Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Галашевой И.Н.
при секретаре Щепиной Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "ТФ Сигма" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТФ Сигма", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв. м., расположенного в Республике Карелия, обратилось с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости - Х руб. и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости по названному объекту права.
Исковые требования обоснованы статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьями 4 и 7 Федерального закона от 24.07. 2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражала, пояснив, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку действия названного учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка истцом не оспариваются; истец реализует свое право альтернативного определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Третье лицо Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (Управление Росреестра по Республике Карелия) представило отзыв, в котором указало, что замечаний по отчету об оценке рыночной стоимости не имеет, оставляет вопрос о разрешении спора на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация Петрозаводского городского округа, представитель которой в судебное заседание не явился.
Администрация Петрозаводского городского округа в отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя; оставляет решение по указанному делу на усмотрение суда; указала, что законные права и интересы Администрации принятым решением затронуты не будут.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ООО "ТФ Сигма" является собственником земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв. м., расположенного в Республике Карелия, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 15.08.2011, выданного повторно взамен свидетельства от 22.12.2010.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... установлена в размере У руб. по состоянию на 01.01.2010, а удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N 158-П, составляет ххх коп /кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Истец, как собственник земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений закона предусматривается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Учитывая, что статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то истец обоснованно представил отчет независимого оценщика с определением рыночной цены земельного участка по состоянию на 01.01.2010г.
Истцом представлен Отчет от 20.06.2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный независимым оценщиком, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет Х рублей.
Истцом в обоснование заявленных требований также представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков N ... от 22.07.2014 на отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Замечаний по Отчету участвующие в деле лица не заявили.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для переоценки Отчета, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд приходит к выводу, что сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости должны быть внесены Кадастровой палатой с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
Доводы Кадастровой палаты о ненадлежащем ответчике не могут быть приняты во внимание, поскольку требования истца не связаны с оспариванием самой по себе достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта об ее утверждении, в связи с чем данные требования подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства с привлечением в качестве надлежащего ответчика органа кадастрового учета.
В силу норм Закона о кадастре орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда, в связи с чем, в том числе принимая во внимание приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", орган кадастрового учета является исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ООО "ТФ Сигма" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв. м., расположенного в Республике Карелия, равной его рыночной стоимости - Х руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "ТФ Сигма" расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья: Галашева И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.