Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
Председательствующего Паюсовой Е.Г.,
судей: Макаровой Ю.М., Елисеевой А.Л.,
при секретаре Мядзелец Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М.
гражданское дело по иску Грималюк ОР к администрации г. Красноярска, Управлению архитектуры администрации г. Красноярска о переносе красных линий,
по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации г. Красноярска Бахаревой Е.А., представителя ответчика управления архитектуры администрации г. Красноярска Митряковой О.В.,
на решение Центрального районного суда "адрес" от "дата" , которым постановлено:
"Исковые требования Грималюк ОР удовлетворить.
Изменить расположение красной линии, утвержденной в рамках проекта планировки и межевания исторического центра города Красноярска Постановлением администрации "адрес" N от "дата" года, проходящей по земельному участку с кадастровым номером N , площадью 388 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" "адрес" принадлежащего на праве собственности Грималюк ОР путем переноса по границе нежилого здания, расположенного на данном участке".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Грималюк О.Р. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о переносе красной линии по границе принадлежащего ей земельного участка, выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания, мотивируя свои требования следующим.
Требования мотивированы тем, что Грималюк О.Р. является собственником нежилого здания, общей площадью 442,3 кв.м., земельного участка с кадастровым номером N , общей площадью 388,0 кв.м. Указанное нежилое здание расположено в исторической части города Красноярска. Историческая часть города застраивается и реконструируется в соответствии с проектом планировки, утвержденным Постановлением администрации "адрес" от "дата" N N . В состав документации проекта планировки и межевания входят красные линии застройки микрорайонов. Отступ от красной линии до здания, строений, сооружений при осуществлении строительства не менее 6 метров. Принадлежащее ей нежилое здание выходит за границу красной линии застройки, поэтому в выдаче разрешения на реконструкцию ей было отказано и предложено сделать капитальный ремонт. Нежилое здание было построено на принадлежащем истице на праве собственности земельном участке и введено в эксплуатацию в 2001 году без учета требований к зданиям в исторической части города, которые приняты в настоящее время. Красная линия в городе
Красноярске утверждена частично, а так как она проходит через нежилое здание
истицы, она ущемляет ее права, как собственника.
Просит с учетом уточнения иска обязать администрацию города Красноярска и управление архитектуры администрации города Красноярска, просит перенести красную линию, проходящую по земельному участку с кадастровым номером N , площадью 388,0 кв.м., на котором расположено нежилое здание по адресу: "адрес" "адрес" ", изменить расположение красной линии, проходящей по указанному земельному участку, путем переноса по контуру указанного нежилого здания.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Красноярска Бахарева Е.А. просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное при неправильном применении норм материального и процессуального права, принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что возникшие между сторонами правоотношения касаются вопросов возможности проведения реконструкции объекта, вытекающих из норм законодательства о градостроительной деятельности, в том числе имеющихся градостроительных ограничений и запретов на проведение таких работ. Указывает что указанное дело, не могло быть рассмотрено в рамках искового производства, а подлежало рассмотрению, как вытекающее из публично-правовых отношений, либо путем оспаривания правового акта города.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления архитектуры администрации г. Красноярска Митрякова О.В. просит решение отменить, вынести по делу новое, отказав истцу в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Красноярска Бахареву Е.А. и представителя Управления архитектуры Администрации г. Красноярска Митрякову О.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение представителя истца Федотова О.А., согласившегося с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования. В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в статьях 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Из указанных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статьей 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.4 указанной инструкции красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Как видно из материалов дела, Грималюк О.Р. является собственницей: земельного участка с кадастровым номером N , общей площадью 388 кв.м., с разрешенным использованием - занимаемый нежилым зданием и фонтаном, расположенного по адресу: "адрес" "; а также является собственником нежилого здания, общей площадью 442,3 кв.м., расположенного в границах указанного земельного участка.
Первоначально право собственности на нежилое здание, площадью 322,7 кв.м. по адресу: "адрес" " было зарегистрировано "дата" за ЗАО "Северянка"; право собственности на земельный участок с кадастровым номером N , площадью 388 кв.м., расположенный по этому же адресу было зарегистрировано за ЗАО "Северянка" на основании договора купли-продажи от "дата" и дополнительного соглашения от "дата" В дальнейшем на основании договора купли-продажи от "дата" указанные объекты недвижимости были приобретены Грималюком Р.И., который "дата" безвозмездно передал их Грималюк О.Р.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации "адрес" от "дата" N утвержден проект планировки и межевания исторического центра "адрес" в составе которого утверждены красные линии.
В дело представлен топографический план с нанесением красных линий, из которого следует, что красные линии частично проходят по объекту недвижимости, принадлежащему Грималюк О.Р. Пояснения истца о том, что объект недвижимости создан до утверждения вышеуказанным постановлением проекта планировки и межевания исторического центра подтверждены представленными в материалы дела доказательствами о права собственности.
Грималюк О.Р. обратилась в управление архитектуры администрации г. Красноярска с эскизными проектами на реконструкцию нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу. Однако эскизные проекты согласованы не были, по причине того, что нежилое здание, расположенное по "адрес" " выходит за границу красной линии застройки, кроме того, указано, что при размещении здания не был учтен сложившийся облик архитектурного ансамбля застройки исторической части города, которая застраивается и реконструируется в соответствии с проектом планировки, утвержденным Постановлением администрации "адрес" от "дата" N N
Принимая во внимание, что Постановление администрации "адрес" от "дата" N об утверждении проекта планировки и межевания исторического центры было принято после приобретения земельного участка с кадастровым номером N в собственность и введения в эксплуатацию нежилого здания, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что проект планировки и межевания и постановление о его утверждении должны были согласовываться и приниматься с учетом существующей застройки и прав собственника нежилого здания и земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют исследованным судом доказательствам. Установление границ красных линий без учета существующего зарегистрированного права собственности физического лица на нежилое здание и земельный участок, препятствует осуществлению истцом прав собственника.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения, поскольку в установленном судом порядке изменение места расположения красных линий не производится.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" от "дата" изменить.
Исковые требования Грималюк ОР удовлетворить частично.
Признать незаконным действия администрации "адрес" по установлению красных линий через нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" "адрес" " на земельном участке с кадастровым номером N .
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.