Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Захаровой Т.А., Серышевой Н.И.
при секретаре Фоминой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению ФИО1 к МИФНС России N 10 по Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет начисленного земельного налога,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2 ,
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к МИФНС России N 10 по Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет начисленного земельного налога на земельный участок с кадастровым номером N " ... " , расположенный по адресу: "адрес" , за 2011 год, 2012 год, 2013 год, установленной действующим законодательством для земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом налоговой ставки в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на МИФНС России N 10 по Волгоградской области произвести перерасчет начисленного земельного налога.
В обоснование заявленного требования указал, с 22 декабря 2009 года по 19 сентября 2013 года он являлся собственником земельного участка площадью " ... " кв.м. кадастровый номер: N " ... " , расположенного по адресу: "адрес" , и расположенного на нем жилого дома.
В соответствии с кадастровым паспортом указанного земельного участка его стоимость составляет " ... " . Данная сумма является налоговой базой при исчислении земельного налога. МИФНС N 10 начисляло земельный налог исходя из указанной базы.
На территории г. Волгограда налоговые ставки по земельному налогу установлены постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23 ноября 2005 г. N 24/464.
В отношении земельных участков, занятых домами индивидуальной жилой застройки указанным постановлением установлена налоговая ставка в виде 0,1 процента от кадастровой стоимости участка.
В отношении земельный участков, вид разрешенного использования для которых не определен (прочие земельные участки) установлена налоговая ставка в виде 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
В данном случае налоговый орган при определении налоговый ставки руководствовался ставкой в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Однако земельный участок площадью " ... " кв.м. кадастровый номер: N " ... " , расположенный по адресу: "адрес" , занят индивидуальным жилищным фондом, общей площадью " ... " кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 20.01.2010 г.
Указал на то, что земельный участок занят жилищным фондом - домом индивидуальной застройки, данное обстоятельство должен был учитывать налоговый орган при избрании налоговой ставки, то есть ставка должна была составлять 0,1 процента от кадастровой стоимости участка.
На основании ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, а также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
В соответствии со ст. 397 НК РФ перерасчет суммы налога в отношении физических лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
На основании изложенного просил суд обязать МИФНС N 10 произвести перерасчет начисленного земельного налога на земельный участок с кадастровым номером N " ... " , расположенный по адресу: "адрес" , за 2011 год, 2012 год, 2013 год, по ставке, установленной действующим законодательством для земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом, в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка.
Судом постановлено указанное выше решение.
Представитель ФИО1 ФИО2 в апелляционной жалобе оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить вынесенное судом первой инстанции решение.
Представитель МИФНС России N 10 по Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить без изменения вынесенное судом первой инстанции решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пункт 1 статьи 390 НК РФ определяет, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, являющегося объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Изменение кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода может происходить в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23 ноября 2005 года N 24/464 установлены налоговые ставки по земельному налогу, обязательному к уплате на территории городского округа город-герой Волгоград всеми организациями и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога.
В частности, в отношении земельных участков, занятых домами индивидуальной жилой застройки установлена налоговая ставка в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка; 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии со ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка производится на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1 являлся собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес" к.
Из представленного в материалах дела кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу с кадастровым номером N " ... " следует, что в нем указан вид разрешенного использования: цветочно-декоративный комбинат.
С заявлением об изменении вида разрешенного использования в органы, осуществляющие государственную регистрацию земельных участков, ФИО1 не обращался.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета (которому должны соответствовать размещенные на земле объекты), а не от фактического использования земельного участка землепользователем, а потому в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка при исчислении земельного налога налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5 %, установленная в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2.1.2 Положения для прочих земельных участков в черте населенного пункта; доказательств того, что заявитель обращался в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования для земельного участка представлено не было, и принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о необходимости применения налоговым органом при расчете земельного налога ставки в размере 0,1% признаются судебной коллегией несостоятельными к отмене решения суда в связи с вышеизложенным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм закона, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы суда, аналогичны доводам, указанным в заявлении, которым судом была дана надлежащая оценка, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Верно:
Судья Волгоградского областного суда А.А. Андреев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.