Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Лебедевой Н.Б. на решение Ленинского районного суда г.Кемерово от 14 августа 2014 года по иску Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области к Лебедевой Н.Б. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛА:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области просит взыскать с Лебедевой Н.Б. неосновательное обогащение за пользование земельными участками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", из которых "данные изъяты".- за пользование земельным участком с кадастровым номером N, "данные изъяты". -за пользование земельным участком с кадастровым номером N
Исковые требования обоснованы тем, что ответчику на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве собственности на нежилые помещения с инвентарным номером N с кадастровым номером N (прежний номер: N), площадью "данные изъяты", с инвентарным номером N, с кадастровым номером N (прежний номер: N), площадью "данные изъяты", с инвентарным номером N, с кадастровым номером N (прежний номер: N), площадью "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес"
Право собственности на земельные участки, на которых расположены указанные нежилые здания, Лебедевой Н.Б. не оформлено, земельные участки используются без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, без внесения платы за пользование земельными участками.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия с требованием возместить сумму неосновательного обогащения, которая осталась без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Жимайлова Т.Н. исковые требования поддержала.
Лебедева Н.Б. в судебное заседание не явилась.
Решением суда постановлено:
Взыскать с Лебедевой Н.Б. в пользу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области неосновательное обогащение в сумме "данные изъяты" и госпошлину в доход государства в сумме "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Лебедева Н.Б. просит решение суда изменить в части определения размера неосновательного обогащения.
Указывает, что судом произведен расчет неосновательного обогащения в соответствии с постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 года N 62 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово", при этом не применено постановление Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", которое определяет размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Применительно к постановлению Правительства РФ от 16.07.2009г. N582 арендная плата за спорный земельный участок должна рассчитываться на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по формуле А=СхР.
Рыночная стоимость ее земельных участков не определялась и расчет неосновательного обогащения произведен на основании порядка расчета, противоречащего порядку, предусмотренному указанным выше постановлением Правительства РФ.
Даже с учетом постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008г. N62 сумма неосновательного обогащения за земельный участок с кадастровым номером N за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ составит "данные изъяты"
Земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. С указанного времени спорный земельный участок перестал существовать как объект недвижимости, и требование о взыскании неосновательного обогащения за пользование указанным земельным участком удовлетворению не подлежали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Лебедевой Н.Б. Орлову К.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавшую апелляционную жалобу, просившую решение суда изменить, представителя КУГИ Кемеровской области Курилову Ю.К. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N), возражавшую против апелляционной жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10. 2001 года N 137-ФЗ, согласно которому порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанное полномочие, Коллегия Администрации Кемеровской области постановлением от 27.02. 2008 г. N 62 утвердила Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово.
Судебная коллегия считает, что субъект Российской Федерации, принимая Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово (далее - Порядок от 27.02.2008г. N62), действовал в пределах своей компетенции в области земельного законодательства.
В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, включая земельное законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов (статья 2), одновременно установил, что земельное законодательство основывается на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1).
Земельным кодексом Российской Федерации регламентировано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и федеральными законами (статья 16), при этом не исключается безвозмездная передача земли, находящейся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития (пункт 3 статьи 19).
Как следует из обстоятельств дела, спорные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, государственная собственность на них не разграничена, эти земли территориально расположены в г. Кемерово, являющемся административным центром (столицей) Кемеровской области, следовательно, распоряжение этими земельными участками осуществляется субъектом Российской Федерации, поскольку иное не предусмотрено Федеральным законом от 25.10. 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При таких данных довод в апелляционной жалобе о том, что при определении суммы неосновательного обогащения в связи с пользованием ответчиком спорными земельными участками, подлежал применению пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и плата за земельный участок рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по формуле, является необоснованным, поскольку данный порядок подлежит применению в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
В названном постановлении Правительства РФ указано, что при установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться утвержденными постановлением Основными принципами.
В постановлении Правительства РФ от 16.07.2009г. N582 установлены следующие принципы: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Абзацем 4 пункта 2.11 Порядка от 27.02.2008г. N 62 установлено, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке путем направления уведомления об изменении размера арендной платы при определении рыночной стоимости размера арендной платы в соответствии с отчетом об оценке, что соответствует принципу предсказуемости и принципу запрета необоснованных предпочтений.
На основании отчета об оценке рыночной стоимости права пользования (величины арендной платы) земельного участка общей площадью "данные изъяты", кадастровый номер N, расположенного по "адрес", составленного ООО"Центр оценки и экспертизы" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.36-92), рыночная стоимость права пользования (величина арендной платы) на ДД.ММ.ГГГГ в год составляет "данные изъяты" Данная сумма была обоснованно взыскана судом 1 инстанции как сумма неосновательного обогащения ответчика за 2013г.
Расчет за ДД.ММ.ГГГГ, представленный в апелляционной жалобе, противоречит пункту 2.13 Порядка от 27.02.2008г. N62.
Довод в апелляционной жалобе о том, что в связи с принятием Арбитражным судом Кемеровской области решения от 12.11.2012г. по делу NА27-17212\2012, вступившим в законную силу, с ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты", и поэтому сумма неосновательного обогащения за ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ исходя из данной кадастровой стоимости земельного участка, противоречит пункту 2.13 Порядка от 27.02.2008г. N62, установившему, что плата за земельный участок подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Указание в апелляционной жалобе на необоснованное применение судом 1 инстанции коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, за 2010г. при расчете суммы неосновательного обогащения за 2011г.- 1,1, и за 2011г.- 1,065 при расчете суммы неосновательного обогащения за 2012г. противоречит пункту 4 постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008г. N62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность не разграничена, в городе Кемерово", установившему, что размер арендной платы ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года изменяется на коэффициенты, учитывающие уровень инфляции, с учетом произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, за предыдущий период.
Довод в апелляционной жалобе о том, что земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, и с указанного времени перестал существовать как объект недвижимости, что влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения за пользование указанным земельным участком, является необоснованным.
В силу подпункта 7 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Из материалов дела видно, что указанный земельный участок снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровой выпиской на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.18-19.
Между тем, специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
Доказательств возврата в спорный период земельного участка ответчиком в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета в материалы дела не представлено.
Поскольку снятие земельного участка с кадастровым номером N с кадастрового учета не прекратило его использование ответчиком, то последний не освобожден от обязанности оплаты такого использования.
Правильность расчета суммы оплаты за данный земельный участок стороной ответчика не оспаривается.
При таких данных оснований для отмены решения суда 1 инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Кемерово от 14 августа 2014 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий- И.В. Першина
Судьи- Л.А. Молчанова
В.В. Казачков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.