Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Галимовой З.М.,
с участием ФИО1. - директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ... - законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
в отсутствие Фаизова А.Р. - младшего оперуполномоченного отдела по г.Нефтекамск Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан, составившего протокол об административном правонарушении,
Харисова И.В. - прокурора Татышлинского района Республики Башкортостан,
извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы судебным извещением от 16.04.2013г. (л.д.59), согласно распискам (л.д.61,62),
рассмотрев жалобу ФИО2.
на постановление судьи Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 21.03.2013г., которым:
юридическое лицо - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ... подвергнуто административному взысканию по ч.3 ст.6.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей в доход государства без конфискации прекурсоров наркотических веществ,
УСТАНОВИЛА:
18.01.2013г. на основании постановления заместителя начальника отдела по г.Нефтекамск Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан (далее - Управление ФСКН России по РБ) Ризванова В.Ф. о проведении оперативно-розыскных мероприятий "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" от 17.01.2013г. (л.д.11-12), а также поручения прокурора Татышлинского района Республики Башкортостан Харисова И.В. от 17.01.2013г. N ... (л.д.13) на предмет соблюдения требований действующего законодательства об обороте веществ-прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ проведено обследование помещений муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ... (далее - МБОУ СОШ ... ) по адресу: ...
По результатам обследования составлен акт обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 18.01.2013г. (л.д.14-21).
В ходе проведения обследования установлено совершение учреждением операций (оборота) прекурсоров таблицы N III списка N IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров - серной и соляной кислоты, перманганата калия с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот наркотических средств и психотропных веществ, а именно п.п. 4, 5 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998г. N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; п.п. 2, 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 (ред. от 13.12.2012) "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" (вместе с "Правилами представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ", "Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ").
Так, специальный журнал учета названных прекурсоров в учреждении на календарный год заведен не был; лица ответственные за учет и ведение специальных журналов руководством юридического лица не назначены; учет использования веществ-прекурсоров не производится.
18.01.2013г. младшим оперуполномоченным отдела по г.Нефтекамск УФСНК по РБ Фаизовым А.Р.
вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования для проведения документальной проверки имеющихся приходно-расходных и иных документов, требующее значительных временных затрат (л.д.8-9).
18.02.2013г. младшим оперуполномоченным отдела по г.Нефтекамск УФСНК по РБ Фаизовым А.Р.
в отношении юридического лица МБОУ СОШ ... составлен протокол N ... об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.6.16 КоАП РФ, за нарушение правил оборота прекурсоров наркотических средств (л.д.2-5).
Определением младшего оперуполномоченного отдела по г.Нефтекамск УФСНК по РБ Фаизова А.Р.
от 18.02.2013г. протокол об административном правонарушении и материалы дела направлены в Татышлинский районный суд Республики Башкортостан по подсудности со ссылкой на ч.1 и ч. 3 ст.23.1, ч.1 ст.29.5 КоАП РФ (л.д.1).
Судьей Татышлинского районного суда Республики Башкортостан 21.03.2013г. вынесено вышеприведенное постановление о назначении наказания.
Не соглашаясь с постановлением судьи от 21.03.2013г., законный представитель ФИО3. обжаловала его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, производство по делу прекратить, указывая, что допущенные нарушения являются малозначительными, не представляют общественной опасности, нарушения по ведению журнала учета не создали утечки прекурсоров наркотических веществ.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО4., поддержавшую доводы жалобы, проверив их, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании постановления заместителя начальника отдела по г.Нефтекамск Управления ФСКН России по РБ Ризванова В.Ф. о проведении оперативно-розыскных мероприятий "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" от 17.01.2013г., а также поручения прокурора Татышлинского района Республики Башкортостан Харисова И.В. от 17.01.2013г. N ... проведено обследование помещений МБОУ СОШ ... по адресу: ... , в ходе которого установлены нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Протоколом об административном правонарушении младшего оперуполномоченного отдела по г.Нефтекамск УФСНК по РБ Фаизова А.Р.
от 18.02.2013г. в отношении юридического лица МБОУ СОШ ... возбуждено административное производство о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.6.16 КоАП РФ. (л.д.2-5).
Производство по делу определено провести в форме административного расследования (л.д.8-9).
Постановлением судьи первой инстанции от 21.03.2013г. юридическое лицо признано виновным в том, что ответственный за учет и ведение журнала учета прекурсоров приказом директора школы не назначен, журнал учета прекурсоров заведен не был.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Признавая юридическое лицо виновным, судья первой инстанции в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении вопрос о соблюдении процедуры проверки юридического лица, о получении доказательств в рамках оперативно-розыскных мероприятий, основание их проведения, в чем именно выражается необходимость оперативно-розыскных мероприятий, проводилось ли административное расследование по делу фактически, не проверил и всесторонне не исследовал. Между тем эти обстоятельства имеют правовое значение.
