Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием помощника прокурора УР Борзенковой Т.А.,
при секретаре Метелевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЮГ" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮГ" (далее по тексту - ООО "ЮГ", Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части с момента принятия постановления Правительства УР от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР N77, оспариваемое постановление).
Свои требования заявитель мотивировал тем, что является арендатором земельного участка площадью 2892 кв.м. с кадастровым номером N и адресным ориентиром: г. Ижевск, "адрес". Арендуемый земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания автостоянки "Юнга", за что Общество регулярно уплачивает арендную плату, зависящую от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, размер которого по кадастровому кварталу 18:26:040630 изначально был определён постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР N275). За период с 2009 года по 2013 год арендная плата уплачена заявителем в полном объёме. Однако увеличение размера удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе вышеназванного кадастрового квартала оспариваемым постановлением и распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года, привело к установлению задолженности ООО "ЮГ" перед бюджетом города в размере 201 001,52 руб. Общество считает постановление Правительства N77 незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно ничем не обосновано, принято с нарушением установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки и влечёт незаконное изъятие его денежных средств. В связи с чем, заявитель просит суд признать оспариваемое постановление недействующим с момента принятия в части подпункта "в" пункта 2 об изменении цифры "781,05" на цифру "1922,45" в пункте 1446 раздела "Город Ижевск" приложения N2 к постановлению Правительства УР N (л.д.3-7).
Представитель ООО "ЮГ" В.О.В. (доверенность от 10 октября 2014 года сроком на пять месяцев - л.д.86) в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Представители Правительства УР, Управления Росреестра по УР и Администрации МО "Город Ижевск" были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела (л.д.68, 70), но в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не известили и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела. Представители Правительства УР и Управления Росреестра по УР представили в суд письменные возражения, просили рассмотреть настоящее гражданское дело без их участия (л.д.74 на обороте, 79).
Руководствуясь ч.2 ст.252 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Правительства УР, Управления Росреестра по УР и Администрации МО "Город Ижевск".
Согласно письменным возражениям представителя Правительства УР, чьё решение обжалуется (начальника юридического отдела Министерства имущественных отношений УР К.С.В., доверенность N7-195/27 от 25 декабря 2013 года сроком по 25 декабря 2014 года - л.д.77), Правительство УР полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылался на то, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР N77 явилось наличие кадастровой ошибки в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была исправлена в порядке информационного взаимодействия, что не требует составления соответствующего протокола и решения о её устранении (л.д.73, 74).
Согласно представленным в суд пояснениям представителя заинтересованного лица - Управления Росреестра по УР (главного специалиста-эксперта Ш.С.А., доверенность N38 от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года - л.д.80, 81), последнее полагало требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановление Правительства УР N77 принято уполномоченным органом и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (л.д.82-85).
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение помощника прокурора УР об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ООО "ЮГ" подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов (далее по тексту - Правила N316), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N316).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил N316).
Согласно пункту 8 Правил N316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил N316).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил N316).
Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N39 (далее по тексту - Методические указания). Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N215 утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчёта Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта РФ сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ.
Следовательно, орган исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительство УР, утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям.
Согласно материалам дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Пермским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "ФКЦ "Земля", Исполнитель).
По результатам проведённых работ Исполнителем был составлен Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2007 года (далее по тексту - Отчёт), который впоследствии был представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии Отчёта Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, внёсшим их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275.
Указанное постановление прошло судебную проверку. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2009 года постановление Правительства УР N275 было признано соответствующим положениям федерального законодательства со ссылкой на то, что единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики не нашёл нарушений Методических указаний (Определение Верховного Суда РФ N43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы с передачей ей функций по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР N77 принято органом исполнительной власти субъекта РФ - Правительством Удмуртской Республики, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, и носит нормативный характер, поскольку устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Постановление Правительства УР N77 опубликовано на официальном сайте Президента УР и Правительства УР, а также в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 20 июня 2013 года N44 (I).
Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства УР N77 в разделе "г. Ижевск" изменены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населённых пунктов в разрезе кадастровых кварталов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года (приложение N2 к постановлению Правительства УР N275), используемые при исчислении арендных платежей.
