Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Папуши А.С.,
судей Усовой Н.М. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В.В. к администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области о взыскании задолженности по ежемесячным доплатам, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат и расходов на услуги представителя,
по апелляционной жалобе Романова В.В. на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 08 сентября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Романов В.В. указал, что "дата изъята" в результате выборов он был избран главой Еланцынского муниципального образования. В соответствии с результатами выборов "дата изъята" главой Еланцынского муниципального образования был избран Белеев С.Ю. и срок его полномочий был окончен.
"дата изъята" он устроился на работу (данные изъяты), где размер оплаты его труда был ниже прежнего.
Согласно разд. 10 Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования лицу, прекратившему полномочия главы, выплачивается выходное пособие в размере его месячной оплаты труда в случае не избрания на новый срок полномочий; выборному лицу местного самоуправления производится ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий до устройства на новое место работы, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий. Если на новом месте работы, размер оплаты труда указанного лица ниже прежнего, то производится ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, но в течении не более шести месяцев со дня прекращения полномочий.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются Уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ст. 14 закона Иркутской области от 17.12.2008 N 122-ОЗ "О гарантиях осуществления депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", предусматривает гарантии, предоставляемые выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, при прекращении его полномочий.
Однако в нарушение вышеуказанного законодательства и Устава Еланцынского МО и решения Думы Еланцынского МО "дата изъята" ответчиком не в полном размере произведена ежемесячная доплата, в связи, с чем возникла задолженность по доплатам в размере (данные изъяты).
Ссылаясь на ст. 236 ТК РФ, считает, что ответчик обязан выплатить в его пользу денежную компенсацию за задержку выплат в размере (данные изъяты), с учетом ставки рефинансирования 8,25%.
На основании изложенного Романов В.В. просил взыскать с администрации Еланцынского МО в его пользу задолженность по ежемесячным доплатам в размере (данные изъяты), денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат в размере (данные изъяты), расходы на услуги представителя в размере (данные изъяты).
Решением суда в удовлетворении исковых требований Романову В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Романов В.В. просит решение суда отменить, приведя аналогичные доводы которые были указаны в качестве обоснования исковых требований в суде первой инстанции.
Заслушав объяснения истца Романова В.В. и его представителя на основании ордера адвоката Викторову Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района петровой Е.А., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основанию пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ по следующим основаниям.
Как следует из раздела 1 Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования (далее Положение о гарантиях ... ), утв. решением Думы Еланцынского муниципального образования от 25.02.2010г. N 82, на которое ссылается истец, оно разработано в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законом Иркутской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области", Уставом Еланцынского муниципального образования.
В ч. 2 разд. 10 вышеуказанного Положения о гарантиях ... , закреплено, что выборному лицу местного самоуправления, прекратившему свои полномочия в случаях, предусмотренных в ч. 1 настоящего раздела, производится ежемесячная выплата в размере его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий до устройства на новое место работы, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий. Если на новом месте работы размер оплаты труда указанного лица ниже прежнего, то производится ежемесячная доплата до уровня размера его месячной оплаты труда на день прекращения полномочий, но в течение не более шести месяцев со дня прекращения полномочий.
В соответствии с ч. 5.1. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003. N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 122-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" в ред. Закона Иркутской области от 06.06.2011 N 32-ОЗ (вступившем в законную силу 20.06.2011г.) в случае окончания срока полномочий и неизбрания на новый срок полномочий Уставом муниципального образования может устанавливаться за счет средств соответствующего местного бюджета единовременная выплата выборному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Романов В.В. с "дата изъята" занимал должность главы Еланцынского муниципального образования. "дата изъята" был уволен с данной должности в связи с окончанием срока полномочий и выбором нового главы.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что Законом Иркутской области от 06.06.2011 N 32-ОЗ "О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области, а также о признании утратившими силу отдельных положений Законов Иркутской области", вступившем в законную силу 20.06.2011, в Закон N 122-ОЗ внесены изменения и часть 2 ст. 14 данного Закона утратила силу, поэтому поскольку на момент прекращения полномочий норма Положения, предусматривающая ежемесячные выплаты на срок до шести месяцев не подлежала применению, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
В материалы дела представлены Распоряжения главы Еланцынского муниципального образования Белеева С.Ю. за: "дата изъята" , согласно которому провести доплату за ноябрь 2012года до уровня размера месячной оплаты труда на день прекращения полномочий Романову В.В. согласно прилагаемого расчета в размере (данные изъяты);
"дата изъята" , согласно которому провести доплату за декабрь 2012года до уровня размера месячной оплаты труда на день прекращения полномочий Романову В.В. согласно прилагаемого расчета в размере (данные изъяты);
"дата изъята" , согласно которому провести доплату за январь 2013года до уровня размера месячной оплаты труда на день прекращения полномочий Романову В.В. согласно прилагаемого расчета в размере (данные изъяты);
"дата изъята" , согласно которому провести доплату за февраль и март 2013года до уровня размера месячной оплаты труда на день прекращения полномочий Романову В.В. согласно прилагаемого расчета в размере (данные изъяты);
"дата изъята" , согласно которому провести доплату за апрель 2013года до уровня размера месячной оплаты труда на день прекращения полномочий Романову В.В. согласно прилагаемого расчета в размере (данные изъяты).
