Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстровой М.Г.,
судей Елисеевой А.Л., Кучеровой С.М.,
при секретаре Поносовой В.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по иску Кропачева Виктора Николаевича к администрации г.Красноярска, администрации Центрального района г.Красноярска о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Кропачева В.Н. - Кропачевой Е.И.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 02.06.2014 года, которым постановлено:
"В иске Кропачеву Виктору Николаевичу к администрации г.Красноярска, администрации Центрального района г.Красноярска о предоставлении жилого помещения отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кропачев В.Н. обратился в суд с иском к администрации Центрального района г. Красноярска, администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. Свои требования истец мотивировал тем, что является инвалидом "данные изъяты" группы, страдает тяжелой формой хронического "данные изъяты" заболевания, требующего постоянного диспансерного наблюдения, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; он имеет право на дополнительную жилую площадь. Решением администрации Центрального района г. Красноярска от 19.06.2013 года ему было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма и постановке на учет, с чем он не согласен, поэтому был вынужден обратиться в суд с данным иском.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Кропачева В.Н. - Кропачева Е.И. ( по доверенности от 24.10.2012 года) просит отменить судебное решение, считая его незаконным. Указывают на то, что судом не приняты во внимание доводы Кропачева В.Н. о физической невозможности его совместного проживания с другими гражданами в имеющихся жилых помещениях по причине имеющегося хронического заболевания.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167,327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон: Кропачева В.Н., представителей Администрации г.Красноярска, Администрации Центрального района г.Красноярска; третьих лиц: Зукмановой Г.П., Зукманова А.И., Кропачева Н.А., надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не предоставивших в суд доказательств уважительности своей неявки в суд.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, заслушав доводы представителя Кропачева В.Н. - Кропачевой Е.И. (по доверенности от 24.10.2012 года), поддержавшей требования жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Разрешая заявленные требования, суд 1-ой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кропачева В.Н. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Судом 1-й инстанции правомерно установлено, что истец Кропачев В.Н. является инвалидом детства "данные изъяты" группы бессрочно ( справка МСЭ- N ), страдает тяжелой формой хронического "данные изъяты" заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378).
Из представленных свидетельств следует, что Кропачев В.Н. имеет в собственности следующие объекты недвижимого имущества:1) ? доли в праве собственности на "адрес" ( общей площадью 52,8 кв.м), расположенную по адресу: "адрес" в которой проживает; 2) ? доли в праве собственности на "адрес" ( общей площадью 16,5 кв.м), расположенную по адресу: "адрес" .
На основании решения руководителя УЗСН администрации Центрального района г. Красноярска от "дата" года, Кропачеву В.Н. было отказано в признании его малоимущим, в связи с превышением суммы совокупного дохода одиноко проживающего гражданина над пороговым доходом более чем на 5%.
Кроме того, на основании протокола N от "дата" года, Кропачевой Е.И. было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма и постановке на учет, в связи с чем, что ею предоставлены документы, которые не подтверждают ее права состоять на данному учете с составом семьи: она и сын - Кропачев В.Н.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд 1-й инстанции исходил из того, что Кропачев В.Н. органом местного самоуправления в установленном законом порядке не признан малоимущим в целях получения жилья по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Из содержания ст.ст.72,76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с частью 2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном настоящем Кодексе порядке.
На основании ч. 3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (т.е. государственного жилищного фонда) по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Частью 4 данной статьи определено, что названным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Порядок обеспечения жилой площадью лиц, имеющих статус инвалида, на федеральном уровне регулируется статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом, данной статьей предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, т.е. за счет средств Федерального фонда компенсаций, а инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец в орган местного самоуправления по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилье обратился в лице своей матери - Кропачевой Е.И. после 01.01.2005 года, то под иную, определенную статьей 17 Федерального закона категорию граждан он не подпадает, и его вопрос об обеспечении жилой площадью подлежит разрешению по правилам жилищного законодательства РФ.
Жилищным кодексом Российской Федерации правила постановки граждан на учет на получение жилых помещений установлены в ч.1 ст.49, которая гласит, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Исходя из изложенного, является правильным вывод суда 1-й инстанции о том, что одним из обязательных условий постановки истца на учет на получение жилого помещения в администрации Центрального района г. Красноярска и для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма необходимо признание его в установленном законом порядке малоимущим.
Поскольку истец в установленном законом порядке не был признан малоимущим, а также в связи с наличием в его собственности объектов недвижимого имущества, не признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма, суд 1-й инстанции обоснованно отказал Кропачеву В.Н. во внеочередном предоставления жилого помещения, поскольку наличие одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых хронических заболеваний не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Довод апелляционной жалобы о невозможности совместного проживания в одной квартире с истцом больной бабушкой и выпивающим дяди, не может являться основанием для отмены законного решения суда, поскольку данные обстоятельства не влияют на вышеуказанные выводы суда, истец же имеет права пользования жилыми помещениями, общей площадью 21,45 кв.м, что превышает норму предоставления жилья, установленную на территории г. Красноярска на одного проживающего гражданина ( 18 кв.м).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в оспариваемой части в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 02.06.2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Кропачева В.Н. - Кропачевой Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.