Решение Московского городского суда от 22 октября 2014 г. N 7-4279/14
Судья Аверченко Е.П.
Дело N 7-4279/14
Р Е Ш Е Н И Е
22 октября 2014 года г. Москва
Судья Московского городского суда Буренина О.Н.,
с участием защитника **** В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя главного инспектора труда государственной инспекции труда в г. Москве **** А.Н. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2014 года, которым ООО "Ресторанный синдикат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере **** рублей, временный запрет деятельности, наложенный в соответствии с протоколом об административном правонарушении от 12 сентября 2014 года N **** отменен,
установил:
12 сентября 2014 года начальником отдела Государственной инспекции труда **** В.В. в отношении ООО "Ресторанный синдикат" составлен протокол об административном правонарушении N 4-3579-14-ТПР/609/67/3, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Ресторанный синдикат" передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд, судье которого вынесено вышеуказанное постановление.
В настоящей жалобе представитель главного инспектора труда государственной инспекции труда в г. Москве **** А.Н. ставит вопрос об отмене постановления суда и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на то, что судом не в полном объеме были исследованы обстоятельства дела и не дана оценка наличию угрозы жизни и здоровью работников ООО "Ресторанный синдикат" выявленными нарушениями трудового законодательства.
Представитель Государственной инспекции труда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени слушания.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Как следует из положений 25 главы КоАП РФ к участникам производства по делам об административных правонарушениях отнесены: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор. При этом должностное лицо органа, составившего протокол об административном правонарушении, законодателем не отнесено к участникам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие главного инспектора труда государственной инспекции труда в г. Москве *** О.Н., а также её представителя **** А.Н.
Защитник ООО "Ресторанный синдикат" **** В.А. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, полагая постановление суда законным и обоснованным, назначенное наказание соразмерным содеянному, поскольку все выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства ООО "Ресторанный синдикат" устранены.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника **** В.А., нахожу обжалуемое постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, в результате проведенной в период с 10.09.2014г. по 12.09.2014г. Государственной инспекцией труда в г. Москве проверки соблюдения трудового законодательства в ООО "Ресторанный синдикат" по адресу: г. Москва, ****, выявлены нарушения норм Трудового Кодекса РФ, а именно:
в нарушение требований ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре N *** от 11.02.2014 с генеральным директором А.А. *** и дополнительном соглашении от 01.04.2014 к трудовому договору N *** от 11.02.2014 не указаны сведения о документах, удостоверяющих личность работника;
в нарушение требований ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре N *** от 11.02.2014 с генеральным директором А.А. *** и дополнительном соглашении от 01.04.2014 к трудовому договору N**** от 11.02.2014 не указан идентификационный номер налогоплательщика работодателя;
в нарушение требований ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре N *** от 11.02.2014 с генеральным директором А.А. *** и/или дополнительном соглашении от 01.04.2014 к трудовому договору N *** от 11.02.2014 не указано место его работы;
в нарушение требований ч. 1 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре N *** от 11.02.2014 с генеральным директором А.А. *** и дополнительном соглашении от 01.04.2014 к трудовому договору N*** от 11.02.2014 не содержится отметки о получении работником экземпляра трудового договора и дополнительного соглашения;
в нарушение требований ч. 1 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор N РС*** от 01.10.2013 с *** В.А. не подписан работодателем;
в нарушение требований ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре N *** от 03.12.2012, заключенного с *** П.А., работнику установлен размер заработной платы ниже, чем установлено региональным соглашением о минимальной заработной плате (в соответствии с соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей от 13.12.2013) с 1 января 2014 г. - *** рублей, с 1 июня 2014 г. - *** рублей (в ред. решения МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 24.04.2014 N77-704-1);
в нарушение требований ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 13.5. правил внутреннего трудового распорядка общества предусматривает возможность извещения работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора в части условий оплаты труда в сроки, противоречащие требованиям данной статьи;
в нарушение требований ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации правила внутреннего трудового распорядка общества не регламентируют материальную ответственность сторон трудового договора;
в нарушение требований ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации штатным расписанием ООО "Ресторанный Синдикат" от 30.04.2014 установлен размер заработной платы ниже, чем установлено региональным соглашением о минимальной заработной плате (в соответствии с соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей от 13.12.2013) с 1 июня 2014 г. - *** рублей, а именно штатным расписанием ООО "Ресторанный Синдикат" установлено: энергетик - **** руб, внутренний аудитор -*** руб, инженер по охране труда - *** руб, помощник директора - *** руб, руководитель контрольно-ревизионного отдела - *** руб, экспедитор - *** руб, начальник отдела (отдел товарного учета) - **** руб, заместитель начальника отдела (отдел товарного учета) - *** руб, начальник отдела закупок - ***, заместитель начальника управления производством *** руб, шеф-сушист *** руб, бухгалтер-калькулятор - *** руб, менеджер - *** руб, кассир - *** руб, заведующий производством - **** руб;
в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 N 1/29 (далее по тексту - Порядок), согласно п. 2.1.3. Порядка кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи, проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа, согласно п. 2.1.5. порядка повторный инструктаж проходят работники не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте; в нарушение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и п.п. 2.1.З., 2.1.5. Порядка с работниками ООО "Ресторанный синдикат" не проведен повторный инструктаж на рабочем месте, в нарушение требований абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п.п. 1.5, 3.4, 3.6 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, работники рабочих профессий "Ресторанный синдикат": кассиры, шеф-повара, повара, менеджеры, кладовщики, заготовщики, посудомойщики, сомелье, бармены, уборщицы, грузчики, официанты, кондитеры, охранники, экспедиторы не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном законом порядке;
