Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Вахитовой Г.Д., Хамидуллиной Э.М.
при секретаре Багиеве Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Стовба Т.С. на решение Иглинского районного суда РБ от 13 марта 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска Стовба Т.С. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РБ о признании незаконным решения о кадастровом учете сведений о границах земельного участка и об исключении из кадастрового учета сведений о границах земельного участка ...
Заслушав доклад Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стовба Т.С. обратилась в суд иском, впоследствии уточненным, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РБ о признании незаконным решения о кадастровом учете сведений о границах земельного участка и об исключении из кадастрового учета сведений о границах земельного участка ... , мотивируя свои требования тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ... года, выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ... года истцу принадлежит право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ...
Государственная регистрация права произведена ... года. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, без графических сведений. На территории земельного участка находится жилой дом, а также сарай и баня.
Ранее за истцом было зарегистрировано право собственности на расположенный там же земельный участок с кадастровым номером ... Однако весной ... года это право было прекращено по инициативе истца в связи с ошибочным указанием в выписке из похозяйственной книги сведений о площади принадлежащего ей земельного участка.
Правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... , является М. ... года между М. и Б. заключен договор дарения, государственная регистрация которого приостановлена.
По состоянию на ... года в кадастровом учете отсутствовали сведения о границах данного земельного участка, поскольку они не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данное обстоятельство видно из кадастрового паспорта земельного участка от ... года.
Между истцом и право предшественниками Б. (предыдущими собственниками земельного участка ... ) имелся давний спор относительно расположения границ земельных участков, который разрешен не был.
... года между истцом и МУП " ... " был заключен договор о выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка ... , необходимых для кадастрового учета сведений о его границах. После установления границ по координатам поворотных точек земельного участка на местности выяснилось, что по сведениям ГКН границы накладываются на земельный участок ... Об этом обстоятельстве истцу было сообщено в письме главного архитектора MP ... район РБ С. от ... года. С указанного времени истцу стало известно о том, что без разрешения спора о границах смежных земельных участков в установленном порядке, без согласования истцом в ГКН внесены сведения о границах земельного участка ...
Одним из последствий проведенного кадастрового учета сведений явилось то обстоятельство, что принадлежащая истцу надворная постройка площадью ... кв.м. теперь по данным ГКН располагается на границе между участками, частично накладывается на участок с кадастровым номером ... ( ... кв.м.) и на участок с кадастровым номером ... ( ... кв.м.). При этом очевидно, что при производстве кадастровых работ, необходимых для учета сведений о границах участка с кадастровым номером ... , данное наложение невозможно было не увидеть, поскольку постройка находится на данном месте с ... -х годов.
При проведении землеустроительных работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером ... истцу соответствующее извещение направлено не было. Стало быть, истец не знал и не мог знать о предстоящей процедуре согласования границ земельных участков.
У кадастровой палаты не имелось оснований полагать, что внесение в государственный земельный кадастр изменений, связанных с изменением уникальных характеристик земельного участка, не затрагивает интересов собственников смежных участков и может быть произведено без их уведомления и согласия.
Кроме того, кадастровый учет сведений о границах участка с кадастровым номером ... , осуществленный без согласования истцом, привел к тому, что границы земельного участка с кадастровым номером ... возможно установить лишь в чрезвычайно изломанном виде (в форме буквы "П"). Данное обстоятельство влечет чресполосицу и препятствует рациональному использованию земельного участка. Таким образом, при кадастровом учете сведений о границах участка с кадастровым номером ... допущено нарушение требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, о чем прямо указано в письме главного архитектора MP ... район РБ С. от ... года.
Следовательно, внесение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры в ГКН сведений о границах земельного участка без извещения истца и согласия по заявлению правообладателя смежного земельного участка нарушает положения статей 44 и 53 ЗК РФ и статьи 235 ГК РФ.
Истец полагает, что оспариваемое решение кадастрового органа противоречит требованию п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, поскольку при оформлении межевого плана были нарушены положения пункта 25 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Так, согласно упомянутой норме, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав Приложения включаются оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц по поводу местоположения границы земельного участка (при наличии таких возражений); документы, свидетельствующие о снятии возражений о местоположении границы земельного участка, или копии документов о разрешении земельного спора (при наличии возражений о местоположении границы земельного участка или если имел место соответствующий земельный спор). Такие документы к межевому плану приложены не были.
Кроме того, истец полагает, что при обнаружении расположенной на границе участков хозяйственной постройки обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо было приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
Как указано в Письме Минэкономразвития РФ от 17 октября 2011 года N 22781-ИМ/Д23 (с изм. от 27 декабря 2011 года) "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ", в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении, конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
Данное требование закона кадастровым органом также не выполнено. Истец узнала о внесенных в государственный кадастр недвижимости изменениях после получения письма от ... года.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Стовба Т.С. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на отсутствие оснований для отказа в удовлетворении заявленных ею исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Стовба Т.С. - И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Т., представителя Б. - С. о законности вынесенного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Установлено, что на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ... года истцу принадлежит право собственности на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ...
Государственная регистрация права собственности истца на земельный участок произведена ... года. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, без графических сведений, ... года, дата постановки по документу ... года. На указанном земельном участке находится жилой дом, а также сарай и баня, принадлежащие истцу на праве собственности, которые перешли истцу в порядке наследования.
Ранее за истцом было зарегистрировано право собственности на расположенный там же земельный участок с кадастровым номером ... Однако в ... году это право было прекращено по инициативе истца в связи с ошибочным указанием в выписке из похозяйственной книги сведений о площади принадлежащего ей земельного участка.
Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... , ранее являлась М. на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ... года N ...
Из свидетельства о государственной регистрации права от ... года следует, что на основании договора дарения от ... года Б. является собственником жилого дом и земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ...
Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ... года, уточненная площадь ... кв.м., как ранее учтенный. Дата постановки по документу ... года. Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ... были внесены на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости ... от ... года и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО " ... ".
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... , принадлежащие истцу и третьему лицу по делу, поставлены на кадастровый учет без согласования местоположение границ земельных участков с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости.
... года истцом был заключен договор с МУП " ... " о выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка ... , для кадастрового учета сведений о его границах.
Для устранения разногласий по вопросу местоположения общей границы между землепользователями земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... , ... года кадастровым инженером была выполнена съемка надворной постройки, расположенной на границе между участками, методом спутниковых геодезических измерений, по результатам которых установлено, что граница между участками ... и ... не закреплена на местности долговременными межевыми знаками и обозначена межой. Надворная постройка площадью ... кв.м. в соответствии со сведениями ГКН расположен на границе между участками, частично накладывается на участок ... ( ... кв. м) и на участок ... ( ... кв. м).
Для устранения разногласий относительно местоположения надворной постройки и границы между участками землепользователям кадастровый инженер рекомендовал истцу согласовать между собой местоположение границы, закрепить ее долговременными межевыми знаками. После чего обратиться в межевую организацию для заключения договора на выполнение работ по уточнению границ и площади участков с целью внесения в ГКН актуальных сведений. Для проведения работ по уточнению границ собственникам земельных участков истцу рекомендовано обратиться в кадастровый орган с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, а также предоставить письменное согласование границ земельных участков, в соответствии требованиями ст. 40 и ч. 3 ст. 20 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Однако, указанные рекомендации кадастрового инженера истцом не выполнены, межевой план спорного земельного участка не был разработан, не была проведена совместное смежными землепользователями уточнение границ земельных участков в соответствии с требованиями ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 56 ГПК РФ истцом не были представлены также оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц, в том числе от собственника земельного участка с кадастровым номером ... , по поводу местоположения границы спорного земельного участка.
В соответствии с положениями ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе, посредством проведения кадастровых работ.
В силу статьи 1 Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 1 статьи 16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 3 статьи 25 названного Закона установлено, что кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения границ осуществляется в случае, если такие изменения связаны с уточнением местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствовали требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к описанию местоположения таких границ.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
В силу статьи 21 Закона постановка на кадастровый учет земельного участка носит заявительный характер, при этом вместе с заявлением о кадастровом учете заявителем или его представителем предоставляются необходимые для кадастрового учета документы, перечисленные в статье 22 указанного Закона. При учете изменений уникальных характеристик земельного участка к числу таких документов относится межевой план.
В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, если в соответствии со статьи 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Как следует из части 1 статьи 39 Закона, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи в случае выполнения кадастровых работ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования - местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок всегда индивидуализируется на местности при отводе, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь, границы и местоположение.
Пунктом 9.1 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом РФ 08 апреля 1996 года) предусмотрено, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
Пункт 9.2 Инструкции закрепляет положение, что после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Таким образом, Закон о государственном кадастре недвижимости содержит императивное указание на обязательное согласование местоположения границ земельных участков со смежными землепользователями в случае наличия сведений в государственном кадастре недвижимости о таких земельных участках (на кадастровом учете состоял или состоит образуемый либо смежный с ним земельный участок).
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно ч. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Минэкономразвития РФ в письме от 17 октября 2011 года N 22781-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ" разъяснило, что " ... в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости ... ".
Несоблюдение указанных требований приводит к кадастровым ошибкам в сведениях о местоположении границ земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости является кадастровой ошибкой в сведениях. Если говорить о местоположении границ земельного участка, то кадастровой ошибкой является ошибка, допущенная при определении координат характерных (поворотных) точек границ участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Если в результате выявления ошибки, допущенной при определении координат характерных (поворотных) точек границ земельного участка, между смежными землевладельцами возникает спор о границах, то этот спор является разновидностью спора о праве, в рамках которого истец должен доказать свое право на земельный участок в конкретных границах. Указанный спор о границах не может разрешаться в порядке исправления кадастровой ошибки в сведениях в соответствии ч. 4 ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Для этого есть самостоятельный способ защиты прав - иск об установлении границ земельного участка.
Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" прямо не предусматривает возможность исключения из государственного кадастра недвижимости, описания местоположения границ земельного участка. Это требование должно быть заявлено именно в рамках иска об установлении границ земельного участка истца.
Также не предусмотрен законом такой способ восстановления прав на землю как снятие земельного участка с кадастрового учета. В случае снятия земельного участка с кадастрового учета данный участок прекращает свое существование как объект права, что будет грубым нарушением права собственности на участок, в данном случае третьего лица по делу.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Из части 2 статьи 16 Закона следует, что учет изменений объекта недвижимости - это кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений.
Из указанных нормативных актов следует, что в судебном порядке можно лишь требовать от собственника поставленного на учет земельного участка осуществления кадастрового учета в связи с изменением описания местоположения границ этого земельного участка, и только после установлении в судебном порядке границ смежных земельных участков.
В данном случае истец такими исковыми требованиями не обратился в суд к собственнику спорного земельного участка, а орган кадастрового учета (ответчик по данному делу) не может осуществить самостоятельно (без согласия собственника и в отсутствие судебного решения) учет соответствующих изменений в сведениях о местоположении границ спорного земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции спорный земельный участок с кадастровым номером ... , который истец просит суд исключить из кадастрового учета сведений о границах земельного участка, принадлежит на праве собственности третьему лицу по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 12 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая изложенное, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Стовба Т.С. о признании незаконным решения о кадастровом учете сведений о границах земельного участка и об исключении из кадастрового учета сведений о границах земельного участка ...
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иглинского районного суда РБ от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стовба Т.С. без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Г.Д. Вахитова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.