СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Драчева Н.Н. по доверенности Иванова А.И., на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 октября 2014 года, по которому
в удовлетворении заявленных исковых требований об оспаривании действий, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, Драчеву Н.Н. - отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя истца Иванова А.И., представителя ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" Князьковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Драчев Н.Н. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", указывая на неправомерное исключение его ответчиком из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим и льготным основаниям, просил обязать восстановить на указанном учете с даты постановки, а также предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Ответчики с иском не согласились.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции истец, представитель администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Постановлением администрации МО " Эжвинский р-он г. Сыктывкара" "Номер обезличен" от 24.12.2004г. Драчев Н.Н. с составом семьи 2 человека ( включая сына) был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. проживал в кв. "Адрес обезличен" на жилой площади ... кв.м., при том, что экспликация данной комнаты в инвентарном деле БТИ ( "Номер обезличен" ) свидетельствует о фактическом размере жилой площади комнаты - ... кв.м.
Истец и его сын Драчев Д.Н., как на момент постановки на учет, так и в настоящее время зарегистрированы совместно в кв. "Адрес обезличен" . По договору на передачу жилого помещения в собственность "Номер обезличен" от "Дата обезличена" занимаемое жилое помещение передано им бесплатно в собственность в долях по ... в праве каждого, соответственно (запись о ГРП "Номер обезличен" от "Дата обезличена" .)
Кроме того, по договору купли- продажи от "Дата обезличена" . в собственность Драчева Д.Н. в полной доле приобретено жилое помещение - комната жилой площадью ... кв.м. в секции из пяти комнат площадью ... кв.м., в т.ч. жилой - ... кв.м., по адресу "Адрес обезличен" (запись о ГРП "Номер обезличен" от "Дата обезличена" .).
При обращении истца с заявлением о предоставлении ему, как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в предоставлении ЕДВ Драчеву Н.Н. было отказано Постановлением администрации МОГО "Сыктывкар" N 12\4981 от 25.12.2013г., администрации Эжвинского района МОГО "Сыктывкар" было рекомендовано рассмотреть вопрос о наличии оснований для сохранения истца на учете нуждающихся.
Распоряжением администрации Эжвинского района N 124 от 25.04.2014г. истец исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных общей и льготной категории по п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ (в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения).
Установив, что в настоящее время семья истца обеспечена жилыми помещениями более установленной нормы, руководствуясь нормами жилищного законодательства, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденными Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года N 190, которые определяли основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и действовали до введения Жилищного кодекса РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку правовых оснований для иного вывода не имеется.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью ниже установленного уровня, а также проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с п. 8 "а" Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года N 190, действовавших до 10 июня 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров.
Отпавшими основаниями для предоставления жилых помещений гражданам считались основания, перечисленные в п.27 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы РК от 27.05.1999 года за N 190 "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми", действовавшим до 10.06.2005 года. Указанная норма предусматривала возможность снятия граждан, состоящих на учете, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей с 1 марта 2005 года, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма на территории города Сыктывкара установлена 10,5 квадратных метров общей площади жилого помещения, норма предоставления по договору социального найма составляет 13,5 кв. м. общей площади на одного человека.
Как следует из материалов дела, принадлежащие Драчеву Н.Н., Драчеву Д.Н. жилые помещения по совокупности имеют жилую площадь ... кв.м. ( ... ), представляют собой две комнаты в квартирах по типу коммунальных, расположенных в доме секционной планировки.
Из содержания записи о ГРП следует, что комната площадью ... кв.м. расположена в секции из пяти комнат площадью ... кв.м., в т.ч. жилой - ... кв.м., комната площадью ... кв.м. расположена в секции из пяти комнат площадью ... кв.м., в т.ч. жилой - ... кв.м.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит определения того, что составляет общую площадь комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору социального найма, судебная коллегия считает необходимым применить в данном случае в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации по аналогии положений статей 15, 16, 42 того же кодекса.
Исходя из содержания положений названных статей Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
С учетом изложенного, суд первой инстанции при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, законно и обоснованно исходил из общей площади квартир, в которых расположены комнаты, принадлежащие истцу и члену его семьи, приняв во внимание площадь вспомогательных помещений пропорционально доле жилых комнат, принадлежащих истцу и его сыну.
Доводы жалобы об обратном, как и доводы жалобы о том, что при определении нуждаемости должна учитываться норма предоставления, составляющая для города Сыктывкара 13,5 кв.м. общей площади, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Во исполнение федерального законодательства, в Республике Коми принят Закон от 07.12.2011 N 147-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", статьей 1 которого предусмотрено, что предоставление гражданам, в том числе инвалидам, мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с п. 15 Порядка предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным частью 2 статьи 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения", орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в случаях, если представлены документы, которые не подтверждают нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий и право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на дату принятия решения;
Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий. Решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.
Поскольку материалами дела установлено, что Драчев Н.Н. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, не имеется.
По указанным основаниям, судебная коллегия считает выводы суда, изложенные в решении, правильными. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Драчева Н.Н. по доверенности Иванова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.