафии, становится реальностью ее слияние с внутренним наркобизнесом. Отсутствие в стране системы контроля за доходами и осуществлением денежных операций дает возможность российским и иностранным наркогруппировкам не только легализовывать крупные капиталы, но и внедряться в экономику страны, использовать преступные доходы для коррумпирования представителей органов власти и управления.
Крайне неблагоприятен для Российской Федерации общий прогноз ситуации с наркотиками на ближайшие годы, усугубляемый, как подчеркнуто в Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах.
Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между различными государственными структурами. Остается малоэффективной деятельность профсоюзов, женского движения, многочисленных ассоциаций и фондов, располагающих определенным опытом работы в данной области и значительным материальным потенциалом. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Отсутствуют необходимые технические средства выявления и ликвидации посевов наркотикосодержащих растений, экологически чистые препараты для уничтожения дикорастущей конопли. Требует совершенствования республиканское законодательство, возникает необходимость приведения его к международным стандартам. Не создана действенная система антинаркотической пропаганды. Недостаточно используются возможности международных организаций в рамках принятой ООН Всемирной программы действий против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для безопасности страны, здоровья и благополучия народов России.
Исходя из анализа складывающейся ситуации, прогноза ее развития на ближайшую перспективу становится очевидной необходимость скорейшего принятия и реализации федеральной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных мер социального, медицинского, правового и организационного характера.
Цели и принципы программы
Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований, неправительственных организаций и граждан. При этом данная Программа предлагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов Российской Федерации, а также ведомственных целевых программ. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с распространением наркотиков,профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений.
Мероприятия программы
-------------------------------------------------------------------------
N | | | Срок | Объем финансирования
п/п |Наименование мероприятий|Исполнители| испол-| (млн. рублей)
| | | нения +-----------------------
| | | |всего|1995 |1996 |1997
| | | | | год | год | год
----+------------------------+-----------+-------+-----+-----+-----+-----
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
-------------------------------------------------------------------------
1. Организационные и пра- средства федерального
вовые меры бюджета
1.1. В целях определения Минздрав- 1995 - 67 67
фактических масштабов медпром 1996 + средства указанных
распространения нарко- России, годы министерств и ве-
мании, незаконного обо- МВД России домств
рота наркотических Госкомстат
средств и психотропных России,
веществ (в дальнейшем - Минобразо-
наркотические средства) вание Рос-
и связанных с этим по- сии
терь общества провести
комплексные исследова-
ния и осуществить оцен-
ку:
уровня латентности не- МВД России, 1995 средства указанных
законного оборота нар- Минюст год министерств и ве-
котических средств и России, домств
связанной с наркоманией Федеральная
преступности; служба
безопасно-
сти
Российской
Федерации,
ГТК России
материальных потерь от Российская 1995 средства указанных
распространения нарко- академия год министерств и ве-
мании в сфере: наук, домств
производства (аварии, МВД России
прогулы, травматизм,
нетрудоспособность и
другие негативные фак-
торы экономического по-
рядка, наступающие в
результате потребления Минздрав- средства указанных
наркотических средств); медпром министерств и ве-
медицины (затраты на России, домств и организаций
лечение наркоманов, Госкомстат
производство и исполь- России,
зование специального МВД России,
оборудования, реабили- Российская
тационные меры, содер- академия
жание обслуживающего медицинских
персонала и т.д.) наук
правопорядка и осущест- МВД России, 1995 средства указанных
вления правосудия (зат- Минюст год министерств и ве-
раты на процессуальную России, домств и организаций
деятельность правоохра- Генеральная
нительных органов, про- прокуратура
ведение специальных ме- Российской
