Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хакимова А.Р.,
судей Старичковой Е.А.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе БГВ на решение Калининского районного суда г. Уфы РБ от 09 апреля 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ЯАР, ГТГ, БГВ к ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфы" о защите и восстановлении нарушенных прав потребителей отказать в полном объеме за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ЯАР, ГТГ и БГВ обратились в суд к ОАО "УЖХ Калининского района г. Уфы" о защите и восстановлении нарушенных прав потребителей.
В обоснование требований указали, что ответчиком при взимании платы за жилищно-коммунальные услуги нарушаются требования действующего законодательства, в результате с них неправомерно удерживается завышенная плата за оказание жилищно-коммунальных услуг за период с дата по дата
Истцы просили:
1. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа" платы за уборку придомовой территории адрес в адрес, не являющейся собственностью собственников квартир многоквартирного дома, признать незаконной.
Обязать ответчика вернуть собственникам квартир адрес в адрес за уборку придомовой территории за дата.г.: ЯАР- ... рублей, ГТГ- ... рублей, БГВ - ... рубля.
2. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ Калининского
района городского округа адрес" отдельной платы за вывоз
крупногабаритного мусора (КГМ) в дополнение к плате за вывоз твердых
бытовых отходов (ТБО) признать незаконной.
Обязать ответчика вернуть собственникам квартир адрес в адрес полученную плату за вывоз КГМ в дата- датаг.: ЯАР- ... рубля, ГТГ - ... рублей, БГВ - ... рублей.
3. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ Калининского
района городского округа адрес" платы за вывоз ТБО в объеме ... куб.метр.,
вместо 1 куб.м. на одного человека в год по ГОСТ Р.51617-2000, признать
незаконной, обязать ответчика выполнить перерасчет платы за вывоз ТБО из расчета величины отходов 1 куб.м на одного человека в год за дата- дата.г.
Обязать ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа" вернуть собственникам квартир адрес в адрес за уборку придомовой территории за дата- дата.г.: ЯАР- ... рублей, ГТГ- ... рублей, БГВ - ... рублей.
4. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ Калининского
района городского округа адрес" платы с собственников МКД N ... по
адрес за регистрационный учет граждан, плату за выдачу
справок о регистрации и плату за ведение лицевого счета признать
незаконной.
Обязать ответчика вернуть собственникам квартир адрес в адрес незаконно полученную плату за дата- дата.г.: ЯАР- ... рублей, ГТГ - ... рубля, БГВ - ... рублей.
5. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ адрес" налога на добавленную стоимость за
работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме признать незаконной.
Обязать ответчика вернуть собственникам квартир адрес в адрес незаконно полученную плату в дата.г.: ЯАР- ... рубля, ГТГ - ... рубля, БГВ - ... рублей.
6. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ Калининского
района городского округа г. Уфа" платы за горячую и холодную воду,
израсходованную на общедомовые нужды (ОДН), с
собственников квартир адрес в адрес признать
незаконной.
7. Обязать управляющую компанию ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа" указать полную стоимость работ по каждому
пункту "Плана стоимости содержания жилого адрес"
на дата год от дата N N ... для чего пункты N ... "Общие
эксплуатационные расходы" и N ... "Рентабельность" исключить из плана,
перенеся из них затраты на конкретные работы, включенные в план.
8. Взимание управляющей компанией ОАО "УЖХ Калининского
района городского округа адрес" платы за работы по ремонту межпанельных швов стоимостью N ... рублей, выполненных в дата., общестроительные работы стоимостью ... руб. и санитарно-технические работы стоимостью ... руб., выполненные в дата., не подтвержденные документами о необходимости их выполнения, о согласии собственников на их финансирование и о приемке собственниками выполненных работ, признать незаконной.
9. Обязать ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа" в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу, провести перерасчет по стоимости содержания общего имущества МКД в отчетах по "Планам стоимости содержания жилого адрес" за адрес. дата., с учетом пунктов N ... и N ... данного решения суда и возместить истцам ЯАР, ГТГ, БГВ излишне внесенную плату за содержание и ремонт общего имущества МКД за дата- дата г.г. по мероприятиям, не имеющим документального подтверждения об их финансировании и выполнении.
10. Рост расходов по гидроиспытанию, уборке лестничных клеток и обслуживание мусоропроводов на 57,5% на 94% и на 62 % соответственно по сравнению с фактическими затратами дата., признать незаконным.
Установить рост затрат на данные работы в дата по сравнению с фактическими затратами дата. на уровне прогноза инфляции указанного в возражении ответчика на дата - 7,7%, на дата- 7,1% что в сумме составляет 15,3% за два года: по гидроиспытанию ... руб., по обслуживанию ... рублей, по уборке лестничных клеток ... рублей.
11. Утвердить уточненный "План стоимости содержания жилого дома
N ... по адрес на дата в размере ... рублей.
