СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Смирновой Н.И. и Тебеньковой Л.Г.
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 10 ноября 2014 года
дело по апелляционной жалобе ООО "Краснозатонская жилищно-коммунальная компания" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2014 года, по которому
с ООО "КЖКК" в пользу Харионовской Н.А. взыскано в возмещение ущерба, причиненного заливом квартиры, ... , компенсация морального вреда в размере ... , расходы на оплату экспертизы в размере ... , расходы на уплату государственной пошлины в размере ...
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Харионовская Н.А. обратилась в суд с иском к ООО "Краснозатонская жилищно-коммунальная компания" (далее-ООО "КЖКК") о возмещении ущерба, причиненного затоплением квартиры ... в доме ... по улице ... , в размере ... , компенсации морального вреда в размере ... , расходов по оплате услуг оценщика в размере ... и по оплате госпошлины в размере ... , указав в обоснование требований, что затопление произошло по вине ответчика, допустившего ненадлежащее состояние кровли дома.
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали.
Ответчик в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика иск не признал, пояснив, что осуществляет обслуживание многоквартирного дома ... по улице ... с ... года, а ненадлежащее состояние кровли дома имеет место на протяжении длительного периода времени, поэтому факт причинения ущерба истцу именно действиями ответчика не доказан; кроме того, проведение ремонта кровли нецелесообразно, так как решается вопрос о включении дома в муниципальную адресную программу капитального ремонта.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "КЖКК" не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, принятого в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Харионовская Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: ... , расположенного на ... этаже пятиэтажного жилого дома ... года постройки.
Согласно акту N ... от ... года, составленному комиссией в составе представителей УЖКХ Администрации МО ГО "Сыктывкар", ООО "КЖКК", по обращению Харионовской Н.А. произведено обследование мест общего пользования на пятом этаже дома ... по улице ... и квартиры истца и установлено, что в местах общего пользования на потолке и стенах наблюдается разрушение слоя побелки и штукатурки, повсеместно потеки и влажные разводы; в квартире в прихожей на стене и потолке - влажные разводы желтого цвета, обои набухли, местами отклеиваются от стены, местами отсутствуют, в кладовке - следы протечек кровли, разводы.
К акту приложен фотоматериал, подтверждающий приведенные в акте обстоятельства.
Стоимость устранения повреждений в квартире истца согласно акту экспертизы АНО " ... " от ... года составляет ...
Определяя лицо, ответственное за причинение ущерба истцу, суд исходил из установленного в ходе судебного разбирательства факта ненадлежащего выполнения ООО "КЖКК" своих обязательств по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ... по улице ... , а именно кровли дома.
Вывод суда является правильным.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьями 1095 и 1096 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу гражданина вследствие недостатков работы (услуги), подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ... по улице ... в форме заочного голосования от ... года собственники в качестве способа управления домом выбрали непосредственное управление многоквартирным домом и заключили договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с ООО "КЖКК".
... года между ООО "КЖКК" и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме заключен договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого ООО "КЖКК" обязано по заданию собственников за плату осуществлять комплекс работ и услуг пор содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, состав и состояние которого указаны в приложении N2 к договору, за исключением предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещениями в доме (пункт 1.1 договора); при этом в силу пункта 2.1.3 ООО "КЖКК" обязано устранять за свой счет все выявленные недостатки оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В приложении N2 к договору в перечне общего имущества многоквартирного дома значится крыша, а в разделе "Техническое состояние элементов общего имущества" не содержится данных о её ненадлежащем состоянии на момент передачи дома на обслуживание ООО "КЖКК".
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д.; контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению; в ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
Пунктом 4.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Обязанность обслуживающей организации содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и иных лиц, закреплена также в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N491 (пункт 10 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года N 290 утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, к работам, выполняемым в целях надлежащего состояния крыш многоквартирных домов, относится, в частности, проверка кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, предписано незамедлительное их устранение; в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ответчик, как организация, осуществляющая обслуживание многоквартирного дома ... по улице ... , не выполнил возложенные на него приведенными нормативными правовыми актами и договором от ... года обязанности по обеспечению надлежащего состояния кровли дома и своевременному устранению протечек кровли, что привело к причинению истцу ущерба в результате повреждения внутренней отделки её квартиры от попадания воды при протекании кровли дома.
При таких обстоятельствах суд правомерно возложил ответственность за причиненный истцу ущерб на ответчика и взыскал с ООО "КЖКК в пользу Харионовской Н.А. сумму ущерба, причиненного в результате затопления принадлежащего ей жилого помещения, в размере расходов, необходимых на приведение квартиры в первоначальное состояние, а также понесенные судебные расходы.
Доказательств надлежащего выполнения ответчиком ООО "КЖКК" обязанности по техническому содержанию и обслуживанию кровли дома, поддержанию её в состоянии, обеспечивающем нормальное функционирование, как это предусмотрено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, в материалах дела не имеется. Также ответчиком не доказано, что вред причинен не им, а иными лицами.
При этом суд правильно отклонил доводы ответчика в обоснование отсутствия вины в причинении вреда истцу о том, что протекание кровли дома имеет место на протяжении нескольких лет, когда дом обслуживали другие управляющие организации, указав, что доказательств того, что ООО "КЖКК" предпринимало какие-либо меры по устранению протечек, в материалах дела нет, а истец, как следует из материалов дела, неоднократно обращалась к ответчику по вопросу протекания кровли и попадания воды в её квартиру, однако, каких-либо мер по устранению этого недостатка ответчиком принято не было.
Поскольку правоотношения сторон в сфере оказания услуг по управлению общим имуществом многоквартирного дома регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей", то суд правомерно в соответствии со статьей. 15 указанного Закона взыскал с ответчика в пользу Харионовской Н.А. компенсацию морального вреда, причиненного нарушением прав истца как потребителя услуг.
Вместе с тем, решение суда подлежит дополнению указанием на взыскание с ответчика в пользу истца штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", так как согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Указанный штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, составит ...
Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2014 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть указанием на взыскание с ООО "КЖКК" в пользу Харионовской Н.А. штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме ...
Апелляционную жалобу ООО "КЖКК" оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.