Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Патронова Р.В.,
судей Хмара Е.И. и Ю.М. Ефремова,
при секретаре Харюшевой Н.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе ФИО23 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 07 июля 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования ФИО24 к администрации Муниципального образования "Северодвинск" о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Хмара Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО25 обратилась с иском к администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - Администрация Северодвинска) о предоставлении специализированного жилого помещения площадью не менее 14 кв.м., расположенного в черте г.Северодвинска, отвечающего санитарно-техническим нормам с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску за счёт субвенций областного бюджета.
В обоснование иска указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывалась в "Северодвинском социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних "Солнышко" с 12 октября 1999 года по 31 августа 2004 года, затем с 2 сентября 2002 года обучалась в ГОУ НПО "Профессиональное училище N 21". С 2005 года по 2008 год она работала, а затем с 1 сентября 2008 года по 21 июня 2011 года, обучалась в ФГАОУВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова". Постановлением Главы муниципального образования "Северодвинск" от 16 февраля 2000 года за ней было закреплено право на жилую площадь по месту проживания: "адрес" . В 2009 года она направляла обращение в общественную комиссию по жилищным вопросам при Администрации Северодвинска о предоставлении ей жилья как сироте, но ей было отказано. В 2012 года она обращалась в администрацию Северодвинска с аналогичным заявлением, ей также было отказано. Распоряжением заместителя главы МО "Северодвинск" по социальным вопросам N N от 6 сентября 2013 года была признана невозможность вселения в ранее занимаемое жилое помещение и она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Северодвинске. Полномочия Администрации Северодвинска по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма не исполнены, жилое помещение не предоставлено.
Истец ФИО26 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представители ответчика, органа опеки и попечительства, третьих лиц Министерства образования и науки Архангельской области, Правительства Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В письменном отзыве Администрация Северодвинска с иском не согласилась, ссылаясь на наличие за истцом закреплённого жилья, отсутствие права на обеспечение жилым помещением до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, и утрату права на обеспечение жилой площадью по нормам законодательства, введённого в действие с 01 января 2013 года, поскольку истцу исполнилось 26 лет.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся указанных лиц.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась ФИО27 и в поданной апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, основанное на неправильном применении норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска от 06 сентября 2013 года была установлена невозможность совместного проживания в закреплённом жилом помещении, общей площадью 85,3 кв.м, в котором зарегистрировано 10 человек, а доля приходящаяся на одно лицо составляет менее учётной нормы предоставления жилого помещения - 8,53 кв.м. В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что ею и администрацией учебного заведения предпринимались попытки до достижения ею возраста 23 лёт встать на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако она не была поставлена на учёт. Занимаемую ею квартиру невозможно было разменять на 6 жилых помещений. Полагает, что обладала правом на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Северодвинска решение суда считает законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители Администрации Северодвинска, Управления социального развития, опеки и попечительства администрации МО "Северодвинск", Правительства Архангельской области, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, заслушав объяснения истца Алексеевой М.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены постановленного судом решения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО28 , родившаяся 28 февраля 1987 года, является лицом из числа детей-сирот: мать ФИО29 , умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО30 , умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Администрации МО "Северодвинск" от 16 февраля 2000 года N N она была направлена в ГБОУ АО "Северодвинскую школу-интернат", за ней было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" .
Фактически с 12 октября 1999 года по 31 августа 2004 года ФИО31 находилась в Государственном бюджетном специализированном учреждении Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации "Северодвинский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних "Солнышко".
В период с 2 сентября 2002 года по 17 июня 2005 года обучалась в ГОУ НПО "Профессиональное училище N 21".
По окончании обучения ФИО32 вселилась в закреплённую за ней четырёхкомнатную квартиру N N дома "адрес" , общей площадью 85,3 кв.м., жилой площадью 57,3 кв.м., проживает в ней до настоящего времени.
На момент вселения в закреплённое жилое помещение, согласно выписке из домовой книги, в квартире были зарегистрированы 7 человек, включая истца, а именно: ФИО33 , ФИО34 и её дочь ФИО35 ., ФИО36 ., ФИО37 ., ФИО38 ., ФИО39 . Приходящаяся доля общей площади на 1 лицо составляла 12,18 кв.м., что превышало учётную норму жилого помещения для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека, установленную на территории муниципального образования "Северодвинск" решением Муниципального Совета от 26 мая 2005 года N 18.
05 сентября 2007 года в квартире была зарегистрирована дочь истца ФИО40 , родившаяся у неё ДД.ММ.ГГГГ года.
В мае 2011 года указанная квартира была приватизирована в общую долевую собственность ФИО41 ., ФИО42 ., ФИО43 ., ФИО44 ., ФИО45 ., ФИО46 ., ФИО47 . и её дочери ФИО48 ., по 1/8 доли каждому.
15 марта 2013 года в квартире были зарегистрированы дочери истца ФИО49 и ФИО50 , родившиеся у неё ДД.ММ.ГГГГ года.