роприятий и т.д.) Федерации,
ГТК России,
Российская
академия
наук
1.2. С учетом результатов МВД России, 1996 - средства указанных
комплексного исследова- Минздрав- 1997 министерств и ве-
ния уровня наркотизации медпром годы домств и организаций
населения разработать России,
экспресс-методику изме- Минюст
рения ее количественных России,
и качественных характе- Госкомстат
ристик, а также струк- России,
туры и динамики органы
преступности, связанной исполни-
с незаконным оборотом тельной
наркотиков. На этой власти
основе проводить систе- субъектов
матический региональный Российской
и общероссийский анализ Федерации
положения дел со злоу-
потреблением наркотика-
ми, обеспечивать приня-
тие своевременных мер
противодействия
1.3. На базе Академии МВД МВД 1995 - средства
России создать межве- России, 1997 федерального бюджета
домственный центр по Минздрав- годы 1340 1072 268
повышению квалификации медпром
специалистов по пробле- России,
мам противодействия не- Минобра-
законному распростране- зование
нию наркотиков, а также России,
профилактике и лечению Федера-
наркомании льная
служба
безопа-
сности
Российской
Федерации,
ГТК
России,
Госкомвуз
России,
Роском-
молодежи
1.4. Разработать:
проекты законодательных
актов:
"О контроле за оборотом МВД 1995 предусмотрено Фе-
наркотических средств, России, год деральной програм-
сильнодействующих ве- Минздрав- мой Российской Фе-
ществ и прекурсоров"; медпром дерации по усиле-
России, нию борьбы с
Минюст преступностью на
России, 1994 - 1995 годы
МИД
России,
МВЭС
России,
Федеральная
служба
безопасно-
сти
Российской
Федерации,
ГТК
России,
ФПС
России
"О противодействии не- МВД 1995 предусмотрено Фе-
законному обороту нар- России, год деральной програм-
котических средств и Минюст мой Российской Фе-
сильнодействующих ве- России, дерации по усиле-
ществ"; МИД нию борьбы с
России, преступностью на
Федера- 1994 - 1995 годы
льная
служба
безопа-
сности
Российской
Федерации,
ГТК
России,
ФПС
России
"О медицинской и соци- Мин- 1995 средства указанных
альной реабилитации здравме- год министерств
хронических алкоголиков дпром
и наркоманов"; России,
МВД
России,
Минюст
России,
МИД
России
правовые и организаци- Мин- средства указанных
онные основы: здравмед- министерств
пром
выявления, освиде- России,
тельствования и учета МВД
различных категорий России,
граждан, допускающих Минобра-
немедицинское потребле- зование
ние наркотических России,
средств; Госкомвуз
России,
Госкомстат
России,
Роскоммо-
лодежи
обеспечения контроля за МВД 1995 предусмотрено Фе-
деятельностью бан- России, год деральной програм-
ковских и коммерческих Минфин мой Российской Фе-
структур в целях пресе- России, дерации по усиле-
чения фактов легализа- Федера- нию борьбы с
ции капиталов, нажитых льная преступностью на
с помощью наркобизнеса служба 1994 - 1995 годы
безопа-
сности
Российской
Федерации,
ДНП
России,
Минюст
России,
Банк
России
2. Профилактика злоупотре-
ления наркотическими
средствами
2.1. В целях предупреждения
и сокращения незаконно-
го спроса на наркоти-
ческие средства разра-
ботать:
методологию и методику Мин- 1996 средства
проведения антинаркоти- образо- год федерального
ческой работы среди вание бюджета
учащейся молодежи и до- России, 5 5
школьников. Издать ре- Минздрав-
комендации: медпром
России,
Минсоц-
защиты
России,
Госкомвуз
России,
МВД
России
научно обоснованные Мин- 1995- средства указанных
принципы профилактики здравмед- 1997 министерств и
наркомании среди детей пром годы ведомств
и подростков по телеви- России,
дению и радио, создать Минобразо-
пробные образцы теле- и вание
радиоматериалов, мони- России,
торинг их эффектив- ФСТР
ности. Разработать России,
комплекс мер по форми- Роскомпе-
рованию общественного чать,
мнения в сторону поло- Роскоммо-
жительного отношения к лодежи
антинаркотической и ан-
тиалкогольной политике
государства;
пособия для родителей, Мин- 1996 средства
педагогов, воспитате- обра- год федерального
лей, специальных работ зование бюджета
ников по формированию у России, 5 5
детей негативного отно- Минздрав-
шения к потреблению медпром
нар котиков. Издать России,
разработанные пособия; МВД
России
программы и учебнонаг-
лядные пособия для про- Мин- 1996 - средства
ведения антинаркоти- обра- 1997 федерального
ческого просвещения, зование годы бюджета
пропаганды здорового и России, 800 400 400
безопасного образа жиз- Минздрав-
ни в общеобразователь- медпром
ных учреждениях (для России,
дошкольников, учащихся Роскомпе-
