Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Чемякиной И.А.,
судей Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
при секретаре Гусевской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 26 сентября 2014 года дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 16.05.2014г. о взыскании с Министерства жилищно-хозяйства Хабаровского края исполнительного сбора по исполнительному производству N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Н.Н. Воякиной на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 16.05.2014г., освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что судебным приставом- исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска вынесены постановления от N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере "данные изъяты". в связи неисполнением исполнительского документа без наличия уважительных причин неисполнения. Полагают данные постановления незаконными, необоснованными и подлежащими отмене. Министерством жилищно- коммунального хозяйства края своевременно направлены в Министерство имущественных отношений Хабаровского края заявки на приобретение жилых помещений для вышеуказанных взыскателей. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Министерство, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства. Учитывая изложенное, ращения суда не исполняются по объективным причинам. Просили признать незаконными постановления ОСП по Центральному району г.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований Министерству ЖКХ отказано.
В апелляционной жалобе представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Воякина Н.Н. с постановленным по делу решением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в рамках возложенных на министерство жилищно-коммунального хозяйства края полномочий, приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения. Процедура приобретения жилого помещения за счет бюджетных средств в собственность Хабаровского края, объявление торгов, регистрация прав занимает длительный период времени. Жилые помещения государственного жилищного фонда края будут предоставлены взыскателям, после их приобретения (строительства) министерством имущественных отношений и министерством строительства края. Ссылается на то, что судом не были учтены данные обстоятельства. В связи с чем, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительных листов, выданных Центральным районным судом г. Хабаровска по гражданским делам N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ на основании вступивших в законную силу решений Центрального районного суда г. Хабаровска о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО37 ФИО12, ФИО13, ФИО14 благоустроенные жилые помещения, отвечающие установленным техническим и санитарным требованиям, в отношении взыскателей в 2013г. возбуждены исполнительные производства.
Копии постановлений о возбуждении исполнительного производства были направлены Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, в постановлениях должнику предлагалось в срок 5 дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно неотвратимых обстоятельств, должнику предлагалось сообщить судебному приставу-исполнителю. Должник был предупрежден об ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в сумме "данные изъяты" в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Согласно п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течении суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно частей 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229 "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительный сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащих взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительный сбор с должника-организации - 50 000 рублей.
В ходе исполнительного производства должнику выставлялись требования об исполнении решения суда в установленные сроки.
Из материалов исполнительного производства следует, что требования судебного пристава-исполнителя должником - министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в установленный постановлениями срок для добровольного исполнения выполнены не были.
В соответствии с информационными письмами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края приставу-исполнителю сообщалось, что свободные жилые помещения в государственном жилищном фонде края отсутствуют, направлены заявки на приобретение квартир в министерство имущественных отношений Хабаровского края, жилые помещения государственного жилищного фонда края будут предоставлено ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО38 ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО22 после его приобретения в г.Хабаровске министерством имущественных отношений края.
В связи с неисполнением должником требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлениями судебного пристава - исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с Министерства жилищно-хозяйства Хабаровского края исполнительного сбора по исполнительным производствам N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края взыскан исполнительский сбор в размере по "данные изъяты". по каждому исполнительному производству
Установленная законом процедура приобретения объектов недвижимости в государственную собственность, не свидетельствуют о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения. Доказательств невозможности исполнения исполнительных листов в установленный срок Министерством ЖКХ Хабаровского края не представлено, что не может свидетельствовать об уважительной причине неисполнения судебного акта.
Учитывая изложенное выше, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с должника исполнительского сбора, поскольку решение суда не было исполнено в установленный срок добровольно, о наличии причин, препятствующих исполнению решению суда вследствие непреодолимой силы, должник судебного пристава-исполнителя не уведомил.
Довод о том, что процедура приобретения жилого помещения за счет бюджетных средств в собственность Хабаровского края, объявление торгов, регистрация прав занимает длительный период времени, не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Довод о том, что решение суда не исполняется по объективным причинам, что исключает ответственность в виде взыскания исполнительского сбора, является необоснованным, поскольку из положений статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что доказательства невозможности исполнения должен представить должник, которому судебным приставом-исполнителем неоднократно предлагалось это сделать. В связи с тем, что указанные доказательства должником представлены не были, судебный пристав-исполнитель оценил данное обстоятельство при принятии обжалуемого постановления.
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, является правом, а не обязанностью суда, и осуществляется с учетом всех обстоятельств дела.
Таким образом, суд дал надлежащую оценку совокупности собранных по делу доказательств, выводы суда должным образом мотивированы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
В связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 июня 2014 года по делу по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г.Хабаровска от 16.05.2014г. о взыскании с Министерства жилищно-хозяйства Хабаровского края исполнительного сбора по исполнительному производству N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г., об освобождении от взыскания исполнительного сбора - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю - Н.Н. Воякиной без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.