Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Зайнуллиной Г.К.
судей: Демяненко О.В.,
Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре: Айдарове Р.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Низамутдиновой З.М. - Низамутдинова А.Р. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Низамутдиновой ФИО13 о признании незаконным решения отдела Архитектуры и градостроительства адрес Республики Башкортостан исх. N N ... от дата об отказе в выдаче выписки из градостроительного регламента на земельный участок, адрес объекта: Местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес, адрес адрес, кадастровый номер: N ... , общая площадь ... кв.м. и обязании отдела Архитектуры и градостроительства адрес Республики Башкортостан выдать заявителю выписку из градостроительного регламента на вышеуказанный земельный участок, с указанием о принадлежности данного земельного участка к территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Низамутдинова З.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения отдела Архитектуры и градостроительства адрес Республики Башкортостан исх. N N ... от дата об отказе в выдаче выписки из градостроительного регламента на земельный участок, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес, адрес адрес, кадастровый номер: N ... , общая площадь ... кв.м. и обязать отдел Архитектуры и градостроительства адрес Республики Башкортостан выдать заявителю выписку из градостроительного регламента на вышеуказанный земельный участок с указанием о принадлежности данного земельного участка к территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства. Заявленные требования мотивированы тем, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес, адрес адрес, кадастровый номер: N ... , общая площадь ... кв.м. (далее земельный участок). Заявитель обратился к ответчику с заявлением от дата вход. N ... о выдаче выписки из градостроительного регламента на земельный участок. Ответчик письмом исх. N ... от дата отказал в выдаче выписки из градостроительного регламента на земельный участок, сославшись на то, что на данный земельный участок градостроительный регламент не установлен. Заявитель считает, что данным решением нарушены его права и свободы, как гражданина и созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод. Отказывая в выдаче выписки из градостроительного регламента на земельный участок, ответчик сослался на то, что согласно схеме территориального планирования муниципального района адрес Республики Башкортостан на данный земельный участок градостроительный регламент не установлен. С данным доводом нельзя согласиться по следующим основаниям. Согласно Градостроительному кодексу РФ применительно к землям сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливают для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Но данный земельный участок сельскохозяйственными угодьями не является. Схема территориального планирования муниципального района адрес Республики Башкортостан, утвержденная Решением Совета муниципального района адрес РБ N ... от дата содержит карты с отображением территориальных зон. Согласно этим картам данный земельный участок относится к территориальной зоне сельскохозяйственного назначения - окрашен в зелёный цвет, что в данных картах соответствует территориальной зоне садоводства. Для территориальной зоны садоводства в документах территориального планирования муниципального района адрес одним из установленных основных видов разрешенного использования земельных участков является ведение дачного хозяйства. Ответчик письмом исх. N ... от дата сообщил, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков производится путём публичных слушаний, что незаконно возлагает на заявителя обязанности по прохождению процедуры публичных слушаний. При переводе данного земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель сельскохозяйственного назначения целью было ведение дачного хозяйства для целей отдыха (с правом возведения жилого строения, с правом регистрации и проживания в нем, возведения хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Низамутдиновой З.М. - Низамутдинова А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку судом применены нормы, не подлежащие применению - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Низамутдинов А.Р. указал на несогласие с выводами суда о том, что для ведения дачного хозяйства необходим перевод указанного земельного участка в земли населённых пунктов и о принадлежности земельного участка к территориальной зоне лугов и пастбищ. Судом были нарушены сроки рассмотрения заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Низамутдинова З.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, на момент рассмотрения дела, судебной коллегии не представила. В связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Низамутдиновой З.М. - Низамутдинова А.Р. (доверенность от дата), поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Администрации муниципального района адрес РБ - Низамутдинову Э.А. (доверенность от дата), представителя отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района адрес РБ Ковшова А.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно ч.1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлены категории земель по их целевому назначению. Согласно пункту 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом, общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Согласно ч.9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, определяющей виды и состав всех территориальных зон, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может, осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как следует из ст. 78 Земельного кодекса РФ, Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведённые нормы права и пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Низамутдиновой З.М. При этом суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей право на использование предоставленного земельного участка определенной категории не в соответствии с установленным целевым назначением для данной категории. Подготовка выписки из градостроительного регламента применительно к земельным участкам, не предназначенным для строительства объектов капитального строительства и не застроенным такими объектами, законодательством не предусмотрена.
Как правильно указал суд, в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривается изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей не связанных с сельскохозяйственным производством без перевода их из данной категории в другую. Данные полномочия возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений. Данный вывод соответствует ст. 1. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регламентирующий принцип целевого использования земельных участков.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Судом установлено, что на основании решения Уфимского районного суда от дата земельный участок с кадастровым номером 02:47:031301:127, общей площадью 4000 кв.м. из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения переведён в земли сельскохозяйственного назначения.
Низамутдиной З.М. на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под производственную базу, общая площадь ... кв.м., адрес объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, адрес, кадастровый номер N ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.
Решение о предоставлении Низамутдиновой З.М. земельного участка для возведения на нём объекта капитального строительства не
принималось.
Согласно Решению Совета муниципального района адрес РБ от дата N 220 "О Правилах землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан" градостроительный регламент - устанавливаемый настоящими Правилами правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных проектами водоохранных, санитарно-защитных зон, проектом зон охраны памятников и иными зонами с особыми условиями использования территорий.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития,
определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
При этом использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными-органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, факта его законности возложена на лица, чьи действия (бездействия), решения выступают предметом судебной проверки.
Учитывая, что Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан, принимая оспариваемое решение, действовала в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Довод жалобы о том, что перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для
обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в земли сельскохозяйственного назначения был осуществлен с целью дальнейшего ведения дачного хозяйства являлся предметом обсуждения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка в решении, с которой судебная коллегия согласна.
Отклоняя данный довод, суд обоснованно исходил из того, что согласно ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Данный перечень является исчерпывающим и не допускает дачное строительство. Как правильно указал суд, для ведения дачного хозяйства необходим перевод указанного земельного участка в земли населенных пунктов.
Указание в жалобе, что на схеме территориального планирования спорный земельный участок окрашен в зеленый цвет и, соответственно относится к зоне садоводства, аналогичен позиции заявителя, выдвинутой в суде первой инстанции. Данный довод судом тщательно проверен и опровергнут. Обоснованность выводов суда подтверждается совокупностью исследованных доказательств, подробно изложенных в мотивировочной части решения. Согласно схеме территориального планирования муниципального района адрес РБ спорный участок действительно окрашен в зеленый цвет, однако в отличие от зоны садоводства имеет бледно-зеленый цвет и соответствует цвету зоны лугов и пастбищ.
Ссылка в жалобе на нарушение судом сроков рассмотрения заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, не может повлечь отмены постановленного по делу решения, поскольку данное обстоятельство, в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Низамутдиновой З.М. - Низамутдинова А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи О.В. Демяненко
Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.