начальных и средних чать
школ, ПТУ);
рекомендации для работ- МВД 1995 - средства
ников правоохранитель- России, 1997 указанных
ных органов, врачей, Минздрав- годы министерств
педагогов и родителей медпром
по выявлению лиц, до- России,
пускающих немедицинское Минобра-
потребление наркотиков зование
России
2.2. Создать в органах и уч- Мин- 1995 - средства 30
реждениях народного об- обра- 1997 федерального
разования, специализи- зование годы бюджета
рованных учреждениях России, 100 70
социальной реабилитации Минсоц-
несовершеннолетних Мин- защиты
соцзащиты России психо- России,
лого-педагогическую органы
службу. По мере созда- исполни-
ния условий вводить тельной
психологов в штаты дош- власти
кольных и учебных заве- субъектов
дений Российской
Федерации
2.3. Разработать типовые по- Мин- 1995 - средства
ложения о психолого-пе- обра- 1996 указанных
дагогической службе, зование годы министерств и
центрах медико-социаль- России, ведомств
ной реабилитации детей Роскоммо-
и подростков, злоупот- лодежи,
ребляющих наркоти- Минздрав-
ческими средствами медпром
России
2.4. В порядке эксперимента Мин- 1995 - средства
разработать проект- обра- 1997 федерального
носметную-документацию зование годы бюджета
и создать два межрегио- России, 16000 9000 7000
нальных специальных МВД
учебно-воспитательных России
учреждения (на 50 мест
каждое) для несовершен-
нолетних правонарушите-
лей, страдающих нарко-
манией, организовать их
лечение, общеобразова-
тельное и профессио-
нальное обучение и со-
циальную адаптацию
2.5. Рекомендовать высшим и Гос- 1995 - средства указанных
средним специальным комвуз 1997 министерств и
учебным заведениям России, годы ведомств
включить в образова- Минобра-
тельные программы до- зование
полнительные темы России
(курсы) по проблемам
злоупотребления нарко-
тиками, их незаконного
оборота и профилактики
наркомании
2.6. Обеспечить функциониро- ГКФТ 1995 - средства
вание физкулътурно- России, 1997 федерального
спортивных подрост- Роском- годы бюджета
ковых центров по месту молодежи 201 174 27
учебы и жительства,
направленных на ' про-
филактику злоупотребле-
ния наркотическими
средствами
2.7. Определить перечень Мин- 1995- средства указанных
профессий, допуск к ра- здравмед- 1996 министерств
боте, по которым должен пром годы
осуществляться после России,
проведения наркологи- Минтруд
ческого контроля России
2.8. Разработать на основе Мин- 1995 - средства указанных
зарубежного и отечест- здрав- 1996 министерств и
венного опыта методи- медпром годы ведомств
ческие рекомендации по России,
профилактике потребле- Минтруд
ния наркотиков на рабо- России
чих местах отра-
слевые
мини-
стерства
и ве-
домства
3. Лечение, восстановление
трудоспособности и реа-
билитация лиц, допуска-
ющих немедицинское пот-
ребление наркотиков
3.1. На основе отечественно- Мин- 1995 - средства указанных
го и зарубежного опыта здравмед- 1997 министерств и
разработать концепцию пром годы ведомств
лечения, реабилитации и России,
ресоциализации больных МВД
наркоманией, а также России,
организационно-методи- Минобра-
ческие модели ее реали- зование
зации России,
Минсоц-
защиты
России,
Россий-
ская
академия
медици-
нских
наук
3.2. Продолжить разработку и
внедрение в практику:
методов психологической Мин- 1995 - средства указанных
защиты, препятствующих здрав- 1997 министерств и
употреблению наркотиков Медпром годы ведомств
в экстремальных услови- России,
ях; Россий-
ская
акаде-
мия
медици-
нских
наук
психоактивных веществ, Мин- 1995 - средства
отличающихся меньшим здравмед- 1997 федерального
наркотическим воз- пром годы бюджета
действием при высоком России, 228 147 81
болеутоляющем эффекте; Россий-
ская
акаде-
мия
меди-
цинских
наук
переносных и стационар- Мин - 1995 - средства 26
ных приборов (комп- здравмед- 1997 федерального
лексов) определения пром годы бюджета
наркотического опьяне- России, 81 55
ния на разных принципах МВД
действия России,
Россий-
ская
акаде-
мия
наук
3.3. Обеспечить подготовку и
переподготовку специа-
листов в области профи-
лактики, лечения нарко-
мании:
медицинского персонала Минздрав- 1995 - средства
учебных заведений, медпром 1997 федерального
медсанчастей предприя- России годы бюджета
тий и учреждений; 54 40 14
специалистов наркологи- Мин- 1995 - средства указанных
ческих учреждений здра- здравмед- 1997 министерств
воохранения и органов пром годы
внутренних дел России,
МВД
России
3.4. Создать в пяти регионах Мин- 1995 - средства
