Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 28 октября 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.
судей областного суда АПОКИНОЙ Е.В.
ДЕНИСЮКА О.Н.
при секретаре ДЕНИСОВОЙ Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петраковой Н.П. 28 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 августа 2014 года по делу по иску ФИО1, ФИО2 к администрации г. Новозыбков Брянской области о признании права на изменение вида разрешенного использования земельных участков,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации г. Новозыбков Брянской области о признании за ними права на изменение вида разрешенного использования земельных участков. В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 687 м2, кадастровый номер N. Кроме того, им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, расположенный по тому же адресу площадью 724 м2, кадастровый номер N. Данные земельные участки отнесены к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения садоводства". Желая возвести на принадлежащих им земельных участках жилой дом, они обратились к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков на вид "для индивидуального жилищного строительства", однако администрация города им отказала по тем основаниям, что город не обладает финансовыми средствами для обеспечения соответствующей территории инженерной и транспортной инфраструктурами. Акт об отказе в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования им выдан не был. Считая свое право нарушенным, истицы просили суд признать за ними право на изменение существующего вида разрешенного использования земельных участков на вид "для индивидуального жилищного строительства", возложив на ответчика обязанность выдать соответствующие акты.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 августа 2014 года исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации г. Новозыбков Брянской области о признании за ними права на изменение вида разрешенного использования земельных участков оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО2 и ФИО10 просят отменить решение городского суда, указывая на вышеизложенные обстоятельства, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст.327, ст. 176 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Петраковой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 на основании свидетельства о государственной регистрации права "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 687м2, кадастровый номер N. На основании свидетельств о государственной регистрации права N N от 10.06.2011 года ФИО2 и ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 724м2 с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно кадастровым паспортам данные земельные участка относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения садоводства".
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели. Сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 названного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются Правилами землепользования и застройки. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности (часть 3 статьи 8 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки городского округа г. Новозыбков утверждены решением Совета народных депутатов г. Новозыбкова N от 28 апреля 2010 года.
В соответствии с абз.3 п.1 ?1.2 Правил для каждого земельного участка или иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам.
Границы территориальных зон отображены на карте градостроительного зонирования городского округа г. Новозыбков, прилагаемой к части 2 Правил.
В силу п.7 ?4.1 главы 4 Правил реализация права на изменение вида разрешенного использования недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, требует получения разрешения на строительство. Указанным правом истцы не воспользовались, что подтвердили в судебном заседании, показав, что за получением разрешения на строительство они не обращались.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому в качестве оснований для кадастрового учета может выступать соответствующее заявление правообладателя и документы, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. ФИО9 в органы кадастрового учета с соответствующим заявлением не обращались
В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основании пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, также сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как уже было отмечено выше, согласно кадастровым паспортам данные земельные участка относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения садоводства".
Таким образом, истцами не представлено доказательств об изменении компетентным органом одного вида разрешенного использования указанных в заявлении земельных участков на другой вид разрешенного использования в установленном порядке.
В настоящий момент в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования соответствует виду разрешенного использования.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводом суда об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд дал им надлежащую оценку, с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.
Судьи областного суда АПОКИНА Е.В.
ДЕНИСЮК О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.