в нарушение требований абз. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работники рабочих профессий ООО "Ресторанный синдикат": кассиры, шеф-повара, повара, менеджеры, кладовщики, заготовщики, посудомойщики, сомелье, бармены, уборщицы, грузчики, официанты, кондитеры, охранники, экспедиторы не прошедшие в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда от работы работодателем не отстранены;
абзацем 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, пунктом 4. "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, пунктом 5. "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке, пунктом 6. "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, пунктом 9. "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ, пунктом 13. "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам, пунктом 26. "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, установлено, что работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ, работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ, при проверке не представлены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников ООО "Ресторанный синдикат", личные карточки учета выдачи СИЗ в организации не ведутся, то есть в нарушение вышеуказанных требований, в ООО "Ресторанный синдикат" не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ;
в соответствие с требованиями абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, согласно ч. 6 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в нарушение требований абз. 12 ч. 2 ст. 212 и ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не обеспечил прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
Действия ООО "Ресторанный синдикат" квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и вина ООО "Ресторанный синдикат" подтверждаются совокупностью исследованных в судьей районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N 4-3579-14-ТПР/609/67/3 от 12 сентября 2013 г., в котором изложено событие правонарушения; протоколом от 12 сентября 2014 года начальника отдела Государственной инспекции труда *** В.В. о временном запрете деятельности N ****; актом проверки N 4-3579-14-ТПР/609/67/2 от 12 сентября 2013 года, которым зафиксированы выявленные в ходе проведения проверки нарушения трудового законодательства, допущенные ООО "Ресторанный синдикат"; распоряжением N 4-3579-14-ТПР/609/67/1 Государственной инспекции труда г. Москвы о проведении плановой, документарной проверки в ООО "Ресторанный синдикат" по адресам: Москва, ****от 09 сентября 2014 года; копией журналов регистрации инструктажа на рабочем месте; копией журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда; копией ведомостей учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений; выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Ресторанный синдикат"; устава ООО "Ресторанный синдикат"; копиями трудовых договоров, заключенных с работниками, генеральным директором ООО "Ресторанный синдикат", дополнительного соглашения к трудовому договору, заключенному с генеральным директором; копией решения о назначении **** А.А. генеральным директором ООО "Ресторанный синдикат"; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица в отношении ООО "Ресторанный синдикат"; копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; копией должностной инструкции генерального директора; плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; перечня рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда; карт аттестации рабочих мест по условиям труда; копией протокола оценки травмоопасности рабочего места N 74 - ТО от 26.04.2013 г.; штатного расписания ООО "Ресторанный синдикат"; удостоверений работников ООО "Ресторанный синдикат"; договора N **** от 30 декабря 2011 года о предоставлении услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников ООО "Ресторанный синдикат"; правил внутреннего распорядка ООО 2Ресторанный синдикат"; программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте; программы вводного инструктажа по охране труда; положения об организации работы в области охраны труда; табеля медицинской проверки, составленного медицинский центр ООО "Мобил.Мед"; а также иными имеющимися в материалах дела документами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, фактические обстоятельства установлены судьей районного суда полно и всесторонне, они полностью подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в принятом по делу судебном постановлении. Вывод судьи о наличии события административного правонарушения и виновности ООО "Ресторанный синдикат" в его совершении является законным и обоснованным, действия ООО "Ресторанный синдикат" правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ выступает лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.
Объективную сторону вмененного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.
Перечисленными выше доказательствами, достоверно подтверждается факт нарушения ООО "Ресторанный синдикат" положений трудового законодательства, установленных актом проверки от 12 сентября 2014 года, что не оспаривалось и представителем данной организации в суде первой инстанции и в настоящем судебном заседании, в связи с чем, действия ООО "Ресторанный синдикат" образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "Ресторанный синдикат" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел.
Производство по делу об административном правонарушении проведено должностным лицом в соответствии с установленной процедурой, с соблюдением прав, гарантированных участникам производства по делам об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях ООО "Ресторанный синдикат" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ООО "Ресторанный синдикат" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что судом не дана оценка наличию угрозы жизни и здоровью работников ООО "Ресторанный синдикат" выявленными нарушениями трудового законодательства, что фактически свидетельствует о несогласии заявителя жалобы с назначенным наказанием, нельзя принять во внимание.
Оценив добытые доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "Ресторанный синдикат" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом обстоятельств дела назначение ООО "Ресторанный синдикат" административного штрафа в максимальном размере без административного приостановления эксплуатации здания не противоречит требованиям закона.
При рассмотрении жалобы не установлено, что судьей районного суда были допущены какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, отсутствует, поскольку согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право подачи жалобы на мягкость примененного административного наказания предоставлено только потерпевшему.
Поданная должностным лицом жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания не содержит иных, кроме чрезмерной мягкости назначенного наказания, оснований к отмене постановления судьи, в связи с этим удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 18 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "Ресторанный синдикат" оставить без изменения, жалобу представителя главного инспектора труда государственной инспекции труда в г. Москве **** А.Н. без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.