В частности, в подколонке 3, соответствующей виду разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок", в пункте 1446 раздела "Город Ижевск" приложения N2 к постановлению Правительства УР N275 по кадастровому кварталу номер 18:26:040630 удельный показатель кадастровой стоимости изменён с "781,05" на "1922,45". Действие постановления Правительства УР N77 распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года (л.д.8, 9).
В соответствии с договором аренды земельного участка N от 03 марта 2000 года (далее по тексту - Договор аренды N от 03 марта 2000 года), заключенным на основании постановления Первого заместителя главы Администрации - вице-мэра г. Ижевска от 04 октября 1999 года N430/4, Администрация г. Ижевска, в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Ижевска (в настоящее время - Управление земельных ресурсов и землеустройства) (Арендодатель), предоставила ООО "ЮГ" (Арендатор) земельный участок с кадастровым номером 18:26:040630:03 площадью 2892 кв. м, находящийся по адресу "адрес" г. Ижевска (далее по тексту - земельный участок). Земельный участок предоставлен Арендатору для эксплуатации автостоянки "Юнга" сроком по 04 октября 2002 года Данный договор аренды зарегистрирован в Регистрационной палате 30 марта 2000 года за N18-01.26-11/2000-430 (л.д.39-46).
Соглашениями N от 07 мая 2003 года, N от 23 марта 2006 года, N от 26 марта 2009 года, N от 06 апреля 2010 года, N от 01 марта 2011 года, N от 22 декабря 2011 года и N от 13 марта 2012 года, заключёнными между Арендодателем и Арендатором, срок по Договору аренды N от 03 марта 2000 года продлевался, соответственно до 04 марта 2006 года, до 04 марта 2009 года, до 04 февраля 2010 года, до 04 января 2011 года, до 04 декабря 2011 года, до 04 ноября 2012 года и до 04 ноября 2014 года (л.д.48-59).
Причём согласно пункту 6.3 Договора аренды N от 03 марта 2000 года (с изменениями, внесёнными соглашением N от 26 марта 2009 года), если Арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновлённым на тех же условиях на неопределённый срок. В этом случая каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц (л.д.55 на обороте).
С учётом изложенного, судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде ООО "ЮГ" является Арендатором земельного участка, на котором размещена и эксплуатируется автостоянка "Юнга".
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за использование земельного участка определяется в соответствии с постановлением Правительства УР от 06 ноября 2007 года N172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту - постановление Правительства УР N172).
Пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждённого постановлением Правительства УР N172, установлено, что годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется как произведение её удельного показателя, установленного в зависимости от назначения земельного участка, на площадь земельного участка.
В силу пункта 2.5 Договора аренды N от 03 марта 2000 года (в редакции соглашения N1750/2 от 23 марта 2006 года), арендная плата вносится ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября равными долями (л.д.52).
Согласно акту сверки взаимных расчётов за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2013 года между Администрацией г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства и ООО "ЮГ" по договору аренды N 03 марта 2000 года, на 31 декабря 2013 года выявлена задолженность Арендатора в сумме 203195,91 руб., подлежащая взысканию в пользу Арендодателя (л.д.66).
Вследствие чего суд приходит к выводу, что постановление Правительства УР N77 в части изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 18:26:040630, в котором заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером N, начиная с марта 2000 года и по настоящее время, повлекло значительное увеличение расходов Общества на его содержание, что, безусловно, затрагивает его права и законные интересы.
Рассматривая вопрос о соответствии постановления Правительства УР N77 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", далее по тексту - Постановление Пленума ВС РФ N48 от 29 ноября 2007 года), суд исходит из следующего.
Преамбула постановления Правительства УР N77 не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых оно было принято.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого постановления, обосновывающей необходимость принятия последнего, изменение ранее внесённых в постановление Правительства УР N275 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков вида разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в разрезе кадастровых кварталов города Ижевска произведено с целью исправления технической ошибки исполнителя работ (л.д.75, 76).
Статьей 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления ошибок в документах, представленных для внесения сведений и воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях.