России (Москва, Красно- здравмед- 1997 федерального
дар, Пермь, Томск, Ка- пром годы бюджета
лининград) опорные меж- России, 7115 5101 2014
региональные учебно-ме- органы
тодические центры, исполни-
обеспечивающие внедре- тельной
ние научно обоснованных власти
программ профилактики и субъек-
лечения наркомании, ре- тов
абилитацию больных нар- Россий-
команией ской
Федера-
ции
3.5. Рекомендовать в регио- Мин- 1995 - средства указанных
нах с высоким уровнем здравмед- 1997 министерств и
наркотизации населения пром годы ведомств
создать диагностические России,
передвижные наркологи- органы
ческие лаборатории исполни-
тельной
власти
субъектов
Россий-
ской
Федера-
ции
3.6. Обеспечить наркологи- Мин- 1995 - средства указанных
ческие учреждения сов- здравмед- 1997 министерств, ведомств
ременными лекарственны- пром годы и организаций
ми препаратами направ- России,
ленного действия для АО
лечения наркомании "Росфар-
мация",
органы
исполни-
тельной
власти
субъек-
тов
Россий-
ской
Федерации
3.7. Разработать и издать Мин- 1996 - средства
пособия для учителей по образо- 1997 федерального
психолого - педагогиче- вание годы бюджета
ской реабилитации несо- России 50 30 20
вершеннолетних,склонных
к употреблению наркоти-
ков
3.8. Рекомендовать создание Мин- 1995 - средства указанных
региональных центров обра- 1997 министерств, ведомств
медико-социальной педа- зование годы и организаций
гогической реабилитации России,
детей и подростков, Роскоммо-
склонных к употреблению лодежи,
наркотиков Россий-
ская
академия
меди-
цинских
наук,
органы
исполни-
тельной
власти
субъек-
тов
Россий-
ской
Федерации
3.9. Изучить в исправитель- МВД 1995 - средства указанных
но-трудовых учреждениях России, 1997 министерств
практику лечения лиц, Минздрав- годы
потребляющих наркотики медпром
и осужденных за совер- России
шение преступлений. По
результатам разработать
и осуществить меры по
повышению его эффектив-
ности
3.10. Разработать программу Мин- 1995 средства указанных
профилактики СПИДа у здравмед- год министерств и ведомств
больных наркоманией пром
России,
Госком-
санэпид-
надзор
России,
Россий-
ская
акаде-
мия
медицин-
ских
наук
4. Обеспечение контроля за
производством и распре-
делением наркотических
средств
4.1. Пересмотреть списки Мин- 1995 средства указанных
наркотических средств, здравмед- год министерств и ведомств
сильнодействующих ве- пром
ществ, критерии опреде- России,
ления их количества и МВД
опубликовать России,
Федера-
льная
служба
безопа-
сности
Россий-
ской
Федера-
ции,
ГТК
России,
Верхо-
вный
Суд
Россий-
ской
Федера-
ции
4.2. Определить перечень МВД 1995 средства указанных
оборудования, химичес- России, год министерств и ведомств
ких веществ, с помощью Минздрав-
которых или из которых медпром
возможно изготовление России,
наркотических средств МВЭС
России,
Феде-
ральная
служба
безопа-
сности
Россий-
ской
Федера-
ции
4.3. Разработать правовые и Мин- 1995 средства указанных
контрольно-технические здравмед- год министерств и ведомств
правила, регламентирую- пром
щие производство, хра- России,
нение, транспортировку, МВД
законное использование, России,
списание, ввоз в МВЭС
Российскую Федерацию и России,
вывоз из Российской Фе- ГТК
дерации наркотических России,
средств, а также обору- Гене-
дования, химических ве- ральная
ществ и прекурсоров, с прокура-
помощью которых или из тура
которых возможно изго- Россий-
товление наркотических ской
средств Федера-
ции
4.4. Внести предложения в МВД 1996 средства указанных
Правительство Российс- России, год министерств и ведомств
кой Федерации об уста- Федера-
новлении соответствую- льная
щего повышающего коэф- служба
фициента к розничной безопа-
цене на наркотические, сности
сильнодействующие ле Россий-
карственные средства, ской
а также химические ве- Федера-
щества, используемые ции,
при их изготовлении, ГТК
при возмещении мате- России,
риального ущерба в слу Минздрав-
чае хищения, недостачи, медпром
порчи либо утраты ли- России,
цами, которым они были Минфин
вверены в связи с вы- России,
полнением ими служебных Минюст
обязанностей либо под России,
охрану Минэко-
номики
России,
Генера-
льная
прокура-
тура
Россий-
ской
Федера-
ции
4.5. Разработать:
систему фармакологи- Мин- 1995 - средства указанных
ческого контроля за здрав- 1997 министерств и ведомств
составом лекарственных медпром годы
препаратов, поступающих России,
в серийное производство Россий-
и закупаемых за рубе- ская
жом; акаде-
мия
медици-
нских
наук,
Россий-
ская
акаде-
мия
сельско-
