Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Ершовой Л.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 03 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе главы Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Мироновой А.И. на решение Советского районного суда г. Омска от 07 августа 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Поповой Г.А. удовлетворить.
Признать незаконным действия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по приостановке в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером N " ... " , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок расположен примерно в " ... " м. от ориентира по направлению на " ... " , почтовый адрес ориентира: " ... "
Обязать Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать Поповой Г.А. градостроительный план на земельный участок с кадастровым номером N " ... " , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок расположен примерно в " ... " . от ориентира по направлению на " ... " , почтовый адрес ориентира: " ... " в течение 13 дней с момента вступления данного решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова Г.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ссылаясь на то, что " ... " года на основании договора купли-продажи она приобрела земельный участок, площадью " ... " кв.м, кадастровый номер N " ... " , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, участок находится примерно в " ... " м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: " ... "
" ... " года зарегистрировала право собственности на него.
" ... " года она обратилась в Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче градостроительного плана для строительства жилого дома на указанном земельном участке.
" ... " года из Администрации Надеждинского сельского поселения ею был получен ответ с отказом в предоставлении градостроительного плана, со ссылкой на то, что проект планировки и проект межевания на территорию, на котором расположен земельный участок, не были рассмотрены на публичных слушаниях, поэтому в виду отсутствия проектной документации Администрация не может выдать градостроительный план и разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером N " ... " .
Данный отказ является незаконным, поскольку Административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением главы Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... " года N " ... " , подобное основание отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдачи градостроительного плана не предусмотрено.
Постановлениями Администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " года N " ... " и N " ... " установлено, что земельный участок с кадастровым номером N " ... " расположен в границах населенного пункта с. Надеждино, и изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N " ... " ( N " ... " ) с - для ведения сельскохозяйственного производства, на - под индивидуальное жилищное строительство.
Проект планировки межевания территории, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N " ... " , согласован с главой Надеждинского сельского поселения и соответствует межевому плану.
В целях установления доступа к участкам, выделенным из земельного участка с кадастровым номером N " ... " в межевом плане содержится предварительное соглашение об обеспечении доступа.
Поскольку в данном случае по инициативе правообладателей производится разделение земельного участка на несколько земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.
Таким образом, в силу норм градостроительного законодательства проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания на территорию, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N " ... " не требуется.
Просила признать незаконными действия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по приостановке в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером N " ... " , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок расположен примерно в " ... " м. от ориентира по направлению на " ... " , почтовый адрес ориентира: " ... " ; обязать Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать ей градостроительный план на данный земельный участок в течение 13 дней с момента вступления решения в законную силу.
Попова Г.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области участия в рассмотрении дела не принимал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области " ... " просит решение суда отменить, направив его на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка" администрация либо предоставляет градостроительный план, либо дает мотивированный ответ гражданину, если недостаточно документации при выдаче градостроительного плана. Согласно действующим на территории Надеждинского сельского поселения Правилам землепользования и застройки, а также Карты градостроительного зонирования с. Надеждино Надеждинского сельского поселения земельный участок с кадастровым номером N " ... " находится в зоне развития жилой застройки - ЖЗ. Администрацией решения о застройке данной территории не принималось. Проект планировки межевания, на который ссылается заявитель, не является проектом планировки или проектом межевания в смысле норм Градостроительного кодекса РФ. Он был согласован как предпроектная разработка по примерному разделению земельного участка. В результате отсутствия проектной документации в отношении земельных участков развития жилой застройки, при изготовлении градостроительного плана земельного участка невозможно определить минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений и строений. В настоящее время на территории Надеждинского сельского поселения проводится работа по подготовке проекта генерального плана. Данная работа находится на стадии эскизного проекта. На основании данных материалов по обоснованию проекта планировки территории будет разрабатываться проект планировки и проект межевания, и утверждаться в соответствии с нормами действующего градостроительного законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу Попова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... " ), в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попова Г.А. на основании договора купли-продажи от " ... " года является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... " , площадью " ... " кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в " ... " м. от ориентира по направлению на " ... " , почтовый адрес ориентира: " ... " . Категория земель: земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство (л.д. " ... " ).
" ... " года заявителем было подано заявление в Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о выдаче градостроительного плана для строительства жилого дома на указанном земельном участке.
Согласно ответу органа местного самоуправления от " ... " года выдача градостроительного плана приостановлена по мотиву отсутствия проекта планировки и межевания территории, в состав которой входит земельный участок, принадлежащий Поповой Т.А., вследствие чего не предоставляется возможным определить минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений. Кроме того, не имеется информации о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из ответа, выдача градостроительного плана будет осуществлена после утверждения Генерального плана Надеждинского сельского поселения, проектов планировки и межевания территории перспективной жилой застройки (л.д. " ... " ).
Признавая незаконными действия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по приостановке в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок, принадлежащий Поповой Г.А., суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 26 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
Согласно положениям частей 1 и 9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из частей 1, 2, 3, 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Нормами частей 1 и 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Порядок подготовки таких планов регламентирован в ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе, предусмотренных частям 1 - 16 настоящей статьи, в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
При таком положении суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что возможность приостановления в выдаче градостроительного плана как отсутствие Генерального плана поселения, проектов планировки и межевания территории ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена, высказав правильное суждение об императивном характере положений части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При установлении факта отсутствия необходимой информации и документов, обязательных для выдачи градостроительного плана земельного участка, например проекта планировки и межевания территории, либо информации о минимальных отступах от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений и строений и прочее, орган местного самоуправления обязан самостоятельно разработать данные документы, не возлагая правовую ответственность за их отсутствие на заявителя, что согласуется с приведенными выше положениями.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что градостроительные планы земельных участков подготавливаются и выдаются только при наличии проекта планировки и межевания территории, которые до настоящего времени в Надеждинском сельском поселении Омского муниципального района Омской области не приняты и находятся в стадии разработки, также является неверным, поскольку федеральное законодательство такого условия применения положений ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает.
Также судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об отсутствии возможности выдать Поповой Г.А. градостроительный план принадлежащего ей земельного участка до окончания процедуры подготовки документации по планировки территории как основанные на ошибочном толковании правовых норм.
Как следует из ч. 1 ст. 41 ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории и конкретно проекты межевания территорий разрабатываются в целях установления границ земельных участков. Между тем, границы земельного участка с кадастровым номером N " ... " установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок поставлен на кадастровый учет (л. д. " ... " ).
Кроме того в ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодатель предусматривает возможность подготовки градостроительного плана применительно к земельному участку, свободному от застройки. Между тем подготовка проекта планировки территории осуществляется для установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Таким образом, законодатель разграничивает понятия подготовка проекта планировки территории и подготовка градостроительного плана земельного участка. Подготовка проектов планировки территории осуществляется применительно к несформированным и не прошедшим кадастровый учет земельным участкам, то есть территориям, в пределах которых заинтересованное лицо намерено осуществить планировку объектов различной инфраструктуры. Поскольку земельный участок истца сформирован, вид разрешенного использования определен, в отношении него может быть осуществлена подготовка градостроительного плана.
При таких обстоятельствах каких-либо препятствий к подготовке градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа вне проекта межевания территории не имеется.
Учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N " ... " не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, вследствие чего судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Омска от 07 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.