При обращениях в 2009 и 2012 годах в Администрацию Северодвинска в предоставлении отдельного жилого помещения истцу было отказано, как имеющей в пользовании закреплённое жилое помещение.
26 августа 2013 года по достижении возраста 26 лет ФИО51 вновь обратилась в Администрацию Северодвинска с заявлением о предоставлении отдельного жилого помещения.
Распоряжением заместителя Главы администрации по социальном вопросам МО "Северодвинск" от 06.09.2013 года N ДД.ММ.ГГГГ признано невозможным проживание ФИО52 . в занимаемом жилом помещении по адресу: "адрес" по тому основанию, что приходящаяся на неё доля общей площади жилого помещения (8,53 кв.м.) менее нормы предоставления в Архангельской области, в связи с чем она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Северодвинске.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 14 кв.м за счёт субвенций бюджета Архангельской области, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельств невозможности проживания в закреплённом жилом помещении до достижения возраста 23 лет, определённых статьёй 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 N 79-5-ОЗ материалами дела не подтверждается и судом не установлено, правом на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ ФИО53 . не обладала, право на внеочередное обеспечение жилой площадью с достижением возраста 23 лет утратила.
Судебная коллегия находит эти выводы и решение суда правильными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и соответствующими конкретно установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Абзац четвёртый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу статьи 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" (действовавшей до 01 января 2013 года) на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимались лица данной категории, имевшие закреплённое жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случая); а также имевшие закреплённое жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливалась на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В новой редакции статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан, установлено предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Согласно пунктам 1 и 9 этой же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим федеральным законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 4 той же статьи установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, признаётся невозможным. В их числе - общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
При этом, статьёй 4 данного Федерального закона установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В связи с изменением федерального законодательства в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были внесены изменения в законодательные акты Архангельской области.
Статья 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 N 79-5-ОЗ, определяющая порядок ведения учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2013 года Законом Архангельской области от 17 декабря 2012 года N 592-36-ОЗ была исключена.
С 01 января 2013 года вступил в действие Закон Архангельской области от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области".
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 названного Закона к основаниям, препятствующим вселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемые жилые помещения, отнесено наличие следующего обстоятельства: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно статье 38 указанного Закона, его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона.
Исходя из содержания названных законодательных норм в их взаимосвязи, у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ и Областного закона от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ (01 января 2013 года) должно быть нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Однако представленные в материалы дела доказательства указанный факт не подтверждают.
Из материалов дела видно, что ФИО54 . исполнилось 23 года 28 февраля 2010 года. Следовательно, по достижении возраста 23 лет она не могла рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утратила одно из установленных законодателем условий получения такой поддержки.
Таким образом, спорные правоотношения возникли в период действия Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ до вступления в силу изменений, внесённых в него Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ.
Как уже было указано выше, за ФИО55 . до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" , пригодное для проживания, в виде отдельной четырёхкомнатной квартиры. По завершении обучения в профтехучилище она вселилась и проживает в нём по настоящее время, реализовывала своё право пользования данным жилым помещением, оформив в собственность в порядке приватизации. На момент вселения в жилое помещение была обеспечена жилой площадью более учётной нормы принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека, действующей в указанный период времени. Обстоятельств невозможности её проживания в закреплённом жилом помещении до достижения возраста 23 лет, определённых статьёй 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 N 79-5-ОЗ, материалами дела не подтверждается.
При этом, предоставление детям-сиротам жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носила адресный характер и была направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
Таким образом, поскольку федеральным и областным законодательством не предусматривалось распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учёту не подлежали.
Исходя из изложенного и положений действующего в период возникших правоотношений законодательства, а именно пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в редакции от 29.06.12), статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 21.11.2011), ФИО56 . не являлась нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот.
Оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г.Северодвинске при её обращении 26 августа 2013 года но нормам законодательства, введённого в действие с 01 января 2013 года, у уполномоченного органа не имелось, поскольку на тот момент истцу исполнилось 26 лет и 5 месяцев, право на внеочередное обеспечение жилой площадью она утратила, правом на обеспечение жилым помещениям до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ не обладала.
С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы ФИО57 . о том, что до исполнения 23 лет она обращалась с заявлениями об обеспечении её отдельным жилым помещением, не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку установлен факт наличия у неё в пользовании закреплённого жилья.
Доводы апелляционной жалобы об издании заместителем Главы администрации МО "Северодвинск" распоряжения от 06 сентября 2013 года N N об установлении невозможности проживания в жилом помещении и постановке на учёт, несостоятельны, так как в рассматриваемом споре данный акт подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 67 ГПК РФ и не имеет для суда преюдициального значения.
По существу доводы апелляционной жалобы приводились истцом в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения в судебном заседании, в решении суда получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 07 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО58 - без удовлетворения.
Председательствующий Р.В. Патронов
Судьи Е.И. Хмара
Ю.М. Ефремов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.