Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Чирковой Т.Н.,
Полевщиковой С.Н., при секретаре Филичкиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17.12.2014 гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области к Мезенцевой ( / / )11 о взыскании задолженности по земельному налогу,
по апелляционной жалобе ответчика Мезенцевой ( / / )12 на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26.08.2014.
Заслушав доклад судьи Полевщиковой С.Н., объяснения представителя истца Юровских М.Н., объяснения представителя ответчика Голендухина А.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
23.06.2014 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области (далее - истец, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с иском к Мезенцевой ( / / )13 (далее - ответчик, Мезенцева А.В.) о взыскании задолженности по земельному налогу за 2012 год в сумме ( / / ) руб.
В обоснование иска представитель истца Юровских М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, указала, что Мезенцева А.В. в 2012 году являлась плательщиком земельного налога, поскольку стала с ( / / ) собственником земельного участка, расположенного в ... с кадастровым номером N .
По данному земельному участку земельный налог по ставке 1,5% был исчислен за 4 месяца 2012 года в сумме ( / / ) руб.
В связи с частичной уплатой налога сумма долга составляет ( / / ) руб.
По состоянию до 23.12.2013 по требованию налогового органа недоимка по земельному налогу ответчиком не была уплачена, в связи, с чем истцом был предъявлен иск в суд.
Представитель ответчика Голендухин А.А., действующий на основании доверенности от 17.04.2014 года, иск не признал, указав, что не оспаривает принадлежность Мезенцевой А.В. на праве собственности вышеуказанного земельного участка и обязанность ответчика уплатить земельный налог за 2012 год.
Вместе с тем, по его мнению, земельный налог, исчисленный от кадастровой стоимости земельного участка ( / / ) руб. необоснованно завышен, поскольку названная кадастровая стоимость значительно выше реальной рыночной стоимости.
02.12.2013 Арбитражный суд Свердловской области вынес решение о признании кадастровой стоимостью указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 года его рыночной стоимости в размере ( / / ) 000 руб., исходя из которой, земельный налог Мезенцевой А.В. был исчислен самостоятельно и оплачен в сумме ( / / ) руб.
Оснований для взыскания налога в большей сумме не имеется.
Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26.08.2014 иск налогового органа удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска налогового органа к Мезенцевой А.В.
Заявитель жалобы настаивает на ошибочном расчете налоговым органом земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой, а не из рыночной стоимости земельного участка, ссылаясь на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от ( / / ) по делу N N
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что налоговым органом неправильно произведен расчет суммы земельного налога.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель истца поддержал доводы отзыва, в котором указал на отсутствие оснований для применения к рассматриваемой ситуации Решения Арбитражного суда по делу N N .
Помимо этого, согласился с утверждением представителя ответчика о том, что сумма земельного налога с учетом ранее уплаченной, составляет ( / / ) руб.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, Мезенцева А.В., являясь с ( / / ) по ( / / ) собственником земельного участка, расположенного в г ... N N площадью ( / / ) кв.м., не исполняла надлежащим образом обязанность по уплате налога, что явилось основанием для направления в ее адрес требования об уплате налога.
Поскольку налог в установленный законом срок уплачен не был, инспекция обратилась с заявлением в суд, рассмотрев которое, суд признал его подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В апелляционной жалобе спор сводится к решению вопроса о том, возможно ли применить кадастровую стоимость спорного земельного участка, установленную решением Арбитражного суда по делу N N в 2013 году, но по состоянию на 01.01.2010, в качестве налоговой базы для исчисления суммы земельного налога за 2012 год.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.I Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка.
С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка в порядке п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации направлено на будущее время, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Принимая во внимание положения приведенных выше норм права, и учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленная решением Арбитражного суда Свердловской области кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению лишь к тем налоговым правоотношениям, которые возникли после вступления решения суда в законную силу.
Поскольку решение об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, было вынесено и вступило в законную силу в 2013 году, соответственно, сведения о новой кадастровой стоимости этих земельных участках также внесены в государственный кадастр недвижимости в 2013 году, то при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012 год в отношении спорного земельного участка эти сведения применению не подлежат.
При таких обстоятельствах, при исчислении земельного налога за 2012 год подлежит применению кадастровая стоимость, установленная по итогам кадастровой оценки земель (Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП)
Городской думой г. Каменска-Уральского принято решение от 21.09.2011 N 397 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования г. Каменск-Уральский", согласно которому установлены земельный налог, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения за земли, находящиеся в пределах границ муниципального образования город Каменск-Уральский, согласно Приложению.
Настоящее Решение применяется к отношениям по уплате земельного налога с 01 января 2012 года.
Проверяя правильность предъявленного налоговым органом к взысканию земельного налога за 2012 год, суд апелляционной инстанции установил, что имеются основания для изменения судебного акта в части установления размера, поскольку с учетом установленной нормативно правовым актом кадастровой стоимости спорного земельного участка, и частичной оплаты налога ответчиком, итоговая сумма, характеризующая реальную обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога составляет ( / / ) коп., вместо ( / / ) .
С учетом изложенного, судебный акт подлежит изменению с принятием нового решения, которым иск удовлетворен частично.
С ответчика в доход бюджета подлежит взысканию ( / / ) коп.
В связи с перерасчетом земельного налога подлежит и перерасчету государственная пошлина.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26.08.2014 изменить в части, изложив резолютивную часть судебного акта в новой редакции:
"Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области удовлетворить частично.
Взыскать с Мезенцевой ( / / )14 (место жительства: ... ) в доход бюджета задолженность по земельному налогу в сумме ( / / ) коп.
Взыскать с Мезенцевой ( / / )15 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ( / / ) коп."
В остальной части в удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области отказать".
Председательствующий Л.Г. Шурыгина
Судьи Т.Н.Чиркова
С.Н.Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.