хозяйст-
венных
наук,
МВД
России,
АО
"Росфар-
мация"
в помощь сотрудникам МВД 1996 - средства указанных
правоохранительных ор- России, 1997 министерств, ведомств
ганов методику распоз- Федера- годы и организаций
навания новых видов льная
наркотических средств служба
безопа-
сности
Россий-
ской
Федера-
ции,
Минздрав-
медпром
России,
ГТК
России,
Россий-
ская
акаде-
мия
медици-
нских
наук
4.6. Провести комплексное Мин- 1995 - средства указанных
обследование аптек, здравмед- 1997 министерств, ведомств
химфармпредприятий, пром годы и организаций
складов, других мест России,
производства, хранения МВД
и реализации ле- России
карственных препаратов,
содержащих наркоти-
ческие средства. По его
результатам пересмот-
реть перечень таких
объектов, выдать специ-
альные лицензии на этот
вид деятельности
4.7. Принять меры к объе- Мин- 1996 - средства указанных
динению государственных сельхоз- 1997 министерств, ведомств
мелких предприятий, за- прод годы и организаций
нятых переработкой и России,
хранением наркотикосо- МВД
держащего сырья, разме- России,
щению их непосредствен- органы
но в районах культиви- исполни-
рования конопли, тельной
обеспечению надлежащей власти
охраны продукции пере- субъек-
работки и пожнивных тов
остатков. Проработать Россий-
вопрос о внесении пред- ской
ложений в Правительство Федера-
Российской Федерации о ции
включении пенькозаводов
Краснодарского края в
перечень предприятий,
охраняемых внутренними
войсками
4.8. Продолжить работу по Россий- 1995 - средства
выведению сортов одно- ская 1997 федерального
домной конопли без со- акаде- годы бюджета
держания каннабиноидных мия 87 47 40
соединений и разрабо- сельско-
тать приемы сохранения хозяйст-
этих свойств в новых венных
сортах наук,
Мин-
сельхоз-
прод
России
4.9. Провести научно-изыска- Россий- 1995 - средства
тельские работы по соз- ская 1997 федерального
данию высокопродуктив- акаде- годы бюджета
ных и высокомасличных мия 354 205 149
сортов и гибридов снот- сельско-
ворного мака с низким хозяйст-
содержанием опийных ал- венных
колоидов наук
4.10. Разработать: Россий- 1995 - средства
новые образцы сельско- ская 1997 федерального
хозяйственной техники акаде- годы бюджета
по уборке наркотикосо- мия 40 23 17
держащих культур с сельско-
целью сокращения потерь хозяйст-
урожая, сроков убороч- венных
ных работ, уменьшения наук
доли ручного труда; Мин-
сельхоз-
прод
России
Мин-
здрав-
медпром
России,
Мин-
природы
России,
МВД
России,
новые и адаптировать Рос- 1996 средства
существующие экологи- сийс- год федерального
чески безопасные препа- кая бюджета
раты для уничтожения акаде- 54 54
наркотикосодержащих мия
растений; сель-
скохо-
зяйст-
венных
наук,
России
методы доставки и Мин- 1996 средства
диспергирования создан- здрав- год федерального
ных и адаптированных медпром бюджета
химических препаратов России, 27 27
для уничтожения нарко- Мин-
тикосодержащих расте- сельхоз-
ний; прод
России,
МВД России,
Российская
академия
сельско-
хозяйст-
венных
наук
физико-термические ме- МВД России 1995 - средства
тоды уничтожения нарко- 1997 федерального
тикосодержащих расте- годы бюджета
ний; 16 9 7
методы и соответствую- Россий- 1995 - средства
щие технические средст- ская 1997 федерального
ва для уничтожения нар- акаде- годы бюджета
котикосодержащих расте- мия 1405 801 604
ний; сельско- -
хозяйст-
венных
наук;
Минсель-
хозпрод
России,
Мин-
природы
России
МВД
России
методы использования в Российская 1995 - средства
борьбе с дикорастущей академия 1997 федерального
коноплей и маком узко- наук, годы бюджета
специализированных вре- Российская 148 78 70
дителей и патогенов; академия
сельско-
хозяйст-
венных
наук,
Минсель-
хозпрод
России,
агротехнические мероп- Российская 1995 - средства
риятия по уничтожению академия 1997 федерального
наркотикосодержащих ра- сельско- годы бюджета
стений в посевах сельс- хозяйст- 60 35 25
кохозяйственных культур венных
наук,
Минсель-
хозпрод
России,
4.11. Изучить возможности вы- Россий- 1995 - средства
теснения дикорастущей ская 1997 федерального
конопли из естественных акаде- годы бюджета
биоценозов путем подсе- мия 21 11 10
ва других видов расте- сельско-
ний, не обладающих нар- хозяй-
котическими и другими ственных
вредными свойствами наук,
Минсель-
хозпрод
России,
Мин-
здрав-
медпром
России,
Минприроды
России,
Российская
академия
наук
4.12. Провести экологическую Минприроды 1996 - средства
экспертизу разработан- России, 1997 федерального
ных методов уничтожения Россий- годы бюджета
