Судья Верховного суда Республики Коми Маркелов К.Б.,
при секретаре Вахниной Т. В.,
рассмотрев жалобу ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" на постановление Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 09 октября 2014г., которым признано открытое акционерное общество "Усть-Вымская тепловая компания", место нахождения: индекс "Адрес обезличен" , "Адрес обезличен" , зарегистрированного "Дата обезличена" в качестве юридического лица в МИФНС России "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" за "Номер обезличен" , ИНН "Номер обезличен" , КПП "Номер обезличен" , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Заслушав пояснения представителя Государственной инспекции труда в РК Федоровой К. С.,
УСТАНОВИЛ:
15 сентября 2014 года Государственным инспектором труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости в отношении ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" составлен протокол об административном правонарушении N "Номер обезличен" , предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, ссылаясь на малозначительность административного правонарушения.
Изучив материалы дела, считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 28.12.2006 года ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Коми в качестве юридического лица.
15 сентября 2014 года Государственным инспектором труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости в отношении ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" составлен протокол "Номер обезличен" об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", являющееся юридическим лицом - работодателем, наделенным организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, несущим ответственность за соблюдение действующего трудового законодательства РФ, за положение дел в обществе, нарушило законодательство о труде, выразившееся в следующем: в нарушение требований ст. 212, ст. 230.1 Трудового кодекса РФ, п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ N 290н от 01.06.2009 года, п. 3.9., п. 4.24. Правил по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций (ПОТ РО-14000-003-98), п. 4.58. Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98) по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавших Кипрушева Н.Д., Петровичевой А.И. не направило в Государственную инспекцию труда Республики Коми сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве; в ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) не фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ установленной формы (на момент проверки общества личные карточки учета выдачи СИЗ Государственному инспектору труда также не были предоставлены); переносные стремянки не имеют устройств, предотвращающих возможность сдвига и опрокидывания их при работе. Нижние концы лестниц и стремянок не имеют оковки с острыми наконечниками, а при пользовании ими на асфальтовых, бетонных и подобных им полах они не имеют башмаки из резины или другого нескользкого материала (согласно акту от 15.09.2014 года б/н с 15.09.2014 года стремянки не используются); каналы, желоба и траншеи в полу для конвейеров, трубопроводов, стоков не закрыты сплошными или решетчатыми металлическими щитами; к эксплуатации допущены стропы, у которых отсутствуют или повреждены маркировочные бирки (согласно акту от 15.09.2014 года б/н с 15.09.2014 года стропы не используются).
Проверка законности и обоснованности судебного постановления показала, что выводы судьи о том, что ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" допустило нарушение законодательства о труде и об охране труда основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 228 Трудового кодекса РФ при несчастных случаях, указанных в статье 227 данного Кодекса, работодатель (его представитель), в частности, обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего, принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
Статьей 230.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Статья 212 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанность обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 "Номер обезличен" , работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.
Согласно п. 3.9. Правил по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций "ПОТ РО-14000-003-98", утвержденных Департаментом экономики машиностроения Минэкономики РФ 30.01.1998 года, каналы, желоба и траншеи в полу для конвейеров, трубопроводов, стоков должны закрываться сплошными или решетчатыми металлическими щитами. В тех случаях, когда по условиям технологического процесса каналы, желоба или траншеи должны быть открытыми, необходимо их ограждение перилами высотой не менее 1 м с обшивкой понизу на высоту не менее 150 мм.
В силу п. 4.24 Правил переносные лестницы и стремянки должны иметь устройства, предотвращающие возможность сдвига и опрокидывания их при работе. Нижние концы лестниц и стремянок должны иметь оковки с острыми наконечниками, а при пользовании ими на асфальтовых, бетонных и подобных им полах они должны иметь башмаки из резины или другого нескользкого материала.
В соответствии с п. 4.58. Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов "ПОТ РМ-007-98", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 20.03.1998 года N 16, не допускаются к эксплуатации стропы, у которых, в том числе: отсутствуют или повреждены маркировочные бирки.
Наличие в действиях ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" состава указанного правонарушения является обоснованным и подтверждается протоколом об административном правонарушении "Номер обезличен" от 15.09.2014 года; актом проверок "Номер обезличен" проведенных 25.08.2014 года, 03.09.2014 года и 11.08.2014 года; сообщением о последствиях несчастного случая на производстве, произошедшим 03.03.2014 года около 13 часов с водителем автомобиля ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" Кипрушевым Н.Д. и принятых мерах; сообщением о последствиях несчастного случая на производстве, произошедшим 30.04.2014 года с мастером участка "Производственная база" ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" ФИО и о принятых мерах.
Дав надлежащую правовую оценку имеющимся доказательствам, судья обоснованно пришел к выводу, что ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" допустило нарушение законодательства о труде и об охране труда образующее состав административного правонарушения по ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно.
Доводы жалобы о том, что истек срок давности привлечения ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" к административной ответственности, основаны на неверном толковании заявителем норм права.
Согласно ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения за исключением случаев, указанных в данной норме права.
Как следует из материалов дела, 15 сентября 2014 года Государственным инспектором труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми Федеральной службы по труду и занятости в отношении ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" составлен протокол об административном правонарушении выявленном 11.09.2014, постановление о назначении административного наказания вынесено 09 октября 2014 года, то есть в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Не нашли своего подтверждения и доводы жалобы о том, что осмотр объектов выходил за пределы осуществленной проверки. Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. При таких обстоятельствах действия проверяющего лица соответствовали требованиям закона.
Доводы заявителя в жалобе, что правонарушение носит малозначительный характер, следует признать несостоятельными.
Санкция ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Возможность назначения административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, подлежащей применению, нормами КоАП РФ не предусмотрена.
Иные доводы, изложенные в жалобе, были предметом исследования судьи первой инстанции, выводы которого нахожу правильными.
Оснований для смягчения административного наказания не имеется. Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 09 октября 2014г. оставить без изменения, жалобу ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" - без удовлетворения.
Судья К.Б. Маркелов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.