12. Взыскать с ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа" компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителей услуг в пользу ЯАР- ... рублей, ГТГ ... рублей, БГВ - ... рублей.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, БГВ в апелляционной жалобе просит его отменить, приводя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения ГТГ, представителя ОАО "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа г. Уфа РБ" СЕА, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что собственниками квартир жилого адрес в адрес являются истцы ЯАР- адрес, ГТГ - адрес, БГВ - адрес.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, п. 28 Правил содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений несут бремя содержания общего имущества дома путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П, вынесенного по результатам проверки на соответствие Конституции РФ нормы ч. 3 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а так же объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой собственности и других вещных прав", в котором дополнительно указано, что при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
На основании ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно письма Минэкономразвития РФ от 16.10.2009 г. N Д23-3410 "О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме" следует, что государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, не проведение государственного кадастрового учёта земельного участка не может служить препятствием для принятия решения собственниками жилого дома о несении расходов на содержание придомовой территории и об использовании земельного участка, составляющего придомовую территорию.
Кроме того, решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 2 июля 2009г. N17/7 "Об утверждении правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" собственникам, правообладателям объектов благоустройства, являющимися физическими лицами, предписано привести объекты благоустройства, находящиеся в их пользовании, в соответствие с требованиями Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 5.4.1. Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан установлено, что ответственность за санитарную очистку и содержание элементов благоустройства дворовых территорий несут собственники многоэтажного или индивидуального жилого здания или организации, с которыми заключен договор на уборку закрепленной территории.
В перечень работ, установленный Правилами благоустройства, входит в частности уборка тротуаров, дворовых территорий, проездов от снега и наледи, подметание дворовых территорий, мойка тротуаров, контроль за высотой травяного покрова на газонах.
Данное решение Совета городского округа г.Уфа РБ от 2 июля 2009г. N17/7 является действующим подзаконным нормативным актом.
Таким образом, несение расходов на санитарную очистку и содержание элементов благоустройства дворовых территорий является не правом, а обязанностью собственников многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу, что собственники помещений в силу требований ч.1 ст. 39 ЖК РФ несут бремя расходов по содержанию этого земельного участка, прилегающего к жилому дому как общего имущества, и взимание управляющей организацией с собственников помещений МКД денежных средств за содержание земельного участка является правомерным.
В соответствии с Правилами благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета ГО г.Уфа РБ от 02.07.2009г. N 17/7 вывоз и утилизация крупногабаритного мусора (далее - КГМ) отнесены к работам по санитарной очистке территории.
Расходы по санитарной очистке территории относятся к расходам по содержанию общего имущества. В связи с этим расходы по вывозу и утилизации КГМ включены в стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья. К крупногабаритному мусору относятся не только остатки от ремонта квартир, но и все отходы размером более 75 см: мебель, бытовая техника, тара и упаковка от бытовой техники и т.п.
При этом затраты на вывоз КГМ производятся управляющей компанией по фактическим объемам вывозимого мусора. В связи с чем довод истцов о необходимости производить расчет затрат на вывоз КГМ по ГОСТу Р 51617-2000, т.е. в размере не более 5% от нормы твердых бытовых отходов, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные в ГОСТ Р 51617-2000 нормы вывоза бытовых отходов являются рекомендательными, о чем указано в самом ГОСТе.
Из материалов дела следует, что плата за вывоз ТБО с дата годы взималась на основании решения Совета городского округа г.Уфа РБ от 03 декабря 2007г. N30/6 "Об утверждении на 2008 год на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан платы за жилое помещение и коммунальные услуги, нормы накопления твердых бытовых отходов на одного человека, тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями "Уфаводоканал" и "Спецавтохозяйство по уборке города". С января 2012 года по июль 2012 года плата за вывоз ТБО начислялась в соответствии с постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ N 7775 от 30.12.2011 года, п.2 которого был отменен в июле 2012 года постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ N2973 от 29.06.2012 года (в части, утверждения нормы накопления твердых бытовых отходов с 1 июля 2012 года на одного человека в размере 1,65 куб.метров в год).
С дата плата за вывоз ТБО производятся по фактическим объемам вывозимого мусора. В связи с чем доводы истцов о необходимости производить расчет затрат на вывоз ТБО по ГОСТу Р 51617-2000 в размере не более ... куб.м., не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные в ГОСТ Р 51617-2000 нормы вывоза бытовых отходов являются рекомендательными, о чем указано в самом ГОСТе. Кроме того, ГОСТом Р 51617-2000 в качестве единицы нормы вывоза бытовых отходов не предусмотрен объем в кубических метрах.
Планом стоимости содержания жилого адрес
на дата предусмотрены расходы на услуги по начислению, расщеплению платежей, регистрационному учету.
Пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" предусмотрено, что в расходы за содержание и ремонт жилого помещения включается, в том числе, оплата расходов на выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Платы за регистрационный учет регламентированы договорными отношениями с МУП УЖХ г.Уфы договором на оказание услуг N ... от дата.; договором на оказание услуг N ... от дата.; договором подряда N ... от дата., согласно постановлению администрации ГО г.Уфа РБ N ... от дата "Об установлении тарифа на услугу по предоставлению платежного документа и обработке платежей за ЖКУ", согласно постановлению администрации ГО г.Уфа РБ N ... от дата "Об внесении изменений в постановление администрации городского округа адрес от дата N ... и заключенным договором подряда N ... от дата., N ... от дата.