наркотикосодержащих ская 11 6 5
растений акаде-
мия
меди-
цинских
наук,
Россий-
ская
акаде-
мия
сельско-
хозяйст-
венных
наук
4.13. Обеспечить постоянное орга- 1995 - средства указанных
проведение мероприятий ны 1997 министерств,
по выявлению и уничто- исполни- годы ведомств и
жению незаконных посе- тельной организаций
вов и зарослей дико- власти
растущей наркотикосо- субъектов
держащей растительности Российской
Федерации,
Мин-
сельхоз-
прод
России,
МВД
России,
Российская
академия
сельско-
хозяйст-
венных
наук
5. Пресечение незаконного
оборота наркотических
средств
5.1. Разработать меры перек- ГТК России, 1995 предусмотрено Фе-
рытия каналов незакон- МВД России, год деральной прог-
ной транспортировки и МПС раммой Российской
транзита наркотиков по России, Федерации по уси-
основным направлениям Минтранс лению борьбы с
их перемещения по тер- России, преступностью на
ритории России Минфин 1994 - 1995 годы
России,
Феде-
ральная
служба
безо-
пасности
Российской
Федерации,
ФПС
России
5.2. Создать:
на основе компьютерной МВД России, 1995 - средства указанных
техники единую межве- Федера- 1997 министерств и
домственную автоматизи- льная годы ведомств
рованную систему сбора, служба
анализа и обобщения ин- безо-
формации о лицах, пасности
участвующих в незакон- Российской
ном обороте наркотиков, Федерации,
а также данных, отража- ГТК
ющих состояние борьбы с России,
их распространением, с МИД
перспективой ее интег- России,
рации в международную ФПС
систему; России
компьютерную систему Мин- 1996 - средства федерального
непосредственного наб- здравмед- 1997 бюджета
людения за движением пром годы 201 81 120
наркотикосодержащих ле- России,
карственных препаратов МВД
в пределах России (из России,
пунктов производства к ГТК
пунктам отпуска: аптеч- России
ным, лечебно-профилак-
тическим, научным и
иным учреждениям), в
том числе поступивших
по импорту и предназна-
ченных для экспорта;
на объектах транспорта МВД России, 1995 - предусмотрено Фе-
Северо-Кавказского*, ГТК России, 1996 деральной прог-
Средне-Волжского, Даль- Феде- годы раммой Российской
невосточного, Северо- ральная Федерации по уси-
Западного и Московского служба лению борьбы с
регионов сеть штатных безо- преступностью на
стационарных специали- пасности 1994 - 1995 годы
зированных заслонов ми- Российской
лиции для перекрытия Федерации,
каналов незаконной тра- Минтранс
нспортировки и транзита России,
наркотиков по основным Минфин
направлениям их переме- России,
щения по территории органы
России исполни-
тельной
власти
субъектов
Российской
Федерации
5.3. Разработать и внедрить в
практику:
биохимические диагнос- Федеральная 1996 - средства указанных
тические тесты, медико- служба 1997 министерств и
технические средства и безо- годы ведомств
методы выявления лиц, пасности
употребляющих наркоти- Российской
ческие средства; Федерации,
МВД
России,
Мин-
здрав-
медпром
России
новые портативные экс- Россий- 1995 - средства федерального
пресс-анализаторы для ская 1997 бюджета
определения вида наибо- академия годы 80 56 24
лее распространенных сельско-
наркотических средств хозяйст-
венных
наук,
МВД
России
аппаратуру дистанцион- МВД 1995 - средства федерального
ного обнаружения нарко- России 1997 бюджета
тиков на одорологичес- годы 80 53 27
ком принципе;
технологию аэрокосми- Рос- 1995 - средства федерального
ческого поиска и кар- карто- 1997 бюджета
тографирования незакон- графия, годы 323 180 143
ных посевов и ареалов МВД
дикорастущих наркотико- России
содержащих растений;
бортовой (самолетный, Рос- 1995 - средства федерального
вертолетный) радиотех- карто- 1997 бюджета
нический, технический, графия, годы 571 271 300
радиометрический, ла- МВД
зерный, телевизионный, России
фотографический комп-
лекс для оперативного
поиска незаконных посе-
вов и дикорастущих нар-
котикосодержащих расте-
ний
5.4. Обеспечить в учреждени- Минсвязи 1995 - средства указанного
ях почтовой связи ин- России 1996 министерства
формацию населения об годы
ответственности отпра-
вителей почтовых от-
правлений за соблюдение
требований почтовых
правил в части запрета
пересылки по почте нар-
котических средств
5.5. В целях выявления и пе- МВД 1995 - средства указанных
рекрытия источников и России, 1997 министерств и
каналов поступления Мин- годы ведомств
наркотических и сильно- здрав-
действующих лекарствен- медпром
ных средств в нелегаль- России,
ный оборот ежегодно Минобороны
проводить комплексную России,
операцию "Допинг" Федеральная
