Судья: Жолудова Т.В. Дело N 33-44607
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
судей Шаповалова Д.В., Семченко А.В.
при секретаре Романовой Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 мая 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Тульского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании установить сокращенную продолжительность рабочего времени удовлетворить;
обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить машинистам тепловозов и помощникам машинистов тепловозов эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск Московской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" сокращенную рабочую неделю, не превышающую 36 часов;
взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 200 рублей.
установила:
Тульский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" с иском о признании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда машинистов тепловоза и помощников машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск Московской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", проведенной в период с 1 сентября по 31 декабря 2010 года, недействительными, обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Также Тульский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" с иском обязании установить сокращенную продолжительность рабочего времени, не превышающую 36 часов в неделю работникам локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск Московской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД".
В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно результатам аттестации по условиям труда рабочим местам машиниста тепловоза ТЧЭ-36, помощникам машиниста тепловоза ТЧЭ-36 эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск были присвоены классы условий труда 3.1, 3.2 (вредные), однако в нарушение положений ст. 92 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации N870 от 20 ноября 2008 года, работникам не была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
В этой связи Тульский транспортный прокурор, уточнив заявленные требования, просил суд обязать ОАО "РЖД" установить машинистам тепловозов и помощникам машинистов тепловозов эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск Московской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" сокращенную рабочую неделю, не превышающую 36 часов.
Определением суда от 2 октября 2013 года дела по указанным выше искам были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебное заседание представитель истица явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - старшего помощника Московского Межрегионального транспортного прокурора Г* Л.А., представителей ответчика ОАО "РЖД" по доверенностям Ф* М.Е., Г* И.Ю. и Н* Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и вынесения решения суда) каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, установлены следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так, ст. 92 ТК РФ в новой редакции предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Судом по делу установлено, что приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск Дирекции тяги Московской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" N 144/1 от 25 марта 2011 года были утверждены представленные аттестационной комиссией результаты аттестационных рабочих мест по условиям труда.
По результатам аттестации рабочих мест локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск общая оценка условий труда и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса машинистов и помощников машинистов была определена к классам вредности 3.1 и 3.2.
Вместе с тем, согласно картам аттестации и справкам начальника эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск, продолжительность рабочей недели локомотивных бригад установлена в количестве 40 часов, исходя из которых осуществляется оплата труда и учет рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск составляет 14 календарных дней.
Специальная оценка условий труда, проведение которой предусмотрено с 1 января 2014 года, в эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск не осуществлялась.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, пришел к выводу о том, что при установлении до дня вступления в силу указанных выше Федеральных законов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник имеет право на получение компенсаций в размерах, не ниже ранее установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870.
Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Как было указано выше, в отличие от нормы ст. 92 ТК РФ в прежней редакции действующие положения данной статьи устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени лишь для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда не любой степени, а 3 или 4 степени или опасным условиям труда.
В настоящем же споре условия труда на указанных в исковом заявлении прокурора рабочих местах отнесены к вредным условиям труда 1 и 2 степени (подклассы 3.1 и 3.2), то есть не предоставляющим компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени.
Является ошибочным вывод суда о том, что до проведения специальной оценки условий труда сокращенная продолжительность рабочего времени должна устанавливаться для работников, занятых на работах с вредными условиями труда вне зависимости от их степени, а также опасными условиями труда.
Данный вывод суда противоречит ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусматривающей возможность использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 года, для целей установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Вывод суда о том, что класс вредности, установленный при ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, может не соответствовать классу вредности, определенному по результатам специальной оценки условий труда, носит предположительный характер, не подтверждается материалами дела и не имеет правового значения, поскольку возможность использования результатов аттестации прямо предусмотрена указанной выше нормой ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
В этой связи ответчик, в целях предоставления работникам компенсаций и гарантий, вправе использовать результаты аттестации, установившей условия труда класса 3.1 и 3.2.
Возможность сохранения прежнего порядка, условий предоставления компенсационных мер, а также их размеров предусмотрена п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
По смыслу указанной нормы возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 1 января 2014 года. При этом возможность сохранения компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена только лишь в отношении конкретных работников, а не в отношении рабочих мест, по которым проведена оценка условий труда.
Таким образом, с 1 января 2014 года сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а также к вредным условиям труда 1 или 2 степени в случае фактической реализации в отношении конкретного работника указанной меры по состоянию на 01 января 2014 года.
Следовательно, ранее предусмотренные компенсационные меры не могут распространяться на неопределенный круг лиц, в том числе принятых на работу после вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ и N 421-ФЗ работников, тогда как суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора в отношении неопределенного круга лиц, обязав работодателя установить сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ) всем работникам, занятым на перечисленных рабочих местах, степень вредности условий труда которых (1 и 2) не предполагает действующей ст. 92 ТК РФ предоставление данной компенсации.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска Тульского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Тульскому транспортному прокурору в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании установить сокращенную продолжительность рабочего времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 28 мая 2014 года -отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Тульского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании установить сокращенную продолжительность рабочего времени - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.