Приморский краевой суд в составе:
судьи Зиганшина И.К.
при секретаре Соловьёвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Давидчука А.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Давидчук А.А. обратился в Приморский краевой суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 1801 кв.м., кадастровый номер ... , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 164 метрах от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: "адрес"
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что на основании договора аренды от 14 марта 2012 года N 7639/12 и договора уступки прав и обязанностей от 17 апреля 2012 года он является арендатором указанного земельного участка. Постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 года N 437-па утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края. В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость находящегося в его аренде земельного участка составила 5851268,90 рублей. Между тем согласно отчету об оценке от 22 июля 2014 года N 14-01/0719, выполненному независящим оценщиком Прозоровой Е.Д., рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2010 года составляла 945525 рублей. Экспертным заключением от 3 августа 2014 года N 2749/2014 отчет оценщика Прозоровой Е.Д. признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Он, как арендатор, за пользование земельным участком уплачивает арендную плату, которая в соответствии с решением Думы Уссурийского городского округа от 30 июня 2010 года N 262-НПА "О Положении о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Уссурийского городского округа" определяется исходя из размера кадастровой стоимости передаваемого в аренду земельного участка. Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости напрямую влияет на размер арендной платы и, соответственно, нарушает его права.
По изложенным основаниям заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1801 кв.м., кадастровый номер ... , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 164 метрах от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: "адрес" , равной его рыночной стоимости в сумме 945525 рублей и обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Хаустов В.В. заявленные требованиям поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю, Администрации Приморского края и администрации Уссурийского городского округа Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 14 марта 2012 года N 7639/12 и договора уступки прав и обязанностей от 17 апреля 2012 года заявитель Давидчук А.А. является арендатором земельного участка площадью 1801 кв.м. с кадастровым номером ... , категория земель - земли населенных пунктов, коммунально-складская зона, местоположение: установлено примерно в 164 метрах по направлению на юг от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" , разрешенное использование: для строительства производственных гаражных боксов. Срок аренды установлен на три года и истекает 13 марта 2015 года.
Согласно пункту 3.1 договора аренды размер арендной платы устанавливается в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 19 марта 2009 года N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" и решением Думы Уссурийского городского округа от 30 июня 2010 года N 262-НПА "О Положении и порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Уссурийского городского округа".
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности, устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости передаваемого в аренду земельного участка, определенной в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Оспариваемая заявителем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере 5851268,90 рублей внесена в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 1 января 2010 года на основании Постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 года N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края".
В обоснование заявленных требований Давидчук А.А. представил подготовленный индивидуальным предпринимателем Прозоровой Е.Д. отчет от 22 июля 2014 года N 14-01/0719 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2010 года в размере 945 525 рублей, а также положительное экспертное заключение от 3 августа 2014 года N 2749/2014 общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Требование заявителя основано на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и мотивировано тем, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка, не соответствующая его рыночной стоимости, влечет необоснованное увеличение для него, как арендатора, арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 9 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Статьей 10 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений земельных участков (к которым также относятся сведения о кадастровой стоимости), находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Из системного толкования приведенных норм следует, что в тех случаях, когда земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, результаты определения его кадастровой стоимости могут быть оспорены только органами государственной власти, органами местного самоуправления, которые в этих целях вправе заключать договор на проведение оценки от имени заказчика либо передавать такие полномочия другому лицу.
Поскольку Давидчук А.А. является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности, и соответствующий договор аренды заключен на срок 3 года, заявитель не относятся к той категории лиц, обладающими земельными участками, на которых распространяются положения закона, регулирующие порядок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Довод заявителя о том, что он вправе оспаривать кадастровую оценку предоставленного ему в аренду земельного участка в связи с тем, что данный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, является необоснованным.
Согласно статье 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, органы местного самоуправления в силу прямого указания закона наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей их включения в гражданский оборот и, соответственно, вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Права и обязанности сторон по договору аренды регулируются нормами гражданского законодательства.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Действующим законодательством установлено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Соответственно стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
Заключив договор аренды, заявитель согласился с ценой договора, в том числе с порядком ее определения. Установление иной кадастровой стоимости арендатором, есть не что иное, как способ изменения в одностороннем порядке условий договора.
Своими требованиями заявитель, как арендатор, оспаривает право органа местного самоуправления, действующего от имени собственника земельного участка, находящегося в государственной собственности, на определение кадастровой стоимости земельного участка, так и на установление арендной платы, реализацию общих начал определения арендной платы.
Таким образом, право на определение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка заявителю не принадлежит, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку в заявлении Давидчука А.А., поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 220, 224, 225, 262, 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по гражданскому делу по заявлению Давидчука А.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости прекратить.
Повторное обращение заявителя в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.