Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Литюшкина В.И.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 октября 2014 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Танимова И.А., действующая по доверенности в интересах Данилина В.А., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка, указав, что Данилин В.А. как собственник земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"", обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, чтобы в последующем получить разрешение на строительство жилого дома.
Письмом от 04 апреля 2014 года ему было отказано в утверждении градостроительного плана в связи с тем, что согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Фурманова, Сурикова и правым берегом р. Саранки г. Саранска, часть принадлежащего истцу земельного участка выходит за красную линию и находится на проектируемой проезжей части улицы, где размещение объектов капитального строительства запрещено, также согласно Правилам землепользования и застройки г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, часть земельного участка попадает в зону ИТ4 (основные городские магистрали и инженерные коммуникации), где размещение индивидуального жилищного строительства не допускается.
Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку в данном случае речь идет о проектной красной линии, которая не представляет собой юридическую границу территории, а лишь демонстрацию намерений юридического установления границы в будущем. Утверждение проекта красной линии, само по себе, еще не означает требования о немедленном отчуждении земельного участка, а только в связи с началом физического осуществления намерения по строительству задуманного объекта общего пользования. Этому должны предшествовать все предварительные проектные и организационные мероприятия, включая принятие правового акта о начале строительства. Наличие проектной красной линии не является гарантией того, что она обязательно будет реализована, причем именно так, как показана в данный момент в проекте. Земельный участок, принадлежащий истцу, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - размещение 1-2 квартирных жилых домов. Какие-либо обременения по данному участку не зарегистрированы.
Просил суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск "N" от "дата" в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: "адрес", и возложить обязанность на Администрацию городского округа Саранск подготовить и утвердить градостроительный план данного земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 июня 2014 года заявление Танимовой И.А., действующей по доверенности в интересах Данилина В.А., удовлетворено.
Признан незаконным отказ Администрации городского округа Саранск "N" от "дата" в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер "N".
На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер "N".
В апелляционной жалобе директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления. Указывает, что спорный земельный участок находится за пределами красных линий. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается. Также указывает, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, часть земельного участка попадает в зону ИТ4 (основные городские магистрали и инженерные коммуникации), где размещение индивидуального жилищного строительства не допускается.
В судебное заседание истец Данилин В.А., его представитель Танимова И.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д. 132,133), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В., действующая на основании доверенности N 119-д от 16 сентября 2014 года, апелляционную жалобу поддержала по доводам изложенным в ней
Заслушав объяснения явившегося участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Данилин В.А. является собственником земельного участка общей площадью 933 кв.м с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес".
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 19 февраля 2014 года, свидетельство о регистрации "N", запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "N".
Разрешенное использование земельного участка - размещение 1-2 квартирных жилых домов с участками. Какие-либо обременения по этому участку не зарегистрированы.
19 марта 2014 года истец обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Письмом "N" от "дата" Администрацией городского округа Саранск Данилину В.А. отказано в удовлетворении вышеуказанного заявления. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с требованиями пункта 2.2.45 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года N 193 жилые дома на территории малоэтажной застройки располагаются с отступом от красных линий. Индивидуальный жилой дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Однако, согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Фурманова, Сурикова и правым берегом р. Саранки г. Саранска, часть принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка площадью 933 кв.м с кадастровым номером "N" выходит за красную линию и находится на проектируемой проезжей части улицы, где размещение объектов капитального строительства запрещено. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года N 425, часть земельного участка попадает в зону ИТ4 (основные городские магистрали и инженерные коммуникации), где размещение индивидуального жилищного строительства не допускается.Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемый отказ Администрации городского округа Саранск, изложенный в письме "N" от "дата", является незаконным.
В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Названный Федеральный закон устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Таким образом, по смыслу указанных норм любое лицо, заинтересованное в получении градостроительного плана земельного участка, в том числе правообладатели земельных участков, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. А орган местного самоуправления не вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Порядок подготовки Администрацией городского округа Саранск соответствующей документации определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка", утвержденным постановлением Администрации городского округа Саранск от 27 февраля 2014 года N 529. Указанный Административный регламент представляет собой муниципальный правовой акт, который в силу предписаний части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не должен противоречить федеральному законодательству.
Регламентом не предусмотрено такое основание отказа в предоставлении муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, как предположительное размещение на данном земельном участке проезжей части улицы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, признает правильным вывод суда о незаконности действий Администрации городского округа Саранск в отношении Данилина В.А.
Доводы жалобы об обратном, основанные на том, что поскольку часть земельного участка попадает в зону ИТ4 (основные городские магистрали и инженерные коммуникации), где размещение индивидуального жилищного строительства не допускается, судебная коллегия отклоняет в виду следующего.
С учетом буквального содержания статьи 44, пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка, с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.
Вопрос о возможности осуществления строительства на участке истца решается при выдаче разрешения на строительство на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации может являться основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности строительства для желаемых истцом целей, обсуждаться не может.
В этой связи судебная коллегия признает несостоятельными доводы Администрации городского округа Саранск, обосновывающие отказ в выдаче Данилину А.В. градостроительного плана земельного участка, находящегося у него в собственности.
Исходя из положений части первой статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно обязал Администрации городского округа Саранск разработать, подготовить и выдать Данилину В.А. градостроительный план земельного участка.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, а потому судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Т.А. Елина
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.