судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреевой Н.В.
судей Меремьянина Р.В., Винокуровой Т.В.
при секретаре Марусеч О.И.
с участием прокурора Савельевой С.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.
дело по заявлению П.П.В. о признании частично недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж от 25.12.2009 года N 384-II, в части отнесения земельного участка, общей площадью 490 кв.м. с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: **** к территориальной зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы, как несоответствующие в указанной части Градостроительному кодексу Российской Федерации, о возложении обязанность привести Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в соответствие с Генеральным планом городского округа город Воронеж, изменив территориальную зону ИТ-1 в отношении земельного участка, общей площадью 490 кв.м. с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** на территориальную зону О-1
по апелляционной жалобе Воронежской городской Думы
на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 31 марта 2014 года
(судья районного суда Шумейко Е.С.)
УСТАНОВИЛА:
П.П.В. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил:
- признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года N 384-II, в части отнесения земельного участка общей площадью 490 кв.м. с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** к территориальной зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы, как несоответствующие в указанной части Градостроительному кодексу Российской Федерации;
- обязать администрацию городского округа город Воронеж привести Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в соответствие с Генеральным планом городского округа город Воронеж, изменив территориальную зону ИТ1 в отношении земельного участка общей площадью 490 кв.м, с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** на территориальную зону О1.
В обоснование своих требований П.П.В. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 490 кв.м., с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, находящиеся по адресу: ***, и расположенное на участке нежилое здание бывшего кафе. В целях приведения здания бывшего кафе, находящегося в аварийном состоянии, в пригодное для использования состояние, он обратился в администрацию городского округа город Воронеж с просьбой выдать градостроительный план земельного участка, который в соответствии с подп.5 п.3 ст.8, п.2 ст.51 ГрК РФ входит в состав документации, предоставляемой вместе с заявлением для получения разрешения на строительство (реконструкцию) здания. Ответом Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 07.10.2013г. N08/4-02/2-3229 ему было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка с указанием на то, что "в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. N384-II, рассматриваемый земельный участок находится в территориальной зоне с индексом ИТ 1 "Городские магистрали и улицы", не предусмотренной для строительства капитальных зданий. Таким образом, существует противоречие в части соответствия вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, где он расположен, поскольку согласно Правил землепользования земельный участок не подлежит застройке". Считает, что нормативный правовой акт Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в части отнесения территории, на которой расположен принадлежащий ему земельный участок, к территориальной зоне ИТ1 "Городские магистрали и улицы" противоречит положениям Генерального плана городского округа город Воронеж, ЗК РФ и ГрК РФ, а также нарушает его права собственника здания и земельного участка, установленные в подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ, ч.1 ст.209, 263 ГК РФ (л.д.4-5, 49, 81).
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 31 марта 2014 года постановлено:
- Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года N 384-II, в части отнесения земельного участка общей площадью 490 кв.м. с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** к территориальной зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы, признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу как несоответствующие в указанной части Градостроительному кодексу Российской Федерации и Генеральному плану городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008г. N422-II;
- Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года N 384-II, в части отнесения земельного участка общей площадью 490 кв.м. с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** к территориальной зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы, не подлежат применению с момента вступления решения суда в законную силу и должны быть приведены Воронежской Городской Думой в соответствие с законом, имеющим большую юридическую силу;
- опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере газеты "Воронежский курьер" (л.д.105-109).
Дополнительным решением Центрального районного суда г.Воронежа от 15 сентября 2014 года исковые требования П.П.В. об обязании администрации городского округа город Воронеж привести Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в соответствие с Генеральным планом городского округа город Воронеж, изменив территориальную зону ИТ-1 в отношении земельного участка общей площадью 490 кв.м, с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** на территориальную зону О-1 оставлены без удовлетворения (л.д.173-175).
В апелляционной жалобе Воронежская городская Дума просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований П.П.В. (л.д.116-121).
В судебное заседание явился представитель Воронежской городской Думы Гриднев А.В. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Воронежской городской Думы Гриднева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Савельеву С.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.П.В. принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 490 кв.м, с кадастровым номером *** земли поселений, расположенный по адресу: ***, и расположенное на данном участке здание, площадью 185 кв.м, назначение - нежилое, 1-этажное, инв.N116, лит.А.
Письмом администрации городского округа г.Воронеж от 07.10.2013 года N*** ему отказано в подготовке и выдаче градостроительного плана по тем основаниям, что принадлежащий ему земельный участок не подлежит застройке, поскольку согласно Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж находится в территориальной зоне ИТ 1 "Городские магистрали и улицы", не предусмотренной для строительства капитальных зданий.(л,д.15-16).
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п.24 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая требования П.П.В., суд первой инстанции в полном объеме проанализировал законодательство, регулирующее порядок принятия нормативно-правового акта, оспариваемые П.П.В. положения Правил, их соответствие нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
В силу п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии со ст.1 ГрК РФ под территориальное планирование понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно п.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 1 ст.18 ГрК РФ установлено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).
Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
По смыслу приведенных правовых норм, правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. N384-II были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II, содержит характеристики территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 4 ст. 19 Правил установлена территориальная зона ИТ1 "городские магистрали и улицы", к которой отнесен земельный участок принадлежащий П.П.В.
В соответствии с Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008г. N422-II, земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в функциональной общественно-деловой зоне, которая предназначена для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В общественно-деловых зонах допускается размещение гостиниц и иных объектов, предназначенных для временного проживания граждан; общежитий, предназначенных для проживания лиц, обучающихся в учебных заведениях, расположенных на территории зоны, а также подземных или многоэтажных гаражей. В зоне многофункциональной общественно-деловой застройки также допускается размещение многоквартирной жилой застройки в объемах, не препятствующих реализации общественно-деловой функции.
Вместе с тем, отнесение земельного участка к различным градостроительным зонам противоречит положениям п. 2 ст. 85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в части отнесения земельного участка, общей площадью 490 кв.м. с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: нежилое здание, расположенного по адресу: *** к территориальной зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы не соответствуют Генеральному плану городского округа город Воронеж и требованиям Градостроительного кодекса РФ и нарушают право П.П.В. на использование принадлежащего ему земельного участка в соответствии с установленным в отношении данного участка видом разрешенного использования и удовлетворил его требования в указанной части.
Решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, субъективному толкованию норм права, выводов суда не опровергают и отмену постановленного решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Воронежа от 31 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежской городской Думы - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.