служба
безопа-
сности
Российской
Федерации
5.6. В целях уничтожения и МВД 1995- средства указанных
пресечения поступления России, 1997 министерств и
в незаконный оборот Мин- годы ведомств
наркотических средств сельхоз-
растительного происхож- прод
дения ежегодно прово- России,
дить комплексные профи- Минобороны
лактические операции России,
типа "Мак" ("Конопля") Федеральная
служба
безо-
пасности
Российской
Федерации
5.7. Осуществить меры по МВД 1995 - средства
увеличению штатной чис- России, 1997 федерального
ленности органов, веду- ФПС годы бюджета
щих борьбу с незаконным России,
оборотом наркотиков Минюст
России,
Минфин
России,
Мин-
экономики
России,
Верховный
Суд
Российской
Федерации
в том числе:
органов внутренних дел 51167 25584 25583
- 7000 единиц (опера-
тивный состав, следова-
тели, эксперты-кримина-
листы, кинологи, вра-
чи-наркологи ИТУ);
пограничных войск - 120 1345 897 448
единиц оперативного
состава;
судов - 49 составов су- 3003 2002 1001
дов.
(31 - многосоставных,
18 - односоставных)
5.8. Осуществить меры по ук- Минфин 1995 - средства указанных
реплению материальной России, 1997 министерств и
базы и приобретению не- Мин- годы ведомств
обходимых технических экономики
средств для подразделе- России,
ний органов внутренних МВД
дел, безопасности, пог- России,
раничных войск, тамо- Федеральная
женных учреждений, спе- служба
циализирующихся на безопа-
борьбе с распростране- сности
нием наркотиков. Решить Российской
вопрос о возможности Федерации,
передачи этим подразде- ГТК
лениям материальных России,
ресурсов, высвобождаю- ФПС
щихся в ходе сокращения России
Вооруженных Сил Россий-
ской Федерации
6. Международное сотрудни- 1995 -
чество в области борьбы 1997
с незаконным оборотом годы
наркотиков
6.1. Продолжить практику за- МИД средства указанных
ключения многосторонних России, министерств и
и двусторонних догово- МВД ведомств
ров и соглашений с дру- России,
гими государствами, и Мин-
прежде всего с госу- сотрудни-
дарствами - участниками чество
СНГ, в области контроля России,
наркотиков и борьбы с Федеральная
распространением нарко- служба
мании безо-
пасности
Российской
Федерации,
ГТК
России,
Минюст
России,
ФПС
России,
Гене-
ральная
проку-
ратура
Российской
Федерации
6.2 Расширить сотрудничество МИД средства указанных
с международными регио- России, министерств и
нальными организациями, МВД ведомств
занимающимися борьбой России,
со злоупотреблением нар- Феде-
котиками и их неза- ральная
конным оборотом. Изу- служба
чить вопрос о путях бо- безо-
лее тесного подключения пасности
России к деятельности Российской
"Группы Треви" Евро- Федерации,
пейского союза и "Груп- ГТК
пы Помпиду" Совета Ев- России
ропы
6.3. Активизировать сотруд- МИД 1995 - средства указанных
ничество в рамках Прог- России, 1997 министерств и
раммы ООН по международ- МВД годы ведомств
ному контролю наркотиков России,
в плане разработки Феде-
совместных программ ральная
в области подготовки служба
кадров, замещения посе- безо-
вовов наркотикосодержа- пасности
щих растений другими Российской
сельскохозяйственными Федерации,
культурами, оказания ГТК
помощи в материаль- России
но-техническом оснаще-
нии, проведении экспер-
тизы проектов законода-
тельных актов и нацио-
нальных программ и др.
Проработать вопрос о
создании бюро ЮНДКП в
г. Москве
6.4. Провести переговоры и МИД 1995 - средства указанных
консультации с широким России, 1996 министерств и
кругом стран (прежде МВД годы ведомств
всего США, Италией, России,
ФРГ, Англией, Швейцари- Феде-
ей) с целью налаживания ральная
практического взаимо- служба
действия по вопросам безо-
пресечения "отмывания" пасности
наркодоходов, содейст Российской
вия их конфискации, Федерации,
постановки этого нап- ГТК
равления сотрудничества России,
договорно-правовую ос- Гене-
нову ральная
проку-
ратура
Российской
Федерации
6.5. Установить и поддержи- МВД 1995 - средства указанных
вать на постоянной России, 1997 министерств и
основе контакты с пра- Феде- годы ведомств
воохранительными орга- ральная
нами и специальными служба
службами зарубежных безо-
стран по вопросам орга- пасности
низации противодействия Российской
незаконному обороту Федерации,
наркотиков. Принимать ГТК
участие в международных России,
семинарах-совещаниях по ФПС
данной проблеме России,
МИД
России,
Гене-
ральная
проку-
ратура
Российской
Федерации
Примечание: Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы указан в ценах по состоянию на III квартал 1994 года.
