Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ночевника С.Г.,
судей Кабировой Е.В., Титовой М.Г.,
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управления Росреестра по Ленинградской области) на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 2 апреля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра по Ленинградской области) о признании права собственности на земельные участки и признании незаконными отказов в осуществлении государственной регистрации изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Боровковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Занина В.П., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра по Ленинградской области) о признании права собственности на земельные участки площадью 37300 кв.м с кадастровым номером N и площадью 40500 кв.м с кадастровым номером N , расположенные по адресу: "адрес" на землях категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения дачного строительства и о признании незаконными отказов в осуществлении государственной регистрации изменений сведений о разрешенном использовании названных земельных участков.
В обоснование исковых требований истец указывал, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N с разрешенным использованием для ведения крестьянского хозяйства. Между тем вид разрешенного использования участков изменен с соблюдением установленной действующим законодательством процедуры и определен для ведения дачного строительства. Соответствующие изменения внесены с государственный кадастр недвижимости. Тогда как ответчик в отсутствие к тому законных оснований (по мнению истца) отказал в осуществлении государственной регистрации изменений сведений о разрешенном использовании названных земельных участков (л.д.4-9).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Лапшин Н.А. поддерживал исковые требования.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области - Григорьева Ю.С. исковые требования не признавала.
Представитель 3-го лица администрации МО "Низинское сельское поселение" Ломоносовского муниципального района Ленинградской области - Назаров Д.Ю. поддерживал исковые требования (л.д.126-129).
2 апреля 2014 года Ломоносовским районным судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требования Занина В.П. удовлетворены. Признан незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков площадью 37300 кв.м с кадастровым номером N и площадью 40500 кв.м с кадастровым номером N , расположенных по адресу: "адрес" на землях категории сельскохозяйственного назначения; за истцом признано право собственности на эти земельные участки с разрешенным использованием для ведения дачного строительства (л.д. 131-140).
Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области) не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, имея ввиду, что судом не применены подлежащие применению п.1 ст.2, п.2 ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ч.1 ст.4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, неправильно истолкованы положения ст.ст. 1, 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.7 Федерального Закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", не учтены положения ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и руководящих разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенных в п.п.15, 28 Постановления от 10 февраля 2009 года N2, что в совокупности привело к нарушению правил ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку нарушенное право истца не восстановлено, решение не может быть исполнено, то есть не достигнута основная задача судопроизводства.
Кроме того, ответчик обращает внимание на то, что предоставление судебной защиты в части требований о признании права собственности на земельные участки сопряжено с нарушением требований ст.ст.11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 147-153).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области - Боровкова Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, истец Занин В.П. возражал против доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Представители 3-х лиц администрации МО "Низинское сельское поселение" муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Занин В.П. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N , расположенных по адресу: "адрес" на землях категории сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения крестьянского хозяйства (л.д.15, 16, 22-25).
В октябре 2012 года Занин В.П. наряду с иными лицами обратился в администрацию МО Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида "для ведения крестьянского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
В порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам проведения публичных слушаний главой администрации Низинского сельского поселения издано постановлением N2280 от 26 ноября 2012 года, в соответствии с которым изменен вид разрешенного использования спорных земельных участков на вид "для дачного строительства".
Указанное постановление послужило основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, тогда как во внесении аналогичных сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним истцу было отказано (л.д. 11-12, 13-14).
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный отказ органа местного самоуправления является неправомерным, в связи с чем принял решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Между тем выводы суда сопряжены с нарушением норм материального и процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Указанная правовая позиция нашла отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года.
Из материалов дела усматривается, что вопреки выводам суда первой инстанции спорные земельные участки с кадастровыми номерами N и N , приобретенные истцом у Васильева И.К. и Докучаева А.Г., представляет собой сельскохозяйственные угодья, поскольку ранее использовались как пашня для выращивания сельскохозяйственных культур (л.д. 58,59).
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что изменение вида разрешенного использования земель, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, без изменения категории таких земель противоречит положениям ст. ст. 7, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 36, 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", судебная коллегия приходит к выводу, что постановление N2280 от 26 ноября 2012 года издано главой администрации Низинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с существенным превышением возложенных на него полномочий, тогда как Управление Росреестра по Ленинградской области, наделенное правом проведения экспертизы представленных документов, приняло обоснованное решение об отказе во внесении соответствующих изменений в ЕГРП.
Кроме того, в силу положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания и для судебной защиты права собственности Занина В.П. на земельные участки с кадастровыми номерами N и N , поскольку данное право со стороны Управления Росреестра по Ленинградской области не оспорено и не нарушается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Занина В.П..
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 2 апреля 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управлению Росреестра по Ленинградской области) о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N и признании незаконными отказов в осуществлении государственной регистрации изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков отказать.
Председательствующий:
Судьи:
судья Вербицкая М.П.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.