В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ от 08.01.1998г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" к мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, относятся, в частности, установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
Положениями п. 1 "Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N419 от 09.06.2010г., установлено, что указанные Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, по установленной форме.
При осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций (абз. 1 п. 2 Правил).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2004 N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" (п. 8) к полномочиям ФСКН России, помимо иного, относится выявление условий, способствующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организация мер, направленных на их устранение (подп. 6), осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 7), осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях (подп. 10), осуществление контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах своей компетенции - в области оборота сильнодействующих веществ (подп. 11).
При этом, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия.
В целях реализации своих полномочий ФСКН России имеет право также проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ (подп. 4 п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 28.07.2004 N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков"), с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела усматривается, что обследование помещений МБОУ СОШ ... проведено на основании постановления заместителя начальника отдела по г.Нефтекамск Управления ФСКН России по РБ Ризванова В.Ф. о проведении оперативно-розыскных мероприятий "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" от 17.01.2013г., а также поручения прокурора Татышлинского района Республики Башкортостан Харисова И.В. от 17.01.2013г. N ...
Данные действия относятся к оперативно-розыскным мероприятиям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и входят в полномочия ФСНК России.
Между тем согласно ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются, в частности, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В соответствии со ст. 7 указанного закона основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; события и действия, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
При этом, исходя из смысла названного Федерального закона, его статей 1, 2, 7, части второй статьи 8 и статьи 10, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление; когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то проведение оперативно-розыскных мероприятий в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 должно быть прекращено (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.1998 N 86-О по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Наличие указанного основания для проведения оперативно-розыскной деятельности является обязательным и в случае проведения такого мероприятия, как обследование помещений, зданий МБОУ СОШ ... , проведенного по настоящему делу в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Между тем материалы дела не содержат сведений о наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении МБОУ СОШ ... , являлись ли такие действия необходимыми. Указание на нарушение неустановленным лицом, работающим учителем химии в учреждении, правил оборота (хранение) прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, повлекшее их утрату, что в действиях неустановленного лица усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст.228.2 УК РФ, не является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий по настоящему делу, так как распространяется на нарушения, связанные с оборотом наркотических и психотропных средств, а не их прекурсоров.
Действие статей 228.3, 228.4 и 229.1 УК РФ распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
По настоящему делу речь идет о нарушении оборота прекурсоров наркотических средств, включенных в таблицу III списка IV, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.
При отсутствии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий они не должны проводиться, их проведение в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" должно быть прекращено. Проверка в таком случае должна проводиться с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела усматривается, что учреждению вменено нарушение законодательства в сфере оборота прекурсоров наркотических средств - серной и соляной кислоты, перманганата калия, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), в следующей концентрации:
- серная кислота - 45% или более;
- соляная кислота - 15% или более.
- перманганата калия - 45% или более.
В ходе обследования кабинета химии и лаборантской кабинета химии обнаружены емкости с жидкостью и порошком, которые не изымались, в экспертное физико-химическое исследование не направлялись на предмет установления прекурсоров наркотических средств, их концентрации, в связи с чем не доказано, что в учреждении осуществляется оборот, связанный с хранением, названных веществ и их отнесение к таблице III списка IV Перечня, чему не дана оценка.
Экспертных исследований и иных достоверных данных о том, что среди установленных веществ имелись серная кислота в концентрации 45% или более, соляная кислота в концентрации 15% или более, перманганат калия в концентрации 45% или более, материалы дела не содержат.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей не были соблюдены требования статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, что является существенным процессуальным нарушением требований, предусмотренных КоАП РФ, что влечет отмену постановления судьи и направление дела на новое рассмотрение.
Кроме того, судьей первой инстанции не дана оценка тому, что административное расследование по настоящему делу, подлежащему рассмотрению судьей в силу ч.1 ст.23.1 КоАП РФ, фактически не проводилось, после вынесения 18.01.2013г. младшим оперуполномоченным отдела по г.Нефтекамск УФСНК по РБ Фаизовым А.Р. определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по мотиву проведения документальной проверки имеющихся приходно-расходных и иных документов (л.д.8-9), все процессуальные действия были проведены в этот же день 18.01.2013г., включая составление протокола об административном правонарушении, иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат не проводились. Решение о проведении производства по делу в форме административного расследование было формальным.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следовало решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.6.16 КоАП РФ, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
постановление судьи Татышлинского районного суда Республики Башкортостан от 21.03.2013г. по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч.3 ст.6.16 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ... отменить со стадии подготовки к рассмотрению, дело направить в тот же суд для выполнения требований п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Жалобу ФИО5. удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Дильмухаметов Р.Х.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.