Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Селезневой Е.Н., Белоногого А.В.
при секретаре
Данилове Д.С.
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2014 года дело N 2-2260/14 по апелляционной жалобе ЖСК N 976 на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2014 года по заявлению ЖСК N 976 об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции ФНС России N 15 по Санкт-Петербургу,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения представителя ЖСК N 976 - Суханова И.Л. (доверенность от "дата"); представителя Межрайонной ИФНС N 15 по Санкт-Петербургу - Бурлаковой Е,А. (доверенность N ... от "дата"), изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ЖСК N 976 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу в соответствии с решением " ... " районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N ... и на основании ч.2 ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществить регистрационные действия по внесению в реестр сведений о признании указанным судебным актом недействительными решений, принятых общим собранием членов ЖСК N 976 от "дата" о внесенных изменениях в Устав ЖСК и о лице, имеющим право действовать от имени ЖСК без доверенности Ключниковой Г.М.
В обоснование требований заявитель указал, что решением " ... " районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N ... признаны недействительными с момента принятия решения общего собрания ЖСК N 976, оформленные протоколом собрания членов ЖСК от "дата". "дата" председатель правления ЖСК N 976 Дербина В.П. обратилась в МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила внести в реестр сведения о данном судебном акте. Однако заявление было оставлено без удовлетворения. Указанное бездействие заинтересованного лица, по мнению заявителя, незаконно, поскольку изменения в Устав ЖСК, включенные в ЕГРЮЛ с нарушением закона, порождают правовые последствия для ЖСК, так как для третьих лиц правомочной является копия Устава, прошедшая государственную регистрацию.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.05.14 в удовлетворении заявленных ЖСК N 976 требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.05.14, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено, что решением общего собрания ЖСК N 976 от "дата", оформленным протоколом собрания членов ЖСК от "дата", внесены изменения в Устав ЖСК N 976.
На основании заявления председателя правления ЖСК N 976 Ключниковой Г.М. от "дата", МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу "дата" внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N ... решение общего собрания ЖСК N 976 от 14.04.13, оформленное протоколом собрания членов ЖСК от 14.04.13, признано недействительным.
"дата" председатель правления ЖСК N 976 Дербина В.П. обратилась в МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу с заявлением, в котором просила внести в ЕГРЮЛ сведения о судебном акте, которым решение собрание признано недействительным.
Письмом МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу от "дата" председатель правления ЖСК N 976 была уведомлена о том, что заявление ЖСК от "дата" в части требований о внесении изменений в ЕГРЮЛ оставлено без исполнения.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет государственную регистрацию как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр, являющийся федеральным информационным ресурсом, сведений о юридических лицах. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. (часть 2 ст.1, п.1 ст.4).
Согласно Порядку ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.11.11 N 158н, ЕГРЮЛ содержит записи, в которые включаются сведения о юридических лицах, предусмотренные п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также документы, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (п. 2).
Внесенной в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица либо первой внесенной в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02, присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), который указывается во всех последующих записях, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица. Каждой последующей записи, вносимой в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, присваивается государственный регистрационный номер (ГРН).
Для каждой записи указывается дата ее внесения в ЕГРЮЛ, наименование налогового органа, осуществившего внесение записи в ЕГРЮЛ, реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ (в случае, если указанный документ оформлен на бумажном носителе) (п. 3).
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагает на регистрирующий орган обязанность проводить проверку достоверности указанных юридическим лицом сведений, а также соответствие содержащихся в представленных документах сведений федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п. 4.1 ст. 9 Закона), так как данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность, в силу п. 1 ст. 25 Закона, возложена на заявителя.
При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Из смысла и содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу, в полномочия регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка их на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации.
В свою очередь заявителем не оспаривались действия заинтересованного лица по поводу внесения записи в ЕГРЮЛ "дата".
В соответствии со ст. 11, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Пунктом в п.1 ст.5 названного Федерального закона определен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации; в.1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); (пп. "в.1" введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 59-ФЗ); г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; т) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; у) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
Таким образом, сведения о решениях, на основании которых вносятся соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, непосредственно в реестр включению не подлежат.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, к которым судебные акты о признании недействительными решений общих собраний юридического лица не отнесены.
В соответствии с положениями ст. 181.3. Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.
Осуществив толкование положений данной статьи, суд пришел к выводу о том, что сведения о судебном решении, которым признано недействительным решение общего собрания, подлежат включению в реестр, если в реестре содержаться сведения о признанном недействительным решении общего собрания, в то время как сведения о решении общего собрания от "дата" в ЕГРЮЛ внесены не были, следовательно, отсутствуют предусмотренные законом основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений о признании данного решения недействительным, обязанность внести такие сведения судебным актом на МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу не возложена.
В связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, поскольку законом предусмотрен порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в конкретной записи государственного реестра, который заявителем не соблюден. Незаконного бездействия по не внесению искомых сведений в ЕГРЮЛ со стороны заинтересованного лица допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку они основаны на неправильном толковании приведенных выше норм действующего законодательства, по существу сводятся к иному изложению и иной оценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК N 976 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.