Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Волковой Я.Ю. при секретаре Вахрамеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-124/2014 по иску ООО "Собственность" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
истец 31.10.2014 обратился в суд с иском об определении кадастровой стоимости двух земельных участков в размере их рыночной стоимости. В обоснование иска указал, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N и N , расположенных в ... , относящихся к землям населенных пунктов и имеющих разрешенное использование под отвал шлака.
Площадь первого участка 154200 кв.м., второго - 5065 кв.м.
Кадастровая стоимость участков определена на основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость первого участка - ( / / ) руб., второго - ( / / ) руб. ( / / ) коп.
По отчетам оценщика, соответствие требованиям закона которых подтверждено экспертными заключениями, по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость участка с кадастровым номером N составляет ( / / ) руб., участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб.
Ссылаясь на завышенную сумму кадастровой стоимости участков и нарушение своих прав как плательщика арендной платы, определяемой от кадастровой стоимости участков, истец просил установить (определить) кадастровую стоимость участков равной рыночной.
Представитель истца Бурков Е.С. (по доверенности от 02.06.2014) поддержал доводы иска.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Пинягин Е.С. (по доверенности от 18.12.2013) и представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области Казакова Н.А. (по доверенности от 04.09.2014) возражали относительно заявленных требований, полагая данные учреждения ненадлежащими ответчиками. Не оспаривали как отчет оценщика, так и экспертное заключение, подтвердив обоснованность определения рыночной цены участка именно на 01.01.2010.
Представители третьих лиц Управления муниципальным имуществом Администрации Режевского городского округа (арендодателя), Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явились, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом
, мнения по иску не высказали.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Новая редакция названной нормы устанавливает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков: путем проведения государственной массовой оценки земли и путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как ранее действовавшим законодательством (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ), так и действующим в настоящее время законом (Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") предусмотрена возможность установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" в действующей редакции предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Истцу отказано в рассмотрении его заявления Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области (т. 1 л.д. 30, 34), обязанность по соблюдению досудебного порядка разрешения спора истцом исполнена.
Судом установлено, что истец является арендатором указанных в иске участков, срок аренды до 2057 г. (т. 1 л.д. 9-17, 20-28). Арендная плата определяется исходя из кадастровой стоимости участков.
С учетом изложенного, истцом обоснован правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости участков.
Из кадастровых справок (т. 1 л.д. 7, 18) следует, что кадастровая стоимость участков определена Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб., участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб. ( / / ) коп.
Поскольку кадастровая стоимость участка определена по состоянию на 01.01.2010, то датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость участка, следует считать эту же дату.
Указанная в отчетах оценщика рыночная стоимость участков по состоянию на 01.01.2010 является сопоставимой со стоимостью этих участков, определенной методом массовой оценки.
Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости земельных участков NN N , выполненным оценщиком Г.Е.С. (т. 1 л.д. 49-124, 144-219), на 01.01.2010 рыночная стоимость участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб., участка с кадастровым номером N - ( / / ) руб.
К отчетам оценщика приложены копии документов об образовании оценщика (т. 1 л.д. 120), его членстве в саморегулируемой организации оценщиков (т. 1 л.д. 121), о страховании ответственности оценщика (т. 1 л.д. 122).
Соответствие данных отчетов требованиям, предъявляемым действующим законодательством в области оценочной деятельности, подтверждается положительными экспертными заключениями NN N , подготовленными экспертом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации " ( / / ) " Ш.Л.В, (т. 1 л.д. 125-143, 220-238).
Выводы представленных оценок не оспариваются ответчиками, третьими лицами.
С учетом изложенного, принимая во внимание разницу между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2010.
При этом суд не принимает во внимание доводы ответчиков о том, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно положениям п. 3 ст. 16 указанного Федерального закона орган кадастрового учета осуществляет кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
С учетом предъявляемых требований об изменении размера кадастровой стоимости и того обстоятельства, что права истца могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, надлежащим ответчиком является орган, уполномоченный в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (пункты 1, 5.1.25-5.1.28), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, названа Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
В свою очередь полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости", Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93, Приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра").
При этом делегирование отдельных управленческих функций частному лицу - ФГБУ "ФКП Росреестра" не свидетельствует о том, что Росреестр не является органом кадастрового учета и не освобождает его от выполнения контрольных полномочий в отношении ФГБУ.
С учетом изложенного, требования истца адресованы надлежащим ответчикам.
В резолютивной части суд считает возможным указать, что кадастровая стоимость равной рыночной определена по состоянию на 01.01.2010, что не означает возможности применения измененной кадастровой оценки с 01.01.2010. Такое указание вносится в резолютивную часть с учетом положений ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно этой норме сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Названная норма права устанавливает, что в кадастр вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Подпункт 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусматривает необходимость указания в кадастре в качестве сведений о кадастровой стоимости также и даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости). Именно с целью ясности резолютивной части решения суда суд указывает, что кадастровая стоимость равная рыночной определена по состоянию на 01.01.2010.
Порядок же применения измененной судом кадастровой стоимости урегулирован в ч. 5 ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск ООО "Собственность" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 154 200 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под отвал шлака, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2010) в размере ( / / ) руб.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 5065 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под отвал шлака, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2010) в размере ( / / ) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение составлено 17.12.2014.
Судья подпись Я.Ю. Волкова
Копия верна
Судья Я.Ю. Волкова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.