--------------------------------------------
* Финансирование предусмотрено в пп. 5.7, 5.8 Программы
Контроль исполнения программы
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных средств.
Контроль исполнения Программы осуществляет Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (ПКПН).
Министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, указанные первыми в графе "исполнители" мероприятий Программы, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий и представляют в ПКПН к 20 июля и 20 января каждого года доклады о работе над Программой. По результатам работы за полугодие ПКПН заслушивает руководителей министерств и ведомств - исполнителей Программы. По итогам заслушивания принимается решение, обязательное для исполнителей Программы.
Паспорт
федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы"
Дата принятия решения о разра- Поручения Правительства Российской Феде-
ботке Программы рации N ВШ-П12-18751 от 25.05.93, N
ВЧ-П37-33444 от 23.09.93, N ВШ-П12-35319
от 11.10.93 и N СШ-П7- 26361 от 24.08.94
Дата ее утверждения (наименова- Постановление Правительства Российской
ние и номер соответствующего по- Федерации от 3 июня 1995 г. N 542
становления, закона)
Государственный заказчик Министерство внутренних дел Российской
Федерации
Исполнители Министерство внутренних дел Российской
Федерации, Министерство здравоохранения
и медицинской промышленности Российской
Федерации, Министерство внешних экономи-
ческих связей Российской Федерации, Ми-
нистерство иностранных дел Российской
Федерации, Министерство образования Рос-
сийской Федерации, Министерство охраны
окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, Министерство сель-
ского хозяйства и продовольствия Рос-
сийской Федерации, Министерство социаль-
ной защиты населения Российской Федера-
ции, Министерство Российской Федерации
по сотрудничеству с государствами -
участниками Содружества Независимых Го-
сударств, Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Министерство
транспорта Российской Федерации, Минис-
терство труда Российской Федерации, Ми-
нистерство финансов Российской Федера-
ции, Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство юстиции Российс-
кой Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по высшему образо-
ванию, Государственный таможенный коми-
тет Российской Федерации, Комитет Рос-
сийской Федерации по делам молодежи, Го-
сударственный комитет Российской Федера-
ции по статистике, Министерство связи
Российской Федерации, Министерство обо-
роны Российской Федерации, Федеральная
служба России по телевидению и радиове-
щанию, Комитет Российской Федерации по
печати, Федеральная служба безопасности
Российской Федерации, Федеральная погра-
ничная служба Российской Федерации, Фе-
деральная служба геодезии и картографии
России, Генеральная прокуратура Российс-
кой Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, Российс-
кая академия наук, Российская академия
сельскохозяйственных наук, Российская
академия медицинских наук, акционерное
общество "Росфармация"
Разработчики Рабочая группа, образованная решением
Правительственной комиссии по противо-
действию злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту
(протокол N 1 от 5 августа 1994 года)
Сроки и этапы реализации Про- 1995 - 1997 годы
граммы
Основные программные мероприя- Совершенствование законодательства, ин-
ятия формационно-аналитического, методическо-
го, ресурсного, научного обеспечения
противодействия распространению наркоти-
ков; обеспечение профилактики наркома-
нии; кадровое, материально-техническое и
финансовое укрепление органов, ведущих
борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
укрепление международного сотрудничества
в этой области
Ожидаемые результаты реализации Качественное повышение эффективности
Программы противодействия незаконному распростра-
нению наркотиков, приостановление роста
незаконного потребления и оборота нарко-
тических средств, создание предпосылок
для сокращения наркомании и связанных с
ней правонарушений до уровня минимальной
опасности для общества
Объемы и источники финансиро- Текущие затраты - 85 млрд. 38,8 млн.руб-
вания лей (в ценах по состоянию на
III квартал 1994 г.)
в т.ч. на НИОКР
- 3 млрд. 591,1 млн.рублей
Капитальные вложения - нет
Программа финансируется за счет целевых ассигнований из федерального бюджета, средств министерств, ведомств и организаций, а также внебюджетных средств (добровольные взносы неправительственных организаций и граждан, отчисления предприятий и др.).
Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 542 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 12 июня 1995 г., N 24, ст. 2277
Распоряжением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1128-р срок реализации программы, утвержденной настоящим постановлением, продлен до 2000 года