Распоряжением главы Еланцынского муниципального образования Белеева С.Ю.за "дата изъята" отменены распоряжения за "номер изъят", основание: в связи с признанием статьи 2 раздела 10 положения "О гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования", утвержденного Решением Думы "дата изъята" как противоречащей Закону Иркутской области от 17 декабря 2008г. N122-ОЗ с изменениями от 06.06.2011г. N 32-ОЗ (данные изъяты).
Согласно Решения Думы Еланцынского Муниципального образования за "дата изъята" , раздел 10 Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица Еланцынского муниципального образования изложен в новой редакции, которым предусматривается выплата выборному лицу местного самоуправления за счет бюджета при прекращении полномочий в связи с окончанием срока полномочий и неизбрания на новый срок единовременная выплата в размере месячной оплаты выборного лица.
В ч.2 указано, что настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования.
В ч.4 указано, что действие положения пункта 6 части 1 настоящего решения распространяется на отношения, возникшие с "дата изъята" (данные изъяты).
Указанное решение Думы опубликовано в Бюллетене нормативных правовых актов Еланцынского муниципального образования в выпуске "дата изъята" .
Суд первой инстанции, применяя положения части 4 названного решения Думы на правоотношение возникшие до его принятия, не учел, что в силу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Поскольку к моменту прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) нормы материального права, устанавливающие вышеназванную гарантию, не утратили силу, то у названного лица имелось законное основание на получение выплаты, поскольку нормы материального права применяются на момент возникновения правоотношения, в данном случае - на момент прекращения полномочий.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 11 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Частью 1 статьи 23 "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (пункт 3 статьи 23 данного Закона).
Статья 6 Трудового кодекса РФ, предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
По смыслу пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В порядке части 3 статьи 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что полномочия Романова В.В. были прекращены "дата изъята" , когда расходные обязательства у Еланцынского муниципального образования по исполнению муниципального правового акта еще существовали.
Таким образом, на момент издания главой Еланцынского муниципального образования распоряжения "дата изъята" , указанные выше нормы, предусматривающие возможность ежемесячной выплаты в течение 6 месяцев, действовали.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является ошибочным.
Кроме того, суд первой инстанции не учел позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении N 7-П от 5 апреля 2013 года "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов".
Согласно данной правовой позиции, абзац 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он не исключает право субъекта Российской Федерации при соблюдении требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства устанавливать законом субъекта Российской Федерации единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.
При указанных обстоятельствах обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Расчет подлежащей к взысканию доплаты за период с января по апрель 2013 года ответчиком не оспорен, как не оспорен и размер денежной компенсации за задержку указанных выплат на основании статьи 236 ТК РФ.
Обсуждая размер подлежащих к взысканию расходов истца за оплату услуг представителя, судебная коллегия исходит из того, что расходы подтверждены документально: договор об оказании юридических услуг от "дата изъята" , квитанция к приходному ордеру и с учетом обстоятельств и сложности дела, продолжительности судебного разбирательства, объема представленных доказательств, обеспечения необходимого баланса субъективных прав сторон, определяет подлежащей к взысканию сумму в размере (данные изъяты).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 08 сентября 2014 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
Взыскать с администрации Еланцынского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области в пользу Романова В.В. задолженность по ежемесячным доплатам в размере (данные изъяты), денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат в размере (данные изъяты), расходы на оплату услуг представителя в размере (данные изъяты).
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Н.М.Усова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.