судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Пташника И.П., Данцевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,
дело по иску прокурора к Администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска,
на решение суда Центрального района города Красноярска от 19 марта 2014 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию г.Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красцоярска, обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно установить пандус, перила на основном входе в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детского творчества", расположенное по адресу: "адрес" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры
Требования мотивировал тем, что при входе в здание МБОУ ДОД "Дом детского творчества", в нарушение норм законодательства, отсутствуют приспособления (пандус) для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов и маломобильных групп населения, собственником которого является Муниципальное образование - город Красноярск.
Таким образом, администрацией города Красноярска и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска нарушаются права инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации своих прав.
На основании изложенного просил возложить обязанность на ответчиков обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно установить пандус, перила на основном входе в здание МБОУ ДОД "Дом детского творчества", в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В апелляционной жалобе Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В письменных возражениях прокурор, указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав объяснения представителя МБОУ ДОД "Дом детского творчества" Зиновьеву О.П., прокурора Жилкина П.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носит общий характер. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу с 01.07.2010 (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
В силу статьи 210 и пункта 1 статьи 296 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Указанная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. N 689-О-О.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями нормативно-правовых актов, обоснованно исходил из того, что создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.
В связи с этим, а также учитывая, что вход в здание образовательного учреждения не оборудован специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, как того требуют положения вышеизложенных норм закона, правомерно признал заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению, возложив на администрацию города Красноярска и Департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска, обязанность установить пандус и перила на основном входе в здание учреждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МБОУ ДОД "Дом детского творчества" является балансодержателем переданного ему имущества и обязано нести расходы по его содержанию с учетом финансирования, в связи с чем обеспечивает соответствие данного объекта недвижимости требованиям действующего законодательства, на основании чего, Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку на образовательное учреждение данная обязанность ничем не возложена, а в силу Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" именно собственниками имущества, на которых возложена обязанность по содержанию муниципального имущества в требуемом законом состоянии, должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, правомочия собственника на имущество, принадлежащее муниципальному образованию Администрации города Красноярска реализует Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска. В Уставе МБОУ ДОД "Дом детского творчества" также отражено, что собственником имущества Учреждения является названный Департамент, имущество которого закреплено на праве оперативного управления за муниципальным учреждением (п.4.6 Изменений в Устав - л.д. 35).
Иных доводов, ставящих под сомнение решение суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, выводы суда основаны на материалах дела и оценке доказательств с учетом правил статьи 67 ГПК РФ, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Центрального района города Красноярска от 19 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Пташник И.П.,
Данцева Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.