Из планов по содержанию жилого адрес
за дата годы видно, что в указанные планы не были включены расходы на регистрационный учет, данных о взимании с истцов платы за регистрационный учет в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба за несение расходов по регистрационному учету.
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг, в том числе управляющим организациям) соответствующую сумму НДС.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", являясь исполнителем коммунальных услуг, при приобретении коммунального ресурса обязана оплатить соответствующую сумму НДС, если при утверждении тарифа его размер определен регулирующим органом без включения в него суммы НДС.
Если при утверждении регулирующим органом размера тарифа в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате исполнителю коммунальных услуг (управляющей организации) суммы НДС сверх утвержденного тарифа, в противном случае произойдет двойное начисление НДС.
Согласно пункта 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Согласно п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, при приобретении коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации управляющая организация оплачивает НДС, который либо уже включен цену товара (услуги), установленной уполномоченным органом власти, либо начисляется дополнительно, если он не был предусмотрен в цене товара (услуги) уполномоченным органом власти. При реализации управляющей организацией приобретенного у ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса населению повторное начисление НДС не производится.
Доводы истцов о том, что ответчик с дата завысил ставки (тарифы) на коммунальные услуги на 18% (сумма НДС), опровергаются материалами дела.
Реализация управляющей организацией населению коммунального ресурса по той же цене, по которой управляющая организация приобрела этот ресурс, то есть по цене, включающей НДС, соответствует действующему налоговому законодательству и не противоречит нормам Жилищного кодекса РФ. Управляющая организация реализовывала коммунальные ресурсы истцам по цене, учитывающей сумму НДС, при этом дополнительно (повторно) не увеличивала цену услуги на размер НДС, что является правомерным.
По смыслу указанных норм, суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющей организации организациями коммунального комплекса, поставщиками электроэнергии и организациями газоснабжения, включаются управляющей организацией в стоимость коммунальных услуг и вычетам не подлежат. Данная правовая позиция следует из письма Министерства финансов от 23 декабря 2009 года N 03-07-15/169, из письма Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-07/32, письма Минфина России от 02.09.2011 N 03-07-14/89.
Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) начисляется согласно п.40 Постановлению Правительства N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п.40 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Плата за ОДН рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме, независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета, пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой.
Подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета - как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, фиксируются на общедомовых приборах учета.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истцов о признании платы за ОДН незаконной не имеется.
Требования истцов о признании незаконным взимание ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа" платы за выполненные в дата общестроительные работы стоимостью ... рублей и санитарно-технические работы стоимостью ... рублей, как неподтвержденные документами о необходимости их выполнения, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 2.3. указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п. 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа" в силу закона (ст. 161 ЖК РФ, п. 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491,) несет ответственность за надлежащее содержание имущества в многоквартирном, обязана принимать меры по приведению жилого дома в состояние, обеспечивающее соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан и их имущества.
Неудовлетворительным состоянием общего имущества жилого дома нарушаются права собственников жилых помещений данного дома, в том числе истцов.
При таких обстоятельствах, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа", как в силу обязанностей, возложенных на управляющую компанию законом, так и в силу заключенных в интересах собственников жилых помещений договоров, обязано привести общее имущество жилого дома в состояние, отвечающее требованиям закона и произвести работы по ремонту межпанельных швов, общестроительных и санитарно-технических работ, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.
Кроме того, решением общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: адрес от дата было принято решение оплатить все работы, выполненные УЖК в дата в полном объеме.
Управляющей организацией ОАО "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа" представлен План стоимости содержания жилого адрес на дата с расчетами и с приложением документов и ссылок на нормативные документы по расчетам затрат.
Требования истцов об исключении из указанного Плана общих эксплуатационных расходов и рентабельности, об установлении роста затрат на гидроиспытания, уборке лестничных клеток и обслуживание мусоропровода на уровне прогноза инфляции и обязать утвердить План стоимости содержания жилого адрес на дата в размере ... рублей не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно ч. 4 ст. 158 ЖК Российской Федерации органом местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений ЖК Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, требования истцов об обязании ответчика утвердить План стоимости содержания жилого адрес на адрес в размере ... рублей не подлежат удовлетворению, поскольку размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Поскольку оснований для исключения из Плана стоимости содержания жилого адрес за дата- дата годы Общих эксплуатационных расходов и Рентабельности не имеется, требования истцов о перерасчете затрат по стоимости содержания общего имущества МКД за дата годы и возмещении истцам излишне внесенной платы за содержание и ремонт общего имущества МКД не подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения исковых требований истцов о компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает, доказательств его причинения действиями ответчика суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Какие-либо процессуальные нарушения, которые в силу положений ч. 4 статьи 330 ГПК РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, при рассмотрении дела допущены не были.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы РБ от 09 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу БГВ - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Хакимов
Судьи Е.А. Старичкова
Ю.Ю. Троценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.