Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шипициной Е.А., Шелеметьева В.В., Манашова С.В., Десовой О.С. к Администрации г. Иркутска об оспаривании решения об утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности сформировать земельный участок, утвердить схему расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Иркутска Петровой М.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 12 августа 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявления указано, что заявители являются собственниками жилых помещений по "адрес изъят".
"дата изъята" заявители обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по "адрес изъят", площадью 1122 кв.м.
"дата изъята" получен ответ на обращение КУМИ в письме "дата изъята" указано, что не представляется возможным сформировать земельный участок под домом заявителей по причине того, что проект межевания данной территории не разработан администрацией г. Иркутска.
Считают, что подготовка проекта межевания квартала зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на администрацию г. Иркутска; собственники жилых помещений не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории. Администрация г. Иркутска обязана инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Отказ администрации г. Иркутска от "дата изъята" , бездействие выразившееся в неутверждении схемы расположения земельного участка и невыдача распоряжения председателя КУМИ об утверждении схемы расположения земельного участка являются незаконными, нарушают права собственников помещений многоквартирного дома на определение границ и постановки на кадастровый учет принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка расположенного по "адрес изъят".
Просили суд признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от "дата изъята" ; признать незаконным бездействие, выразившееся в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 1122 кв.м. под многоквартирный дом по "адрес изъят" и невыдачи распоряжения председателя КУМИ об утверждении схемы. Обязать Администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сособственников помещений: сформировать занятый многоквартирным домом земельный участок площадью 1122 кв.м., расположенный по "адрес изъят", утвердить схему расположения земельного участка по указанному адресу для постановки на кадастровый учет.
В судебном заседании заявители Шипицина Е.А., Шелеметьев В.В. и их представитель Акимов А.Е. требования заявления поддержали.
В судебное заседание заявитель Десова О.С., Манашов С.В. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, ведут дело через представителя Акимова А.Е.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска Петрова М.Г. требования заявления считала необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Решением суда заявление Шипициной Е.А., Шелеметьева В.В., Манашова С.В., Десовой О.С. удовлетворены частично.
Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска, оформленное письмом от "дата изъята" об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного "адрес изъят", под эксплуатацию многоквартирного дома признано незаконным.
Бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска, выразившееся в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 1122 кв.м. под многоквартирный дом по "адрес изъят" и невыдачи распоряжения председателя КУМИ об утверждении схемы признано незаконным.
В удовлетворении заявления Шипициной Е.А., Шелеметьева В.В., Манашова С.В., Десовой О.С. к Администрации г. Иркутска о возложении обязанности на Администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сособственников помещений: сформировать занятый многоквартирным домом земельный участок площадью 1122 кв.м., расположенный по "адрес изъят", утвердить схему расположения земельного участка по указанному адресу для постановки на кадастровый учет отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска Петрова М.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав объяснения Шелеметьева В.В. и представителя заявителей Акимова А.Е.., возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что жилой дом по "адрес изъят" является многоквартирным.
Заявители являются собственниками квартир (помещений), расположенных в многоквартирном жилом доме по "адрес изъят".
Истцы обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу, утвердить схему расположения земельного участка.
Из ответа Администрации г. Иркутска - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом на заявление заявителей, оформленного письмом от "дата изъята" , в настоящее время проект межевания данной территории не разработан администрацией г. Иркутска, сформировать испрашиваемый земельный участок под эксплуатацию многоквартирного дома не представляется возможным.
Таким образом, границы земельного участка, необходимого для эксплуатации дома "адрес изъят" в соответствии с требованиями законодательства не определены, т.к. межевание на данном земельном участке не проводилось. Земельный участок не сформирован; на государственном кадастровом учете не состоит.
Разрешая исковые требования и признавая незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного "адрес изъят", под эксплуатацию многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком администрацией г. Иркутска допущены нарушения прав истцов на формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из ч.ч. 2-5 ст. 16 Вводного закона, с учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, так же как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 36 ЖК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 Постановления 10/22).
В ч. 4 ст. 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п.п. 4.2, 2.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года).
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, администрация г. Иркутска не вправе была отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
В силу ст. 43 Градостроительного кодекса подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Из ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются соответствующим уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В силу ч.ч. 1 и 8 ст. 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа.
Учитывая, что подготовка проекта межевания квартала зависит от воли публичного органа, судебная коллегия приходит к выводу, что истцы не могут нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа о подготовке проекта межевания квартала.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, администрация г. Иркутска обязана инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган публичной власти, чьи действия (бездействие) оспариваются.
Поскольку администрация г. Иркутска в данном случае не представила доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанностей по формированию земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности ее отказа в формировании земельного участка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 12 августа 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя
администрации г. Иркутска Петровой М.Г.
- без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.