При этом технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых они вносились (п.1 ч.1 ст.28 Закона о кадастре); а кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого в него вносились соответствующие сведения (п.2 ч.1 ст.28 Закона о кадастре).
Пунктом 4 статьи 28 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01 октября 2013 года) определено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учёта изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона о кадастре, орган кадастрового учёта при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, её описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чём состоит необходимость исправления ошибки.
Суд считает, что данная правовая норма не содержит каких-либо исключений для кадастровой ошибки, обнаруженной в порядке информационного взаимодействия.
В связи с чем, ссылка представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР в представленных письменных пояснениях на то, что исправление кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия не предполагает принятия соответствующего решения о необходимости её устранения, подлежит отклонению как не основанная на нормах действующего законодательства.
Суд установил, что орган кадастрового учёта не принимал соответствующего решения о необходимости устранения кадастровой ошибки с её описанием и обоснованием, и, соответственно, не направлял данное решение заинтересованным лицам.
При этом в пояснительной записке к проекту постановления Правительства УР N77 вообще отсутствует какое-либо обоснование выявленной технической ошибки в сведениях, квалификация сведений как ошибочных, указание, в чём именно состоит необходимость её исправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленную в материалы дела пояснительную записку нельзя рассматривать в качестве решения об устранении кадастровой ошибки, поскольку она не отвечает требованиям п.5 ст.28 Закона о кадастре.
В своих письменных возражениях представитель Правительства УР ссылается на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 26 июля 2010 года N01-1012/712, как на основание для подготовки проекта оспариваемого постановления, а представитель Управления Росреестра по УР при тех же обстоятельствах - на письмо Пермского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" от 09 апреля 2012 года за N01-10/2/319. Между тем данные письма не могут быть приняты в качестве доказательств исправления выявленной кадастровой ошибки путём информационного взаимодействия, поскольку они не отвечают требованиям п.5 ст.28 Закона о кадастре.
Согласно пункту 11 Правил N316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчёте об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчёте (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре Решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчёт кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчёта, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесённые в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Вышеуказанное письмо принято уполномоченным органом исполнительной власти, в рамках предоставленных полномочий и образует правоприменительную практику.
Причём представитель Управления Росреестра по УР в своих письменных пояснениях подтвердила применение его положений при подготовке и издании постановления Правительства УР N77 (л.д.85).
Суд констатирует, что письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года N3-1324-ГЕ направлено на разъяснение статьи 28 Закона о кадастре и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ N35 от 20 февраля 2008 года, а также концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах N316.
Таким образом, суд признаёт, что Постановлением Правительства УР N77 без какого-либо экономического и правового обоснования, внесены изменения в Постановление Правительства УР N275 в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков вида разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала 18:26:040630 по г. Ижевску УР, в отношении которого Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которого принято решение о соответствии Методическим указаниям, что противоречит правовым нормам Закона о кадастре.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель, поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного заявителю на праве аренды, изменён произвольно, без соблюдения установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки. Притом, что орган исполнительной власти субъекта РФ не наделён полномочиями произвольно, по собственному усмотрению, без соблюдения установленной законодательством процедуры определять удельные показатели кадастровой оценки земель.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение то, что Постановление Правительства УР N77 принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим с момента принятия в части требований, заявленных ООО "ЮГ", то есть их полного удовлетворения.
Исходя из смысла правовых положений ч.2 ст.253 ГПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума ВС РФ N48 от 29 ноября 2007 года, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР N77 к таковым не относится.
Действие постановления Правительства УР N77 распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года (ч.2), что явилось основанием для перерасчёта за указанный период арендной платы и установлению задолженности заявителя перед бюджетом города в сумме 203 195,91 руб. Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечёт нарушение прав заявителя, т.к. приведёт к уплате арендной платы в размере, не соответствующем закону, т.е. к незаконному изъятию денежных средств ООО "ЮГ".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "ЮГ" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 февраля 2013 года N77 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части
подпункта "в" пункта 2 части 1 об изменении цифры "781,05" на цифру "1922,45" в пункте 1446 раздела "Город Ижевск" приложения N2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 ноября 2014 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.